Педагогические условия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
учебно-методический материал (старшая группа)

Гусейнова Оксана Анатольевна

Развитие мелкой моторики рук дошкольников -это главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивающее возможность успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, а и с помощью новых технологий рисования.Но при этом развитие мелкой моторики рук дошкольника посредством нетрадиционных техник рисования может быть более эффективным при организации и соблюдении некоторых педагогических условий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guseynova_o.a.docx245.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие мелкой моторики рук дошкольников -это главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивающее возможность успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, а и с помощью новых технологий рисования. Мелкая моторика рук также является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей его хорошего физического и нервно-психического развития.

Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить ребёнка к школе, обращают внимание на чтение и счёт. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребёнка движение пальцев и кистей рук. Ведь при поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.

Одним из наиболее перспективных методов для развития мелкой моторики рук является рисование. Но если дети неправильно держат карандаш (щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.  И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Вот тогда на помощь и приходят нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование-это такое искусство, в котором нет границ и рамок, а должно только присутствовать желание и воображение самого ребёнка. Здесь используются необычные и разнообразные материалы и отсутствует слово “нельзя”. Более того не возбраняется самому придумать технику создания образа. И тогда детские страхи отступают, ребёнок становится уверенным в себе.

Чем раньше начнется данная работа, тем более эффективной она будет. При этом педагоги должны учитывать возраст ребенка, его особенности и организуя занятия использовать ситуации успеха, стимулирующие интерес, повышающие эффективность и продуктивность деятельности.

Но при этом развитие мелкой моторики рук дошкольника посредством нетрадиционных техник рисования может быть более эффективным при организации и соблюдении некоторых педагогических условий.

Первое условие-это целенаправленное и систематическое использование нетрадиционных техник рисования. Именно при этом условии у детей вырабатывается смелость, уверенность и свобода действия с различными материалами. В процессе такого обучения педагог показывает дошкольникам как правильно сгибать и разгибать пальцы рук, учит противопоставлять большой палец остальным. Рисование с разнообразными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для постепенной подготовки руки ребенка к письму, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрения. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.

Второе педагогическое условие-это соблюдение этапности использования нетрадиционных техник рисования.

Дело всё в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста происходит поэтапно, потому что это индивидуальный процесс, и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Именно поэтому обучение нетрадиционным техникам рисования нужно начинать с более простого и постепенно переходить к сложному. На первом этапе педагог должен познакомить детей с наиболее простыми нетрадиционными техниками рисования (монотипия, штамповка и т.д.).

                                                                     

На этом этапе расслабляются и сжимаются мышцы, отрабатывается умение сохранять положение пальцев некоторое время. На втором этапе нетрадиционные техники усложняются (штриховка, рисование целлофановым пакетом и т.д.). В ходе этого этапа ребёнок воспроизводит разнообразные движения ладонями и пальцами.

                                            

На третьем этапе используются смешанные техники или коллективная работа. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию.

И наконец третье условие и, наверное, самое важное-это творческие задания, которые будут поддерживать интерес детей на всём протяжении обучения нетрадиционным техникам рисования и способствовать развитию мелкой моторики рук. Ведь по сути каждая нетрадиционная техника-это в своём роде маленькая игра. В процессе игры дети начинают раскрывать свои способности и чувствовать пользу творчества. У них появляется вера, что ошибки, которые они делали, это не препятствия, а шаги к достижению главной цели. Именно поэтому используются такие стимулы, как сюрпризный момент, игровой персонаж, проблемная ситуация и многое другое.

Задача педагога – помочь ребёнку сохранить эту активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2017 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Батеева З.А. Развитие ручной умелости у дошкольников –М.: Аркти, 2005
  3. Ильина А.В. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
  4. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников: Методическое пособие. [Текст]/ Е.Н. Лебедев - М.: Классик Стиль, 2004.
  5. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада / Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2- С.36-41.
  6. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки, Ярославль, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческ...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Малыши обожают изображать на бумаге все, что видят. Обратив свое внимание на творчество, они пытаются сами искать все новые методы. Но получается не у всех, учитывая, что они только начинают свою худо...

Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Анализ результатов самоанализа собственной проф...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза....