Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Мария Андреевна Калина

Консультация для воспитателей

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

 

Автор-составитель: Чернышова Л.Н.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc415 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

Автор-составитель: Чернышова Л.Н.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов

для оборудования игровой комнаты детей четвертого года жизни

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических  материалов

Количество

Оборудование групповой комнаты

Стеллаж для  материалов, игр, пособий (по разным содержательным направлениям: изодеятельности,  музыкальной деятельности, игровой деятельности детей, освоению природы и т.п.).

Варианты: Стенка для игрушек, пособий; Шкаф многосекционный

3-4 шт.

1 шт.

Стол-полка для размещения игрушек

2-3 шт.

Полка декоративная навесная, полка декоративная книжная

2 шт.

Столы для самостоятельной деятельности детей (варианты:ленточный стол для изодеятельности, детский стол и 2 стула для рассматривания книг и иллюстраций  (как часть книжного уголка), стол  «подкова» или «круг», «угловой стол».)

3 шт.

Столы для организованной детской деятельности 4 местные

На число детей

Стулья  детские, подобранные с учетом антропометрических показателей

На кажд.

Ширмы для моделирования пространства

1 -2 шт.

Табурет детский  

4-5 шт.

Коврик для организации детей (рассматривания предметов, игрушек, обсуждения).

1-2 шт.

Ковролин настенный  (или фланелеграф)

1 шт.

Коробки для хранения мелкого материала, конструкторов, материалов

6 шт.

Магнитная доска настенная

1 шт.

Панно для выставки детских работ, материалов

2 шт.

Подставка (стол-мольберт) для демонстрации иллюстративного материала

1 шт.

Объемные модули (обклеенные короба, набивные или надувные: кубы, валики, воротики, параллепипеды)

1-2 комп.

Стеллаж для методической литературы (для воспитателя) и шкаф  (полка) для хранения дидактических пособий

1 шт.

Тумба для  хранения  картин и наглядных пособий  большого размера. Может быть «встроенной» в специальных помещениях или  располагаться в методическом кабинете и т.п.

1 шт.

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для  физического развития дошкольников 3- 4 лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование и учебно-методические материалы

Лесенка – стремянка

Варианты: вертикальная лесенка  и дополнительная к ней, которая устанавливается наклонно (высота до 150 см., шириной по 45-65 см.,  расстояние между перекладинами12-15 см.)

1 шт.

Дорожка (200х35 см.)

2 шт.

Корзина для метания предметов

1 шт.

 Мячи  разных размеров (Ø 20-25 см.;  Ø 10-12 см; Ø 6-8см.)

По 20 шт.

Обручи  (Ø 55-65 см.) для пролезания  в них,   ходьбы, бега, прыжков, бросания мяча (горизонтальная цель), игр (лошадки, автомобили)

20 шт.

Обручи  (Ø 100см.)

2 шт.

Ленты разноцветные  (длина 50-60 см.)

40 шт.

Шнур  (длин 15-20 м.)

1 шт.

Санки

2 шт.

Кубики для перешагивания, перепрыгивания, ходьбы и бега «змейкой», выполнения ОРУ (грань 5-10 см.)

На подгр.

Корзина для метания предметов (Ø 50-60 см.)

 1 шт.

Скамейка гимнастическая для упражнений в равновесии (стойки, ходьба), для спрыгивания (длина 200см и более, ширина 20 -30 см. высота 20см.)

1 шт.

Мат гимнастический (длина 100см  или длина 150 см. или длина 200см.  (высота 7-10 см.).

По 2 шт.

Дуга (воротики) для прокатывания мячей, проползания, подлезания (ширина и высота 50 см.)

2 шт.

Основной  перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для  обогащения опыта безопасного поведения  у дошкольников  3-4 лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Учебно-методические материалы и пособия для детей:

Альбомы, детские книги по теме

Варианты: Боровская И.К. Я в безопасности. Пособие для детей дошкольного возраста – Минск, 2004 (серия «Учение с увлечением»)

Шорыгина  Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Прометей, 2002 и др.

2-3 шт. разных

Учебно-методические материалы и пособия для педагогов, родителей:

Безопасность вашего малыша: Популярное пособие для детей и родителей / сост. С.Е. Гаврина. – Ярославль, 1996 (серия)

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М: Просвещение, 1998

Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Книга для дошкольных учреждений / Сост. В.И. Теленчи. – М: Просвещение, 1987

Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

 И др.

