Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
методическая разработка
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 18»
Аннотация опыта работы
по теме
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Бутько Елена Александровна
Еманжелинск, 2020
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников и широко применять в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность работы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне), и опираться на них в процессе его творческого развития.
Целью работы является развитие творческих способностей детей,
посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
При достижении поставленной цели решались следующие задачи:
- Развивать эстетическое восприятие художественных образов, предметов и явлений окружающего мира;
- Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами;
4. Формировать у детей технические навыки рисования.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.
6. Формировать умение брать на себя роль художника – творца.
Объектом исследования являются нетрадиционные методы и методики рисования.
Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным методам рисования.
Для успешного развития творческих способностей детей необходимы условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией:
- создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
- создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
- введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
- развитие наблюдательности; использование наглядности;
- обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
- последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
- применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
- учет индивидуальных особенности детей.
Работа ведётся в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Для достижения поставленных целей и задач в работе, я использую, доступные для детей дошкольного возраста, нетрадиционные техники рисования.
Для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности воспитанников были созданы необходимые условия для работы по нетрадиционному рисованию, были подобраны материалы и инструменты, доступные детям.
В процессе работы с детьми по освоению нетрадиционных техник рисования мы с детьми используем такие приемы, как рисование изображаемых фигур пальцем в воздухе, обведение пальчиком контура рисунка на листе. Это хорошие методы закрепления материала. Но в процессе такой деятельности ребенок не видит результатов своего труда.
Мною было разработано дидактическое игровое пособие – сенсорный планшет, направленный на развитие пространственного мышления и мелкой моторики.
Планшет представляет собой картонную основу с прикрепленным файлом, в который заливается клей ПВА и проклеивается скотчем по периметру для герметичности.
Принцип его работы прост: ребенок рисует пальцем по рабочей поверхности планшета, он видит то, что он нарисовал, а не понравившийся рисунок можно убрать, проведя ладонью по поверхности (показ принципа работы).
Использование данного планшета на занятии позволяет экономить время, бумагу, развивает воображение ребенка, дает возможность исправить непонравившееся изображение и позволяет увидеть результат своих действий.
На занятиях по нетрадиционному рисованию использование этого планшета позволяет закрепить навыки рисования основных элементов, изображаемых в детских рисунках поочередно то одной, то другой рукой (круг, линия, волна, зигзаг).
Также возможно его использование в других областях непосредственно образовательной и игровой деятельности ребенка.
Создание материальной базы, стимулирующей и обеспечивающей работу детей и развитие их творческих способностей, не требует определенных физических и материальных затрат: можно рисовать пальчиками и ладошками, а также использовать легкодоступные средства (ватные палочки, кусочки поролона, мятую бумагу, зубную щетку, коктейльные трубочки, нитки и пр.).
Для достижения эффективных результатов работы было разработано и составлено тематическое планирование занятий по нетрадиционным техникам рисования.
Работа по знакомству с техниками нетрадиционного рисования проводится и с родителями с целью привлечения их к совместному творчеству с детьми. Для этого проводятся родительские собрания, консультации (например, «Художественно-творческая деятельность в развитии детей дошкольного возраста», «Рисование нетрадиционными способами»).
Для определения уровня развития творческих способностей дошкольников использовалась методика диагностики творческих способностей детей 4-5 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) «Солнце в комнате».
Исходя из полученных данных первичной диагностики, уровень развития творческих способностей детей оказался невысоким. С целью его повышения был составлен тематический перспективный план работы с детьми и работы с родителями, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности.
По окончании занятий, согласно перспективному планированию по использованию нетрадиционных техник рисования, было проведено повторное определение уровня развития творческих способностей у детей средней группы с использованием той же методики (методика диагностики творческих способностей детей 4-5 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) «Солнце в комнате»).
Таким образом, использование разнообразия техник нетрадиционного рисования способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Рисунки детей, которые познакомились с техниками нетрадиционного рисования сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств. Уровень их творческих способностей значительно повысился по окончании цикла занятий по изодеятельности.
Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования будет продолжена в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...
Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....
Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
laquo;И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать. И каждый смело нарисуетВсё, что его и...
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"...