Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
    методическая разработка по аппликации, лепке на тему

    Румянцева Людмила Николаевна

    В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoki_sposobnostey_i_darovaniya_detey.docx17.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - писал В.А.Сухомлинский.[7,с.220]

    Одним из эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции, заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений. В процессе изобразительного творчества, манипуляцией с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

    Проблемой развития нетрадиционных техник изодеятельности занимались:  Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова и др.

    Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.

    Поэтому мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками помимо стандартных и нетрадиционные техники изобразительного искусства. Нетрадиционные техники изобразительного искусства – это способы создания нового, оригинального. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.

    Существует много различных видов нетрадиционных техник изобразительной деятельности – это рисование пальчиками, кляксография, пластилинография, салфеточная аппликация, квиллинг, торцевание, оригами и многое другое. Каждая техника по-своему хороша и положительно влияет на развитие мелкой моторики дошкольника. Самое главное – это правильное использование. Не нужно хвататься за всё и сразу, а выбрать для себя что-то интересное. И, конечно же, немаловажен индивидуальный подход к детям и их возрастные возможности.

    Мы хотим немного поделиться своим опытом работы в данной области и рассказать о некоторых видах нетрадиционных техник изодеятельности.

    С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы (как индивидуальные, так и коллективные). Начинает развиваться воображение детей. Обычные «отпечатанные» ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и многое другое. Таким образом, можно создавать целые картины.

    В среднем возрасте мы познакомили детей с салфеточной аппликацией, пластилинографией.

    Салфеточная аппликация хороша тем, что доступна маленьким детям, не требует особых материальных затрат. Дети с удовольствием скатывают из небольших кусочков бумажных салфеток шарики и наклеивают их на основу. Вначале шарики получаются рыхлые, не плотные, т.к. пальчики ещё не в совершенстве справляются с данной задачей. Поэтому работы получаются простые, например «мимоза», «снежок» и др. В дальнейшем, когда пальцы рук детей более адаптированы к данной задаче, работы можно усложнить. Детям предлагаются основы с нарисованными на них контурами каких то предметов, животных, птиц и др. Эти контуры заполняются салфеточными шариками. Работы получаются красочными, яркими. В каждой работе проявляется индивидуальность ребёнка.

    Пластилинография – новый вид нетрадиционной техники изодеятельности. Основной материал – пластилин. Представляет собой создание лепных картин на горизонтальной поверхности. Данная техника является более сложной, нежели предыдущие, т.к. требует больших усилий работы пальцев, усидчивости. Но не смотря на это тоже нравиться детям. Работы получаются неординарными, индивидуальными.

    Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывают квиллинг и торцевание. Они вносят определённую новизну в нашу деятельность, делают её более увлекательной и интересной. Но использовать эти виды нетрадиционных техник изодеятельности мы советуем в работе с более старшими детьми.

    Квиллинг – бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки  длинных и узких полосок бумаги. Данная техника не требует значительных материальных затрат для её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, т.к. для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость и аккуратность. Работа пальцев в данном случае более кропотлива и требует определённых навыков. Но дети с удовольствием пробуют, учатся каждый в силу своих индивидуальных способностей достигает определённых результатов.

    Торцевание – это одна из новых нетрадиционных техник изодеятельности. Ещё малоизвестная, но очень быстро обретает новых поклонников и завоёвывает популярность. Очень красивая и при этом лёгкая техника изготовления детских поделок.С помощью торцевания можно создавать объёмные картины, украшать различные предметы. Элемент «торцовка» - представляет собой сжатый виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаётся задуманная работа. Очень похожа на салфеточную аппликацию, но более сложная. Данная техника в своей работе так же требует усидчивости, терпения и аккуратности. Изготавливаемые элементы требуют более точной и ловкой работы пальцев. Но полученный впоследствии кропотливой работы результат приносит колоссальное удовлетворение.

    Мы поделились только некоторыми нетрадиционными техниками, но их достаточно много. И все они уникальны, интересны, индивидуальны. Каждая из них имеет свою эффективность в развитии мелкой моторики рук дошкольника. Так же хочется добавить, что занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать не только мелкую моторику, но и фантазию, воображение, память, речь, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Ещё раз хочется добавить, что применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует активизации творческого потенциала личности дошкольника.

    Список литературы:

    1. Белинова Н.В. Дискурсивный подход к системе дошкольного образования/Н.В. Белинова//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. -№2. -С. 43-46.
    2. Бобкова Е.В. «Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.festival.1september.ru > articles.
    3. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
    4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва, издательство «Карапуз – Дидактика», 2007г.
    5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». СПб, КАРО, 2010г.
    6. Суздальцова А. «Применение нетрадиционной техники – пластилинографии, в изобразительной деятельности детей» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.maam.ru > plastilinografiya.
    7. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев, «Радянська школа», 1969г.

    Яковлева Е.В. «Торцевание как средство развития мелкой моторики у дошкольников. Педагогический опыт: теория, методика, практика


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

    Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

    Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

    Самообразование воспитателя на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительного искусства.

    Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики...

    Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

    Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...