Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Мельникова Елена Сергеевна

 

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_melkoy_motorike_19.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно- с самого раннего возраста.

С 2017 года я работаю  над развитием мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Работая в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 лет до 3 лет, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал, материал для изобразительной деятельности. Но наблюдая за действиями детей, отметила напряженность движений, неточность при выполнении упражнений. Проводимая ежегодная диагностика развития мелкой моторики показывает, что в среднем около 60 % вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики а, 40 % - средний уровень. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со сменным воспитателем, родителями , педагогами.

В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей дальнейшей деятельности: совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3.Повысить компетентность родителей в вопросе развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи, с использованием различных форм, методов и приемов.

Предполагаемый результат:

-усовершенствована развивающая предметно - пространственная среда;

- положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка

Проводимая работа велась в следующих направлениях:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

-работа с педагогами.

В течение учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание РППС: т. е. я уделила внимание организации уголка сенсорики. Для этого был пополнен уголок : книжками-шнуровками,  пособием для игр с прищепками, различными пирамидками и кубиками вкладышами. Ребята играют с данными пособиями, и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

Собрано много материала на использование пальчиков игр:

-игры с песком;

- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы);

- картотека пальчиковых игр, которые направлены развитие мелкой моторики рук;

- конструирование.

В своей практике я использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

С детьми были проведены следующие мероприятия:

- Ежедневно играли с детьми в пальчиковые игры, такие как: «Мышки»,

«Капуста», «Пальчик – мальчик», «Моя семья», «Дом», «Наши алые

цветки», «Замок» и т. д.

- Ежедневно, в индивидуальной работе, играли в настольные игры для рук

и пальцев (мозаика, лото, пирамидка, игры с кубиками, крышками,

прищепками, складывание рисунка из 2-4 частей, игры с пластилином,

перекладывание фасоли и гороха из емкости в емкость);

делали массажрук(для массажа мы использовали - карандаши, шишки, бигуди, крупяныемешочки, морские камушки);

-были проведены игровые занятие на световом столе с песком.

-проводились занятия по нестандартному рисованию ( пальчиками, ватными палочками), лепка из пластилина.

Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

• Индивидуальные беседы;

• Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста»;

«Игры на развитие мелкой моторики рук»;

«Для чего необходима пальчиковая гимнастика»;

• Сообщение на родительском собрании «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и мышления»

• Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем».

В дальнейшем я так же планирую работать в этом направлении.

Для развития мелкой моторики рук рисовали, используя нетрадиционные

методы: рисование руками , пальцами, ватными палочками.

Для педагогов 2 отделений ДОУ было проведено открытое занятие «Кошка в гостях у ребят»,где в заключительной части дети рисовали на световом столе с песком мячики для кошки.

Выступала на РМО воспитателей «Сенсорная комната как развивающий компонент в воспитательно-образовательном взаимодействии с детьми дошкольного возраста» по теме « Проект «Песочная фантазии». Этот проект был представлен на Всероссийском конкурсе « Изумрудный город», где занял 1 место в номинации: лучший педагогический проект.

Проект «Песочные фантазии» был опубликован на сайте «Инфоурок».

Выступала на РМО педагогов-психологов «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ посредством занятий с песком», была представлена презентация из опыта работы на тему:  «Развитие эмоционально-волевой сферы посредством работы с песком у детей с ОВЗ».

Был проведен мастер-класс для педагогов на тему «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5-3 лет»

Была изготовлена картотека « Игры для развития мелкой моторики с нетрадиционными пособиями». Педагогическое пособие было представлено в  Евразийском институте развития образования имени Януша Корчака, где заняло 1 место.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали более координированными.

В процессе многочисленных занятий, игр и упражнений, дети лучше стали пользоваться кисточкой, карандашом, столовыми приборами.

Нужно отметить тот факт, что работа по развитию мелкой моторики положительно повлияла на речь детей. Большинство воспитанников стали лучше проговаривать слова, четче произносить звуки.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, удалось повысить уровень развития мелкой моторики детей.

Все цели и задачи, поставленные на этот год, я выполнила.

В следующем учебном году я планирую:

1.Продолжить работу по теме «Развитие мелкой моторики в разных видах

деятельности детей» (игра, худ.творчество, пальчиковые гимнастики и мн.

др., с нестандартным оборудованием).

2.Продолжать сохранять благоприятный эмоционально – психологический

климат в группе;

3.Находить и применять инновационные методы и подходы по своему

приоритетному направлению.

Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и профессионализм педагога, постоянная работа под повышением своей профессиональной компетентности. В этом мне помогают:

- участие в методических мероприятиях детского сада;

-обобщение опыта работы на педагогических часах в детском саду;  самообразование. Я проектирую рост профессионализма через программу саморазвития, ежегодно мною составляются планы по самообразованию. За этот год  наблюдается рост моих теоретических знаний и практических умений по теме «Развитие мелкой моторики». Такой контакт со всеми субъектами образовательного сообщества повлияли на рост моей коммуникабельности, рост творческого потенциала и профессионализма. Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.

В своей дальнейшей работе с детьми данной группы, я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук и к семи годам дети научатся управлять своими пальцами, овладеют основными графическими навыками, и это будет являться фундаментом успешного обучения письму в школе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Воспитатель Зайцева Т.А.

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»...

Отчет по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

Консультация для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.»

Консультация для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.»...

Перспективный план работы по теме самообразования "Развитие мелкой моторики дошкольников".

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего тео...

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г....