2-4 шт. разных

Плакаты по теме «Безопасность на улице, дома, с бытовыми приборами» и т.п.

1- 3 шт.

Игровые материалы

Необходимые игровые материалы представлены в разделе «Игровая деятельность», «Развитие речи»

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов  для организации игровой деятельности дошкольников 4-5 лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование

Ширма – домик (теремок)

1 шт.

Ширма – сцена с занавесом

1 шт.

Ящик с предметами-заместителями среднего размера, ящик с мелкими предметами-заместителями

По 1 шт.

Ящик с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1 шт.

Настольные ширмочки-задники и макеты (объемные и плоскостные) для режиссерских игр

2-4 шт.

Настольные ширмочки-задники и макет сцены с занавесом для режиссерских театрализованных игр

2- 3 шт.

Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) для моделирования пространства

3-4 шт.

Учебно-методические и игровые материалы

Куклы-младенцы (голыши в конверте) среднего размера  (раздел «Развитие речи»)

2-3 шт.

Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность среднего размера (25-35 см) условные и реалистичные (раздел «Социальное развитие»)

6-7 разные

Антропоморфные  животные, крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.)  (раздел «Развитие речи»)

По 4-6  шт. разных

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.)

6-8 шт. разных

Фигурки людей (детей, взрослых), животных из разных материалов; мелкого и среднего размера, сомасштабные строительным наборам (раздел «Природа», «Развитие речи»)

5-6 шт. разных

Набор солдатиков (среднего и мелкого размера)

По 2-3 набора

Наборы крупногабаритной мебели, соразмерные росту ребенка «гостиная комната», «спальня», «кухня», «ванная комната» (раздел «Развитие речи»)

По 1 компл.

Набор чайной посуды (крупной); кухонной посуды (крупной)  (раздел «Развитие речи»)

По 2-3 шт.

Миски (тазики)

3 шт.

Наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта: «Парикмахерская», «Магазин», «Доктор», «Зоопарк», «Домашние животные», «Гараж», «Пароход»

По 1 -2 набора

Игровые атрибуты

Приборы и инструменты – профессиональные принадлежности к названным выше играм

По 1-2 компл.

Предметы одежды, обозначающие роль в названных выше играх (для разных игр), плащи-накидки

По 3-4 шт.

Элементы костюмов и украшений: косынки, фартуки, жилеты, бусы, браслеты и т.д.

по 1-2 шт.

Наборы объемных и плоских мелких игрушек, муляжей, изображающих овощи, фрукты (раздел «Развитие речи», «Природа»)

по 1 набору

Комплекты одежды для кукол (по сезонам) (раздел «Развитие речи»)

по 2-3 комп.

Коляска крупногабаритная

2 шт.

Качели и  санки для кукол среднего размера

По 2 шт.

Игрушки-орудия (лопатки, совочки, молоточки, грабли, отвертки), соразмерные руке ребенка)

по 5-6 шт.

Игрушечная бытовая техника: утюг, телефон, телевизор, холодильник, стиральная машина, гладильная доска, часы, пылесос, фен, миксер, будильник и пр. (раздел «Физическое развитие и здоровье: безопасность жизнедеятельности развитие», «Развитие речи»

по 1 -2 шт. разных

Игрушки, имитирующие транспорт, из разных материалов

Грузовые, легковые автомобили из различного материала; разного размера (раздел «Развитие речи»)

8- 10 шт.

Крупногабаритные автомобили с сиденьем для ребенка

2 шт.

Складной остов автобуса (вагончика) с рулем

1 шт.

Специальные машины (пожарная машина, скорая помощь и т.д.) среднего размера; автобус, троллейбус, трамвай, самолет, вертолет, катер, лодка; разного размера) (раздел «Развитие речи»)

По 1 шт.

Полосатый жезл, руль, бинокль (подзорная труба) и т.п. для ролевой игры

По 1-2 шт.

Игрушки для следующих видов театров Ручные куклы (бибабо, различные виды пальчиковых, перчаточных и др. кукол): «семья» и к 3-4 сказкам (по 1 набору по разным сказкам) (раздел «Развитие речи»)

По 1 набору разных

Разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов, элементы декораций по различным сказкам

По 4-5  набора

Медальоны с персонажами сказок и образами животных

2- 3 набора

 Релаксационные игрушки: Потолочные («Рыбки», «Снежинки» и др.); настольные («Фонтанчик», «Аквариум», «Волшебный шар и др.)

1-2 шт.

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов

для организации социального развития дошкольников 3-4 лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Набор кукол «Семья» (мама, папа, дети, дедушка, бабушка)

1 шт.

Фотографии (предметные картинки) детей и взрослых разного пола и возраста

1 набор

Наборы сюжетных картинок  для бесед о чувствах и взаимоотношениях детей и взрослых («В семье», «Мы играем» и др.)

1 набор

Набор фотографий лиц людей разного возраста с яркими проявлениями основных эмоций и чувств

1 шт.

Детские книжки с картинками о семье, играх детей, правилах поведения в соответствии с возрастом и программой (для самостоятельного рассматривания и чтения детям)

2 шт.

Набор сюжетных картинок «Правильно ли поступают дети?» (с изображением правильного и неправильного выполнения элементарных правил культуры поведения)

1 набор

Набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями

1 набор

Альбом фотографий «Наши праздники в детском саду»

1 шт.

Наглядно-дидактическое пособие «Моя семья»

Игровые материалы

Конструктор «Дом»

1 шт.

Дидактические и развивающие игры:

Игра «Кто радуется? грустит, сердится…» (с набором фотографий и пиктограммами основных чувств);  «Отгадай, чьи вещи»; «Что нужно мальчикам, что нужно девочкам» (картинки с изображением разных игрушек, предметов одежды и др.)

2-3 шт.

Необходимые материалы представлены в разделе «Игровая деятельность»

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по речевому развитию детей второй младшей группы

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Наборы иллюстративного материала.

Серии картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания

1 шт.

Предметные картинки (раздаточный материал) в наборах: игрушки; посуда; одежда; мебель; транспорт; овощи; фрукты

По 1 набор.

Дидактическая кукла с комплектом одежды на все сезоны, обуви, белья, головных уборов, мебели, посуды, постельных принадлежностей

1 шт.

Дидактические пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши, крупная мозаика, матрешки)

5-6 шт.

Рамка с 2-3 видами застежек (шнуровка, крючки, пуговицы, кнопки)

 3 шт.

Чудесный мешочек с меняющимися наборами объемных предметов (овощи, фрукты, посуда, животные, геометрические формы)

 1 шт.

Иллюстрации по произведениям художественной литературы и сюжетам мультипликационных фильмов

1 набор

Наборы парных картинок для группировки по цвету, назначению, величине

 3 шт.

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей)

3 шт.

Детская художественная литература в соответствии с программой и возрастом детей

2 шт.

Лото, домино на активизацию словаря по темам: «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт»

4-5 шт.

Игровые материалы

Набор овощей и фруктов (пластмассовые муляжи)

 1-2 набор.

Телефон

1 шт.

Сумки, корзинки, рюкзачки

3 шт.

Движущиеся игрушки-забавы (механические, заводные)

5 шт.

Мелкие легкие игрушки и бумажные игрушки-самоделки для постановки правильного дыхания, развития артикуляционного аппарата

3-4 шт. разных

Необходимые игровые материалы представлены в разделе «Игровая деятельность»

Основной перечень оборудования, учебно-методических материалов для освоения природы детьми четвертого года жизни

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование

Оборудование живого уголка (уголок природы)

Живые объекты: растения с типичным строением и четко выраженными частями (например: фикус, пеларгония, колеус, китайский розан)

3-4  шт.

Животные: рыбка крупного размера с типичным строением (золотая рыбка или прудовый карась)

1шт.

Аквариум с оборудованием к нему: рефлектор освещения, термометр, скребок для чистки аквариума, сифон для смены воды, кормушка, сачок

1шт.

Лейки

4-5шт.

Набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, черпачки, сачки, камешки

1шт.

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной формы и размера, емкости, совочки, лопатки, камешки

1шт.

Учебно-дидактические материалы

Наборы дидактических картинок для группировки до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты.

