Отчет по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ламакина Ольга Геннадьевна

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

                                                                                                               В. А. Сухомлинский

Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев  рук детей дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_planu_samoobrazovaniya_palchik-ya_gimnastika.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА»

Отчет по теме самообразования

(1.09.2018 - 31.05.2018):

 «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Ламакина Ольга Геннадьевна

 

2018 г.

Отчет по теме самообразования:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

                                                                                                               В. А. Сухомлинский

Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев  рук детей дошкольного  возраста.

Задачи:

1. Подготовить методический материал по данной теме,  картотеку пальчиковых игр.

2.  Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

3.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук

 5. Улучшить общую двигательную активность

 6. Содействовать нормализации речевой функции

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми

9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

10.  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного  возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов

11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы

12. Разработать перспективный план работы с детьми

13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

16. Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста»

Прогнозируемый результат:

 

  1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить  память, внимание, терпеливость.
  3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы реализации проекта:

  1. Проведение первичного диагностического исследования.
  2. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
  3. Беседы консультации с родителями.
  4. Проведение контрольного диагностического исследования.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

   Ученые (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина  и др.)  подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

    Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. На протяжении длительного времени наблюдаю за развитием мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому  глубже изучаю эту тему, чтобы помочь детям при подготовке к школе. В сентябре провела диагностику детей своей группы.

Результаты диагностики на начало учебного года.

НАЧАЛО ГОДА:  ВЫСОКИЙ – 19,8%   СРЕДНИЙ – 33%    НИЗКИЙ – 47,2%

   На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук.                                                                                                                                 Я стала активно внедрять в работу с детьми пальчиковые игры, в течение трёх месяцев мы играли в эти игры, затем постепенно, комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись. 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

 

Работа с  детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • биоэнергопластика -    соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук
  • пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий)

Индивидуальная работа

с детьми:

  • Массаж кистей рук
  • лепка из пластилина

 с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)

  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой

Свободная самостоятельная деятельность детей:

  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты, работа по клеточкам
  • дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор)
  • пазлы, мозаика
  • аппликация

                   В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

 

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей:

 «Как развита мелкая моторика

у вашего ребенка?»

2.Совместное оформление информационно-наглядного материала по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    дошкольного возраста»

3. Индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

3.Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук»

4.Семинар-практикум: «Здравствуй, пальчик как живешь?»

5.Выступление на родительском собрании: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2017 - 2018 учебный год» 

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАЙ

Самореализация

1.Изучить литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    дошкольного возраста»

2.Внедрение в работу с детьми  дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников

3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

5.Составить картотеку упражнений  по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Изучение методической литературы

Работа со следующей научной и учебно-методической литературой:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.

10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.

11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Работа с родителями:

    В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями. Провела  анкетирование родителей: «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»    

Совместное  оформление с родителями  информационно-наглядного материала по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста».                                      

Индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

Подготовила  консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика», «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук».

Подготовила для родителей: семинар-практикум: «Здравствуй, пальчик как живешь?»

Изучив необходимую литературу, я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с некоторыми  методиками развития мелкой моторики рук, и, получив одобрение,  постепенно стала внедрять их в свою работу.                                                                                             Подготовила для итогового родительского собрания: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2017 - 2018 учебный год».  

Работа с  детьми: С детьми была проведена следующая работа: пальчиковые игры, физкультминутки, занятия по биоэнергопластике (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук), т.е. синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей; пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий). Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии), лабиринты, работа по клеточкам, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор) пазлы, мозаика, аппликация.

Индивидуальная работа с детьми: Массаж кистей рук, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.), нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

Работа с педагогами:

1.Подготовила консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

2. Оформила  папку - передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

3. Подготовила выступление на педсовет: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста»

Самореализация: 

1.Изучила  литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста»

2.Внедрила в работу с детьми  дидактические игры  и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников

3.Составила картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Подготовила консультацию для воспитателей: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

5.Составила  картотеку упражнений  по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

7.Оформила  папку - передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

8.Подготовила выступление на педсовет: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста»

  Работа с научной и учебно-методической литературой:  

 Изучила следующую литературу:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.

10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.

11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.

Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.

 Родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы: дети стали лучше говорить, выучили много пальчиковых игр.

       Таким образом, использование разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Дети стали достигать лучшего уровня развития мелкой моторики.

Результаты диагностического исследования развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.

НАЧАЛО  ГОДА:  ВЫСОКИЙ – 19,8%   СРЕДНИЙ – 33%    НИЗКИЙ – 47,2%

КОНЕЦ   ГОДА:    ВЫСОКИЙ – 38,5%        СРЕДНИЙ – 38,5%      НИЗКИЙ – 23%

Динамика развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста на конец учебного года составляет – 18,7%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов....

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...

Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...

Тема самообразования Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Тема по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г....

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации»

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации"...