Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД ФГУП «МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР» - ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ ИМ. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

Отчёт по теме самообразования

«Развитие мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности»

за 2019 – 2020 учебный год

Подготовила:

воспитателя I квалификационной категории

Андреевой И.В.

Доклад

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник»

Актуальность развития мелкой моторики определена в целевых ориентирах

ФГОС « …на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита

крупная и мелкая моторика». Опыт работы с детьми старшего дошкольного

возраста показал, что не у всех детей достаточно развита мелкая моторика рук.

Многие дети с трудом берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут

застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Моторная неловкость в

выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и

часто недовольство взрослых вынуждает ребенка избегать выполнения

действий, которые он должен выполнять. Поэтому платье с мелкими

пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный – лучше

поиграю с машинами».

      Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для него качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его

умственного и психического развития.

       Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на

формирование речевых зон и положительно влияют на кору головного мозга

ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и

умственного развития ребенка

       Однако умелыми пальцы становятся далеко не сразу. Игры и упражнения, пальчиковая гимнастика, помогают детям уверенно держать карандаш,

строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и

пластилина. Главное, чтобы данные занятия приносили только положительные

эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка ручку и

мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и

даже раздражение.

      Хорошие условия для развития мелкой моторики создают

занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата

изображения не предоставляют возможность полностью развивать мелкую

моторику кисти. Поэтому необходимо искать новые методы, приемы и условия

работы, которые могли бы гармонично включаться в процесс художественно –

творческой деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые и разнообразные материалы, возможность выбора, интересные для

детей повторяющиеся задания – вот что помогает не допустить в

художественную деятельность однообразие и скуку. Именно все это

реализуется в творческой деятельности с применением  нетрадиционных

художественных техник.

 С помощью нетрадиционных способов изобразительной деятельности у

ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук

становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики, развивается

захват мелкого предмета двумя пальцами.

 О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить

бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Что только не

делаем мы с этим благородным материалом – и режем, и клеим, и мнем, и

закручиваем, и сворачиваем. А все для того, чтобы превратить плоский

бумажный лист в чудо - расчудесное, которым можно и глаз порадовать и в

дело применить.

 Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики у детей

дошкольного возраста является объемная аппликация из комочков.

Каждый такой комочек, как один мазок кисти в создании картины.

Аппликация из комочков – работа не сложная, но кропотливая, она

требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной

ловкости. Очень важно правильно подобрать материал для изготовления поделок в этой технике. На помощь приходят обычные бумажные салфетки.

Белые или разноцветные, с рисунком или без – салфеток в наших домах, как правило, много. Но в погоне за новыми материалами мы часто не обращаем на салфетки внимания. А ведь они обладают и гибкостью, и легкостью, и способностью держать объем.

В общем, отличная идея – аппликация из салфеток.

Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное,

но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики

развивает глазомер у старших дошкольников, а скручивание их в комочки – мелкую моторику у детей всех возрастных гупп. Это могут выполнять даже дети раннего возраста.

Сначала дети выполняют пальчиковую гимнастику, затем сминают салфетки.

С каждым разом квадратики салфеток становятся все меньше, а пальчики детей все более

ловкими, комочки – более плотными. Путем сминания кусочков бумажной

салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют

для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные

места. Работы, выполненные в технике «аппликация из салфеток», отличаются

красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются

этим видом аппликации, получая удовольствие от работы, выполненной

своими руками.

 Наиболее интересным видом художественной деятельности является

нетрадиционный вид аппликации – бумажная филигрань – «квиллинг». С

помощью этой техники можно получить различные шедевры, за одну – две

минуты из радуги полос бумаги можно создать двух – трехмерные формы

квадрата, овала, звезды, конуса. Затем эти объемные формы, соединяясь, и

перетекая друг в друга, создают каскад различных фигур, листьев, цветов и т.д.

Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, или без

использования инструмента, а своими руками, ребенок активно развивает

мелкую моторику рук. Занятия квиллингом требуют от ребенка

усидчивости и аккуратности в работе, но особая прелесть состоит в том, что

работы получаются с первого же раза, что очень нравится детям.

Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер.

Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать, помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,

блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Работа с различными материалами, в различных нетрадиционных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

В работе по развитию мелкой моторики рук рекомендуются  следующие техники аппликации:

1. Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

2. Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

3. Модульная аппликация (мозаика).

Техника, при которой образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

4. Симметричная аппликация.

Основа этой техники изображений - заготовка – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

5. Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение. При помощи ленточной аппликации мы получаем настоящую гирлянду из нужного изображения.

6. Квиллинг.

Иное название – бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

7. Складывание «гармошкой».

Гармошка - одна из разновидностей ленточной аппликации. Складывая лист бумаги гармошкой, и перегнув его пополам, получается веер.

8. Пластилинография.

Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Работать с пластилином всегда доставляет детям огромное удовольствие.

9. Аппликация из крупы.

Такой способ имеет множество преимуществ. Одним из них является то, что такие картины могут делать даже самые маленькие, потому как рисунки создаются без применения ножниц. А в процессе пересыпания крупы хорошо развивается мелкая моторика, благодаря чему речь малыша развивается гораздо быстрее.

10. Аппликация из ниток.

Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе. Нитки – прекрасный материал для аппликаций. С ними можно придумать много всего интересного.

11. Аппликация из ладошек.

Дети с удовольствием обрисовывают свои ручки, ножки и создают аппликации своими руками. Им интересно делать аппликацию при помощи своей ладошки.

Используя технику обрисовывания ладошек, можно сделать разные аппликации. Нет предела фантазии – будет это ёжик, рак или огромный цветок. Всё зависит от настроения и полёта ваших мыслей.

12. Аппликация из листьев.

Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т. п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

13. Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

• возможность создавать шедевры без ножниц;

• развитие мелкой моторики маленьких ручек;

• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

• широкие возможности для проявления креатива.

Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Если систематически их использовать в работе с детьми, то можно добиться определенных положительных результатов. Ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка.

Аппликация способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка. Создавая новые сюжеты, ребенок развивает свое воображение. При изготовлении аппликации происходит изучение новых цветов и геометрических форм. При работе с разными материалами (ватой, бумагой, крупой) происходит развитие тактильных ощущений.

Дети успешно учатся при передаче сюжета располагать изображения на всей площади поверхности листа бумаги, картона или ткани в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Создавая знакомые сюжеты, ребенок расширяет свои знания о количестве предметов, их расположении в пространстве, знания о природе, животном мире и человеке.

Выпоняя  совместную аппликацию вместе с другими ребятами, ребенок учится помогать другу, дополнять творение своими идеями и видеть идеи других детей, радоваться совместно достигнутому результату. Заканчивая работу, ребенок радуется и гордится своим шедевром. Это лучший стимул для успешного развития ребенка и дальнейшего творчества.

Помимо развития мелкой моторики, дети, постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки:

— аккуратность;

— настойчивость;

— сосредоточенность;

— выдержку;

— самостоятельность.

Еще раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является

стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для

коры головного мозга в целом. Мелкая моторика в жизни и деятельности

выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит

ненужные в данный момент психологические процессы, обеспечивает

избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или

деятельности.

 Основная задача занятий нетрадиционной художественной деятельности

состоит в том, чтобы сделать доступными, интересными и легко выполнимыми

все задания для ребенка, в результате которых происходит развитие мелкой

моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Тема самообразования Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...