Варианты:  серия “Грамматика в картинках”.- Изд-во “Паритет”. ООО “Мозаика-синтез” и др.

По 1 набору кажд. тематики

Серии сюжетных картин из 4 штук: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

По 1 набор на кажд.

Игровые материалы

Домино: животные, растения, фрукты, овощи

1 шт.

Игра «Разрезные картинки» по различной тематике из 4-6 частей

1 шт.

Кубики с предметными картинками (4-6 частей) с изображением объектов природы

2 набор.

Дидактические игры: “Чей домик?”, “Времена года”, “Во саду ли в огороде”, “Парочки”

1-2 шт. разных

Конструктор “Погода и мода”

1 шт.

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения пособиями  математического содержания второй младшей группы

№ п.п.

Наименование игр, игрушек, оборудования

Количество

Учебно-методические материалы

Познавательные книги, рабочие тетради:

Рабочие тетради: Используются согласно  выбранной образовательной программе.  Варианты: И. В. Иванова «Учимся  считать (для детей 3-4 лет)» - СПб.: «Нева», 2005; «Математика – это интересно»/ сост. И.Н. Чеплашкина,  и др.  СПб: Детство – пресс, 2003 и др.

На кажд.

Наглядные пособия печатные:

Набор картинок с изображением предметов (для  сравнения, счета)

1 шт.

Набор картинок с  изображением различных частей суток (деятельность людей ближайшего окружения)

1 шт.

Альбомы для игр с Логическими блоками и палочками Кюизенера:

 Варианты:  «Блоки Дьенеша для самых маленьких» и др.

1-2 шт. разных

Предметные: Блоки «Дьенеша» (Логические блоки) с карточками символами свойств блоков и   1 обручем для игр

1 набор

Палочки Кюизенера

3-4 набора

Наборы материалов для группировки, сортировки, обследования, сравнения: Наборы абстрактных материалов (геометрических тел (шар, куб) и фигур (квадрат, круг, прямоугольник,  овал, треугольник) для обследования, раскладывания и т.п. Желательно   варианты фигур разного цвета, размера

1 набор на кажд. в подгр.

Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик)

1 шт.

Наборы «жизненного» материала:  пуговиц, шишек, желудей и т.п., различающихся  свойствами

1-2 набора

Вещества для обследования, группировки, взвешивания, пересыпания, и т.п. (сыпучие: группа, мелкие камни и т.п., жидкие и т.п.) в коробках

1 набор разных

Набор предметов для освоения  умений упорядочивать и группировать по свойствам:  матрешки,  кубы, полоски,  стержни и т.п. разных размеров.

Варианты: Пирамидка из стаканов; Пирамидка «Геометрик»; пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета; стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами (из 5-7 элементов); объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы)

5-6 шт. разных

(на подгр.)

Геометрический конструктор (большой)

1 шт.

Пособия и материалы для освоения количественных отношений:

 Пособие наглядное печатное «Числовая лесенка» (варианты – предметная – из нанизываемых на штыри шаров) и т.п.

«Счеты на стержнях»

1 шт.

на подгр.

Пособия для установления отношений «один – много»  (варианты:  основы с  множества матрешек, елочек и т.п.)

По 1 шт. на кажд. в подгр.

Дроби (1 степени сложности)

На подгр.

Наборное полотно

1 шт.

Пособия на освоения количественных представлений:

«Божьи коровки», «Математические корзинки»  и т.п.

2-4 шт. разных

Набор цифр больших мягких

1 шт.

Средства измерения:

Весы разных видов для сюжетно-дидактической игры

1-2 шт.

Ростомер детский

1 шт.

Набор   предметов для сравнения по размеру (полосок,  кругов,   квадратов), разного цвета

На кажд.

Пособия для освоения  пространственно-геометрических представлений: Геоконт – стенд (Геоконт-шаблон) или варианты

1 настенный большой, несколько индивидуальных

5-6 шт.

Рамки-вкладыши (М. Монтессори)

3-4 шт.

Пособия для освоения  представлений о времени:

Набор моделей с обозначением частей суток  (линейная модель)

На подгр.

Серии  из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)

4- 6 шт. разных

Игровые материалы

Дидактические игры, для развития пространственных ориентировок:  «Три медведя», «Постройка дома» и т.п. и др.; временных представлений: «Когда это бывает?» и т.п.

