Тема самообразования "Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников"
методическая разработка

Зиборова Марина Валерьевна

Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_2018-2019.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2018 – 2019 учебный год

Тема:

«Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников»

Воспитателя старшей логопедической группы

Зиборовой Марины Валерьевны

МБДОУ " Детский сад компенсирующего вида № 53 "Сказка"

г. Озёрск

Высокая техника педагогического общения -
не только один из компонентов, но и ведущая
составляющая педагогического мастерства

М.И. Скаткина

Актуальность

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для педагога, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.

Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: воспитанники, родители, коллеги по работе. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма.

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи воспитателя. Профессиональное владение речью, как устной, так и письменной, важно для всех педагогов. Образная, грамотная, лексическая и интонационно богатая, логическая, живая речь в общении с детьми, родителями и коллегами позволяет решить многие узловые учебно-воспитательные задачи.

Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.

Цель: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции через овладение речевым этикетом, для формирования культуры речевого общения.

Задачи: 

- развивать умение слушать, понимать и анализировать чужую речь;

- формировать навыки успешного, эффективного речевого общения с учётом речевых ситуаций;

- систематизировать методы и приёмы формирования речевого этикета;

- пополнить словарь достаточным количеством этикетных формул;

- формировать умение выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

Планируемые результаты.

-  свободно вступать в речевой контакт в различных сферах общения, преодолевая внутренние психологические барьеры;

- ориентироваться в речевой ситуации, определять тактику речевого общения;

- стремиться к приобретению навыков культурного общения, умелого владения не только речью, но и мимикой, жестами.

Голос педагога.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

- Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

- Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

- Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

- С помощью голоса педагог должен уметь внушить собеседникам определенные требования и добиться их выполнения.

- Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Дикция педагога.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Выразительность.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени).

Ораторские приемы

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям.

Лексические приёмы: тропы (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.)

К нормам культуры поведения относятся:

- вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

- корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

- тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

- деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

- скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

- простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

- обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Принципы делового этикета (по Д. Ягеру):

  1. Делать всё вовремя.
  2. Не болтать лишнего.
  3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.
  4. Думать о других, а не только о себе.
  5. Одеваться как положено.
  6. Говорить и писать грамотным языком.

Примерный кодекс общения педагога:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Формы работы с родителями

  1. Родительские собрания.
  2. «Круглый стол»
  3. Наглядные формы работы (памятки, буклеты, папки-передвижки, стенды, фотовыставки)
  4. Консультации (устные и письменные)
  5. Дискуссии
  6. Семейный клуб
  7. «Устный журнал»

Л.Б. Невалина предлагает придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

- Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

- Не терять самообладания; бестактность, брань - признак слабости и отсутствия аргументов.

- Опираться на факты и логику.

- Быть лаконичным.

- Прогнозировать последствия своих слов.

- Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

- Уметь признать свою ошибку.

- Избегать нечестных приемов в споре.

- Не попадаться на удочку комплиментов.

Перспективное планирование по теме самообразования

Направление работы

Формы работы

Сентябрь (Информационно – аналитический этап)

  1. Изучение литературы по теме самообразования (основы, назначение речевого этикета).
  2. Формирование методической копилки.
  3. Разработка перспективного планирования.
  4. Самооценка затруднений в общении с родителями (на начало работы по самообразованию)

Октябрь (Практический этап)

Работа с родителями

Изучение условий семейного воспитания

«Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя»

Анкетирование «Комната для ребенка»

Папка – передвижка «Учим ребенка общаться»

Работа с педагогами

Консультация «Традиции семейного воспитания»

Ноябрь

Работа с родителями

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в группе

Беседа «Игровая деятельность в воспитании дошкольников»

Папка – передвижка «Воспитываем чувство ответственности ребенка»

«Буклеты «Воспитываем сына», «Воспитываем дочь»

Декабрь

Работа с родителями

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультация «Дети – зеркало взрослых»

Памятка «Современная семья»

Брошюры «Формирование личности ребенка на разных этапах его развития»

Январь

Работа с родителями

Взаимодействие с родительским комитетом

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности.

Памятка «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми»

Личные беседы по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников.

Работа с педагогами

Памятка «Эффективное взаимодействие с родительским комитетом»

Февраль

Работа с родителями

Совместная деятельность родителей и детей

Консультация «Роль этикета в воспитании детей»

Совместная работа родителей с детьми «Словарь добрых слов»

Памятка «Уделите ребёнку внимание»

Личные беседы «Организация семейного чтения»

Работа с педагогами

Памятка «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи»

Март

Работа с родителями

Повышение уровня авторитета родителей

Родительский всеобуч «Безопасность детей в дома и на улице, занятость воспитанников в выходные дни»

Папка – передвижка «Авторитет родителей»  (его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью)

Консультация «Авторитет родителей в глазах ребенка»

Работа с педагогами

Буклет воспитателям «Уровень авторитета родителей в глазах педагогов»

Апрель (Итоговый этап)

Работа с родителями

Выстраивание эффективного диалога с семьёй

Брошюра  «Возможности семьи в речевом развитии ребенка»

Памятка «Игрушки и анти-игрушки»

Работа с педагогами

Консультация «Диалог взрослых в детском саду»

Май

Педагогическая диагностика на конец учебного года «Оценка уровня взаимодействия педагогов с родителями».

Отчет о самообразовании на итоговом пед. совете – М/О

Презентация «Речевой этикет в общении с родителями воспитанников»

Оформление методических рекомендаций по теме самообразования.

Использованная литература:

  1. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья», Издательство: Карапуз, 2002 г.
  2. Десяева Н.Д. «Культура речи педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений» - М.: издательский центр «Академия», 2006 – 192 с.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект»
  4. Капкан М.В. «Деловой этикет» Учебное пособие, издательство Уральского универститета, 2017 г.
  5. Л.И. Федорова «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образования» Учебное пособие, издательство Педагогического университета «Первое сентября» 2014 г.
  6. Л.И. Федорова «Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» Учебное пособие, издательство Педагогического университета «Первое сентября» 2014 г.
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/06/24/osnovnye-napravleniya-raboty-s-roditelyami-v-usloviyah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для педагогов "Продуктивное общение с родителями воспитанников"

В памятке изложены рекомендации по продуктивному общению с родителями....

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Рекомендации для молодых педагогов в общении с родителями воспитанников

Работа с родителями очень важный момент в работе любого педагога, родители и воспитатели - это союзники в развитии и воспитании детей. От того, как сложатся отношения двух сторон, зависит психологичес...

Практикум с педагогами «Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»

Материал для педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Консультация для педагогов "Виртуальное общение с родителями воспитанников - как сделать его эффективным?"

Консультация для педагогов "Виртуальное общение с родителями - как сделать его эффективным?"Рекомендации педагогам ДОО по организации виртуального общения с родителями воспитанников ДОО. Зна...

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...