Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)

Кочергина Наталья Викторовна

Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности позволил обнаружить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями. 

Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
  2. Недостаточность практических умений по развитию моторной техники рук у воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования.

 

В связи с этим, темой по самообразованию я выбрала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_melk_motorika.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

л                                                                               УТВЕРЖДАЮ:      

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 89

Василенко А.Ю._________________      

 «__» ___________ 2021 г.                                                                                                                                                    

Программа по самообразованию

«Развитие мелкой моторики

у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Разработала:

Кочергина Наталья Викторовна

Воспитатель МАОУ СОШ № 89 г. Тюмень

Дошкольное отделение

Содержание

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

5

4.

Цель и задачи Программы

6

5.

Предполагаемые результаты

7

6.

Этапы реализации Программы

8

7.

План деятельности по теме самообразования

9

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

9

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

14

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

15

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

16

8.

Литература

17

  1. Паспорт Программы

Название

программы

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Автор-разработчик

Воспитатель Кочергина Наталья Викторовна

Нормативный срок освоения

программы

Один год

Основания для разработки

программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  5. Устав МАОУ СОШ № 89 (дошкольное отделение)
  6. Программа развития МАОУ СОШ № 89 (дошкольное отделение)

Образовательная программа дошкольного образования МАОУ СОШ № 89 (дошкольное отделение)

Цель

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  2. Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по развитию мелкой моторики у детей.
  6. Создать условия для развития моторики рук у дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики у детей и обучения их нетрадиционным техникам рисования.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию мелкой моторики у дошкольников.
  2. Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
  2. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
  3. У ребенка сформирован сенсорный опыт: умеет выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
  4. У ребенка развита моторная техника рук: сила кисти и пальцев, мускулатура рук.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности позволил обнаружить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.  

Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
  2. Недостаточность практических умений по развитию моторной техники рук у воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования.

В связи с этим, темой по самообразованию я выбрала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.

  1. Актуальность выбранной темы

Для детей дошкольного возраста одним из необходимых условий полноценного развития является развитая мелкая моторика рук.

В настоящее время у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание. Это происходит потому, что у них нет возможности для развития моторных движений рук: ботинки и сапожки не на шнуровках, а на липучках, курточки не на пуговицах, а на молнии. Детям стало проще одеваться и раздеваться, но исчез навык завязывания и застёгивания.

А ведь развитие мелкой моторики – это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Благодаря моторике происходит формирование представлений о некоторых внешних свойствах предметов: форме, величине, материале.

Определив актуальную тему, я решила, что активизировать и развить моторную технику рук дошкольников можно посредством художественно-творческой деятельности, в частности – нетрадиционных техник рисования. В процессе этой продуктивной деятельности будет развиваться сила кисти и пальцев, мускулатура рук. К тому же, сформируются навыки ручного труда, дети приобретут сенсорный опыт.

Актуальность данной темы заключается ещё и в том, что у детей посредством оригинальной игровой формы взаимодействия накапливаются представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.

Особенности применения нетрадиционных техник рисования:

- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;

- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- активнее формируются изобразительные навыки и умения;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- формируются навыки контроля и самоконтроля;

- закладываются основы наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современными подходами к развитию дошкольников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.

3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.

4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.

5. Организовать и провести мониторинг по развитию мелкой моторики у детей.

6. Создать условия для развития моторики рук у дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 

7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики у детей и обучения их нетрадиционным техникам рисования.

9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

 

  1. Предполагаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию мелкой моторики у дошкольников.

2. Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры,  упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

1. Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.

2. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.

3. У ребенка сформирован сенсорный опыт: умеет выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.

4. У ребенка развита моторная техника рук: сила кисти и пальцев, мускулатура рук.

  1. Этапы реализации Программы

Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития моей профессиональной компетентности:

I этап – проектный

В рамках этого этапа я:

  1. Анализирую свои профессиональные проблемы.
  2. Определяю приоритетные направления по самообразованию.
  3. Создаю условия для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.

На первом этапе я изучаю научно-методическую литературу, современное состояние проблемы, определяю психолого-педагогические условия реализации темы и средства для эффективного формирования профессиональной компетентности.

II этап – практикоориентированный

На втором этапе я:

  1. Разрабатываю план деятельности по теме самообразования.
  2. Обеспечиваю условия для реализации программы.
  3. Внедряю в свою профессиональную деятельность необходимые знания и умения.

План деятельности по теме самообразования включает различные форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых занятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, которые включены в программу.

III этап – обобщающий

На третьем этапе я:

  1. Анализирую результаты программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщаю опыт работы по теме самообразования.  
  3. Определяю перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе провожу качественную и количественную обработку полученных результатов, их теоретическую интерпретацию. После анализа и обобщения результатов внедряю в практику полученный опыт работы и популяризирую его.

7. План деятельности по теме самообразования

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

2.

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

- изучить методические пособия и программы:

  1. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007;
  2. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012;
  3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012;
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017;
  5. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012;
  6. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2007.

- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников   нетрадиционным техникам изодеятельности:

1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год.
Научно-методический журнал № 6. 2008;

2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2;

3) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;

4) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006;

5) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004;

- разработать дидактические игры на основании методических пособий:

1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010;

2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005;

3) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015;

4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001;

5) Дмитриева В.Г.  Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2017.

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

- дидактические игры и игровые упражнения «Волшебные верёвочки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Весёлые пальчики», «Подбери краски», «Пальчики и краски», «Собери букет» и др.;

- игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги на основе нетрадиционных техник рисования: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Волшебные картинки»,

«Составь портрет» и др.

- развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др.;

- конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др.;

- развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»;

- пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Цветок», «Замок», «Домик», «Пианино», «Веселая семейка», упражнения типа «кулачок – ребро – ладошка» и др.

- рекомендации и консультации для родителей «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Тренируем пальчики детей дома» и др.;

- консультации для педагогов «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию», «Методы развития мелкой моторики у дошкольников»,  

- буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета».

4.

Проектирование деятельности

- разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;

- разработка комплексно-тематического плана по теме самообразования.

5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддержка

доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»;

-  развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.;

- мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».

3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

- с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»;

- со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»;

- с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся рисовать».

7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»;

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм на развитие мелкой моторики;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме;

- пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей.

7.4. Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 представление опыта в форме:

- проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;

- презентаций «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Сенсомоторные игры по художественно-эстетическому развитию детей»;

- выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по развитию мелкой моторики у воспитанников»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности по теме;

- публикаций «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с дошкольниками в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования», «Игры, развивающие мелкую моторику рук у детей».

8. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  2.  Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Дмитриева В.Г.  Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2017.
  5. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». -  М.: Просвещение, 2004.
  6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  8.  Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
  9.  Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
  10.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
  11.  Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
  12.  Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
  13.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
  14.  Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
  15.  Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
  16. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
  17. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
  18.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  19. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
  20.  Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012.
  21. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
  22. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

       Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

Самообразование «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

laquo;Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....