2-3 шт. разных

Развивающие игры на плоскостное  моделирование:

«Треугольники»; «Сложи квадрат-1» (Б.П. Никитина)

На подгр.

Развивающие игры на объемное моделирование:

 «Кубики для всех» (№ 1-3; «Уголки»),  «Сложи узор» (с простыми образцами) и др. (Б.П. Никитина)

1-2 шт.

Дидактические игры на развитие  умений сравнения, различения и  математических действий:  Варианты: лото «Форма-цвет», «Подбери по цвету» (размеру)», «Радужное лукошко», «Геометрический паровозик»

По 1-2 шт.  

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации детской изобразительной деятельности второй младшей группы

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Материалы для развития эстетического восприятия: объекты

репродукции картин (разных жанров искусства).

Варианты: Т.Н. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного (младшего) возраста. М.: Просвещение, 2000. и др.  Материал подбирается согласно осваиваемой теме (может храниться в методическом кабинете), количество, расположение и тематика материалов определяется задачами, решаемыми воспитателем.

1 набор

Скульптура малых форм (животных) (4-6 шт. разных)

1 набор

Произведений ДПИ (богородская, семеновская, городецкая игрушки и предметы др. промыслов)

По 1 набор

Произведения графики (иллюстрации детских книг)(3-4 книги  разных иллюстраторов на группу)

3-4 книги  

Фотографии (рисунки) архитектурных построек  (домов, мостов, дороги и т.п.) – для рассматривания,  конструирования

1 набор

Посуда (чашки, блюдца -  хохломская посуда и т.п. для рассматривания и игры)

1-2 набора,

см. раздел

 Книги-игрушки, книги-раскраски.

Книги-раскраски, образные книжки, книжки-игрушки, книжки-сюрпризы

3-4 шт. на группу

Материалы для детской изобразительной деятельности

Бумага, картон им др. материалы:

Фоны, разного цвета, размера и  формы (17-30,45-30 см.) (прямоугольник, овал, круг, квадрат)

5 наборов на  каждого

Бумага (30 листов формата А4)

1 шт. на кажд.

Картон разного качества (в разделителе для разных сортов и размеров бумаги – детали для апплицирования)

2 набора на кажд.

Краски и другой изобразительный материал:

Гуашь (6-12* цветов).

На кажд.

Фломастеры разной толщины (6 -12*)

На кажд.

Цветные карандаши (6 цветов-12*)

На кажд.

Набор цветного и белого мела

1 набор

Глина (влажная)

0,3 кг на кажд.

Пластилин

2 кор. на кажд.

Тесто, масса для лепки

1 кор. на кажд.

Инструменты:

Кисти  круглые  №  10-14, беличьи, колонковые

На подгр.

Флейцевые (плоские) кисти

На подгр.

Щетинистые кисти для клея

На подгр.

Скатка (для лепки)(1 шт.)

На подгр.

Стеки (набор 4-6 шт.)

На кажд. по 2-3 шт.

Доски для лепки (20-20см)

На кажд.

Печатки, штампики (набор 4-6 шт.), формочки для  декорирования лепных работ

1-2 шт. на кажд.

Резак для бумаги (для воспитателя)

1 шт.

Настольная точилка для карандашей (для воспитателя)

1 шт.

Материалы для декорирования и оформления работ

(нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, обои,  накрахмаленные лоскуты ткани, фантики, наклейки (для аппликации, дизайна))

1 набор

Материалы для творческого конструирования, дизайна

Наборы конструкторов. Варианты: крупногабаритный напольный конструктор (из дерева типа материалов Агаповой, Е.П. Поликарпова, «Петербургский»; из полимерных материалов)

1-2 набора

Конструкторы «Лидер», «Элтик-АВТО», «Кроха» и др.

1-2 набора

Конструктор Лего (Лего-дакта-примо и дупло)

Варианты:  Макси – блок (60 деталей)  фирмы Кассон (г. Москва)

3-4 наборов

Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, пластины)(62-83 деталей)

4-5 шт.

Наборы для конструирования   и декорирования из природного материала крупного размера (листья, семена, цветы, шишки и т.п.)

1 набор

Материалы для оформления группы ДОУ к праздникам (гирлянды, плакаты, продукты детской деятельность детские и т.п.)

1 набор

Плоскостные мягкие конструкторы.

Варианты: Конструктор -  трансформер, «Малыш-гео-3) - производитель  ЧП Саркисова В.Р.;  Игра- конструктор «Космос»  - ООО Антошка и т.п.

1- 2 набора

Наборы для детского творчества («Боцман», «Клоун» из серии «Я все могу»)

2-3  набора

Готовые формы для выкладывания и наклеивания

На кажд.

Материалы, способствующие организации деятельности. 

Подставки для кисточек

На кажд.

Стаканчики для воды (0,25  л.)

На кажд.

Подставки для карандашей

На кажд.

Подносы для размещения мелкого материала

На кажд.

Клеенчатые скатерти для столов

На кажд.

Розетки для клея

На кажд.

Вата, салфетки бумажные

Губка

На кажд.

Ковролин (фланелеграф) и набор силуэтных изображений

1шт.

Инвентарь для уборки рабочего места. 

Ведро для мусора

1шт.

Тазик, тряпочки

На кажд.

Сметки, совок, веник (детский)

На подгр.

Фартук и нарукавники для детей

На кажд.

Салфетки для промывания кисти (15-15 см.)

На кажд.

Игровые материалы

Дидактические игры:

Варианты: «Подбери по цвету», «Какой формы» и т.п. (автор Л.А. Венгер и др.); «Народные промыслы», «Контуры»  (серия «Учись играя!» ООО Детское королевство,2003. «Забавные превращения» (развивающая игра для детей 3-5 лет), «Занимательная палитра» ОАО «Радуга».  «Цвета и краски» Развивающая игра. - ЧП. С.В. Понамаревой.

1-2 шт.

Игрушки, предметы для рассматривания представлены в разделе «Развитие речи»

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации детской музыкальной деятельности детей 3-4 лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование и учебно-методические материалы

Магнитофон или музыкальный центр(может храниться в методическом кабинете или музыкальном зале)

1 шт.

Комплект аудиокассет для групп раннего возраста (или CD) – не менее 10 кассет или дисков

1 шт.

Ширма трехстворчатая для организации музыкальных игр-драматизаций

1 шт.

Детские музыкальные инструменты:

со звуком неопределенной высоты (погремушки; бубен; румба; треугольник; деревянные палочки; кубики; ложки; барабан)

издающие звук только одной высоты (дудочка); детское пианино или рояль, металлофон, ксилофон.

По 1- 2 шт.

Декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов

1 шт.

Игровые материалы

Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией:

музыкальный телефон; музыкальные шкатулки и шарманки; музыкальные органчики; музыкальные волчки; музыкальные каталки-конструкторы; звучащие шары (набор, не менее 8)

По 2-3 шт.

Неозвученные игрушки: труба, рояль, скрипка

По 1шт.

Полотнища ткани (полотняной, шифоновой, разного цвета 1*1 м.)

По 3шт.

Учебно-методические материалы

Музыкально-дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма

По 1шт. разных

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по организации социального развития дошкольников 3-4  лет

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями

1 шт.

Книги с крупными яркими иллюстрациями о поведении и общении детей

3-4  шт. разных

Крупные фотографии детей группы

1 набор

Тематические альбомы фотографий семей воспитанников группы («Моя семья», «Мы отдыхаем», «Всей семьей на празднике» и др.)

2 шт.

Наборы картинок (макеты) разных домов (дома города и деревни, большие и маленькие, старинные и современные)

1-2 шт.

Игрушки и игровые материалы

Игра «Эмоции» ООО «Восток»

2-3 шт.

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по развитию речевой деятельности в логопедических группах

детей четвертого года жизни

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование

Зеркало с лампой дополнительного освещения

1 шт.

Детские стулья или скамеечка для занятий перед зеркалом

2-4 шт.

Учебно-методические материалы

Материалы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики: 

Альбом для воспитателя с описанием и иллюстрациями упражнений              артикуляционной гимнастики

1 набор

Набор игрушек для стимулирования активности ребенка

1 набор

Материалы для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза в   звукоподражаниях:

Набор игрушек-животных; набор предметных картинок

1 набор

Материалы для обогащения и активизации словаря по изучаемым лексическим темам (одновременно в уголке должно быть представлено не более двух тем):

Комплекты предметных картинок; наборы муляжей; книжки-раскладушки.

2-3 набора

Материалы для развития дыхания:

Игрушки (свистки, свистульки, дудочки, бумажные кораблики); пособия  (перышки, ватные шарики, мыльные пузыри)

На подгр.

Материалы для моторного развития:

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями (камушками, фасолью, желудями, каштанами, грецкими орехами); массажные мячики разных цветов; кольца и крупные бусинки разных цветов  для нанизывания на разноцветные шнуры.

По 4-5 шт. разных (на подгр.)

Игровые материалы

Материалы для формирования грамматически правильной речи. Дидактические игры: «Большой - маленький», «Весёлый котенок» (на использование предлогов), «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Один и много».

3-4 шт. разных

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических материалов для освоения природы детьми  четвертого года жизни

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических  и игровых материалов

Количество

Оборудование живого уголка (уголок природы)

Живые объекты: растения с типичным строением и четко выраженными частями (например: фикус, пеларгония, колеус, китайский розан)

6-8 шт.

Стол «песок-вода»

1 шт.

Учебно-дидактические и игровые  материалы

Книги о природе.  Варианты: Е.Чарушин. «Что за зверь?»; «Томкины сны», «Волчишко».  Е.И.Соколова «Четыре времени года», К.И.Чуковский «Цыпленок» и др.

7 шт. разных

Серия демонстрационных картин.

 Вариант: Учебно-наглядное пособие «Мир природы: Животные»

1 шт.

Домино: животные, растения, фрукты, овощи

2-3 шт.

Кубики с предметными картинками (4-6 частей) с изображением объектов природы

2 набора

Дидактические игры: “Чей домик?”, “Времена года”, “Во саду ли в огороде”, “Парочки” и др.

3-4 шт.

Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения математического содержания  2 младшей группы

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Альбомы для игр с Логическими блоками и палочками Кюизенера.  Варианты: «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (состав. Б.Б.Финкельштейн. ООО Корвет); «Волшебные дорожки для самых маленьких (2-3 лет). Альбом-игра» (сост. Состав. Б.Б.Финкельштейн. ООО Корвет)

2-4 шт. разных

Предметные:

Блоки «Дьенеша» (Логические блоки) с карточками-символами свойств и 1 обручем для игр

1-2 набора

Палочки Кюизенера

2-4 набора

Наборы «жизненного» материала:  пуговиц, шишек, желудей и т.п., различающихся  свойствами

2 -3 набора.

Набор цифр больших мягких

2  шт.

Игровые материалы

Развивающие игры на объемное моделирование:

 «Кубики для всех» (№ 1-3; «Уголки»),  «Сложи узор» (с простыми образцами) и др. (Б.П. Никитина)

3-4 шт.

Дидактические игр на развитие  определенных умений (сравнения,   различения и  математических действий). Варианты: лото «Форма-цвет», «Подбери по цвету» (размеру)», «Радужное лукошко», «Геометрический паровозик» и т.п.

По 2-3 шт.  разных видов

        Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения второй младшей группы ДОУ пособиями математического содержания

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

1.

Набор предметов для освоения  умений упорядочивать и группировать по свойствам:  матрешки,  кубы, полоски,  стержни и т.п. разных размеров, цвета, формы. Материалы должны предполагать возможность вкладывания, высыпания, прочного присоединения и т.п. Подразумевать возможность усложнения различения данных свойств (3-5 проявлений свойств).   Варианты: Пирамидка из стаканов; пирамидка «Геометрик» и т.п.

На  подгр. детей

Игровые материалы

2.

Дидактические игры на развитие  умений сравнения,   различения и  математических действий. Варианты: лото «Форма-цвет», «Подбери по цвету» (размеру)», «Радужное лукошко», «Геометрический паровозик»  

По 2-3 шт.  разных видов

Дополнительный перечень  оборудования, учебно-методических

и игровых материалов для оснащения второй младшей группы  

(изобразительная деятельность)

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

ДОУ 2 категории

Учебно-методические материалы

Доска для рисования мелом

1 шт.

Краски и другой изобразительный материал:

гуашь (12 цветов)

На кажд.

Фломастеры разной толщины (12 цветов)

На кажд.

Цветные карандаши (12цветов)

На кажд.

Глина (влажная) (0,3 - 05кг)

На кажд.

Стеки (набор 3 шт.)

На кажд.

Печатки, штампики (набор 4-6 шт.), формочки для  декорирования лепных работ

На кажд.

Холст на столы для лепки

На кажд.

Валик для окраски

3-4 шт.

Дополнительный перечень  оборудования, учебно-методических

и игровых материалов для оснащения второй младшей группы  

( изобразительная деятельность)

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Учебно-методические материалы

Материалы для развития эстетического восприятия: объекты репродукции картин (разных жанров искусства).

Желательно использование крупного размера репродукций

Варианты:  Т.Н. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного (младшего) возраста. М.: Просвещение, 2000.  

1-2 набора

Скульптура малых форм (животных) (4-6 шт. разных)

Желательно использовать укрупненных статуэток, выполненных  из прочных материалов и имеющих разную фактуру, силуэт и т.п.

1 набор разных (по фактуре и материалу)

произведений ДПИ (богородская, семеновская,  городецкая игрушки и предметы др. промыслов). Желательно использование нескольких вариантов  игрушек по размеру,  элементам. Игрушки должны быть выполнены из прочных материалов.

По 1 набор (разного размера и фактуры)

Произведения графики (иллюстрации детских книг)

(в том числе иллюстраторов, рассматривание произведений которых предусматривается в предыдущей группе)

3-4 книги  разных иллюстраторов на группу

 Книги-игрушки, книги-раскраски.

Книги-раскраски, образные книжки, книжки-игрушки, книжки-сюрпризы.

 Желательно  использовать книги – сюрпризы, книги-подарки (рассчитанные на предыдущий возраст) с крупными яркими красочными иллюстрациями. Книги должны быть  выполнены из прочного картона (по возможности) с закругленными краями листов.

 Для слабовидящих детей – книги с рельефным изображением.

3-4 шт. на группу крупного размера

Краски и другой изобразительный материал:

гуашь (6 цветов)

На кажд.

Фломастеры разной толщины (6цветов)

На кажд.

Цветные карандаши (6 цветов)

На кажд.

Глина (влажная)

0,4 кг на кажд.

Холст на столы для лепки

На кажд.

Скатка (для лепки)

На подгр.

Валик для окраски

На подгр.

Материалы для декорирования и оформления работ

(нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, обои,  накрахмаленные лоскуты ткани, фантики, наклейки (для аппликации, дизайна))

1-2 набора

Игровые материалы

Дидактические игры:

Варианты:  «Подбери по цвету», «Какой формы» и т.п. (автор Л.А. Венгер и др.); «Контуры»  (серия «Учись играя!» ООО Детское королевство,2003.  «Забавные превращения» (развивающая игра для детей 3-5 лет) ОАО «Радуга» и др.

2 – 4 шт. разных

        Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации детской музыкальной деятельности

детей четвертого года жизни

№ п.п.

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Количество

Оборудование

1.

Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки; бубен; румба; треугольник; деревянные палочки; кубики; ложки; барабан); издающие звук только одной высоты (дудочка); пианино или рояль металлофон, ксилофон.

По 2-3 шт.

Учебно-методические материалы

  1. 4

Музыкально-дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма

По 2-3 шт.

  1. 5

Набор иллюстраций (фотографий, репродукций, открыток и т.п.) к музыкальным произведениям.

1-2 набора

Игровые материалы

  1. 6

Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией:

музыкальный телефон; музыкальные шкатулки и шарманки; музыкальные органчики; музыкальные волчки; музыкальные каталки-конструкторы; звучащие шары (набор 8 шт.)

По 3-4 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная  среда с учётом ФГОС ДОО»...

Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном развитии дошкольника"

Правильно организованная предметно-пространственная среда в центре музыки в группах детского сада способствует развитию творческой личности ребенка....

Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольных группах"

консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольных группах"...

Консультация для воспитателей "Развивающая предметно - пространственная среда группы по физическому развитию дошкольников"

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильная организация предметно-пространственной среды....

Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО"

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»

Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...