Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном развитии дошкольника"
консультация

Шайхеева Татьяна Викторовна

Правильно организованная предметно-пространственная среда в центре музыки в группах детского сада способствует развитию творческой личности ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Развивающая предметно-пространственная

 среда в музыкальном развитии дошкольника"

Музыкальное воспитание в ДОУ является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей дошколят. Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. 

 Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания развивающей предметно-пространственной среды. Хорошо организованная музыкальная среда  способствует  поддержанию  эмоционального  благополучия  детей  и  их эстетическому  развитию.  Огромное  значение  для  развития  у  детей самостоятельности,  инициативности  в  музыкальной  деятельности  имеют оборудование,  пособия,  которые  успешно  используются  детьми  в  их самостоятельных  и  специально  организованных  музыкально-творческих проявлениях.  Предметная  среда  должна  быть  максимально  обеспеченной разнообразными  музыкально-дидактическими  материалами.  

Развитие  творческого  начала  детей  во  многом  зависит  от  оборудования  и  его привлекательности.  Необходимы  оригинальность,  простота,  привлекательность, доступность,  а  также  достаточное  количество  ассортимента  инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д. Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню, на прогулку),

переносить  шумовые  инструменты  и  платочки,  ленточки  для  импровизированных танцев на участке.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского,  «Классика для малышей». Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце

Музыкально-дидактические  игры  должны  быть  разнообразны  по содержанию  и  красочно  оформлены,  тогда  они  будут  привлекать  внимание  детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Для  того,  чтобы  у  детей  постоянно  поддерживался  интерес  к  самостоятельной музыкальной  деятельности,  необходимо  время  от  времени  (1-2  раза  в  месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. Созданная  «по  законам  красоты»  среда  способствует  пониманию  детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство  радости,  восторга,  создает  эмоционально-положительное  отношение  к детям, детскому учреждению, желание посещать его. Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших  воспитанников.  А  дети  испытывают  удовольствие  от  совместного  с  родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным  «мостиком  творчества»,  культурным  центром,  как  для  детей,  так  и для их семей.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам: 
•восприятие

музыки; 
•воспроизведение

музыки; 
•музыкально-творческая

деятельность
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

При создании музыкальных центров рекомендуется продумать:

  Целесообразность  размещения  зоны,  доступность  оборудования  для  детей,

хранение.

  Разнообразие оборудования.

  Учет возрастных особенностей детей.

  Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

  Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных центров :

1.  Материал  для  творческих  сюжетно-ролевых  игр  —  мягкие  игрушки,

иллюстрации,  бутафорские  музыкальные  инструменты,  пособия  типа  лото  и  т.п.

(Бутафорские  музыкальные  игрушки  предназначаются  для  создания  игровой

ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

 (пианино, металлофон, ксилофон, флейта и др.); с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

с одним фиксированным звуком (дудки); шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.  Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка,

геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти

пособия  используются  для  развития  сенсорных  музыкальных  способностей,

знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной

«Музыкальный букварь»).

4. Атрибуты для развития движений и детского танцевального творчества (султанчики, ленты. платочки, шарфики. цветы, флажки).

5.  Диски,  фонограммы,  аудио  и видеокассеты, видеодиски.

Если у детей возник интерес к музыкальным инструментам, педагог может предложить сопровождать ритмичной игрой на деревянных палочках, ложках, маракасах, треугольниках и других простых инструментах, какое-либо известное им произведение в магнитофонной записи.

Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще нужен ему инструмент. Одновременно существует связь и иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка (безотносительно  к его возрасту), чем ниже общий уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение. Логика применения и использования инструментария в детской музыкальной педагогике подчиняется закономерностям развития музыкальности детей.

Говоря о музыкально-развивающей среде, нельзя не коснуться музыкально-театрализованной деятельности, которая не только обеспечивает совместную деятельность детей, но и является основой для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.

     

Практикум для воспитателей:

«Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке».

Но как же в этих уголках играть, как объяснить детям, что где находится, да и вообще какие игры можно применить в самостоятельной деятельности детей. Вот сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.

Итак, мы сейчас с вами перевоплотимся в детей, а воспитателем у вас будет Татьяна Викторовна.

(воспитатели сидят полукругом, перед ними организован импровизированный музыкальный уголок)

-Ребята, посмотрите, у нас с вами в группе очень много интересных появилось предметов, а что это такое, мы сейчас узнаем. А у меня есть помощники, давайте с ними познакомимся, представляю вашему вниманию Семью Шумелкиных. Это веселые игрушки – озорные погремушки. Это мама, папа, и сынок.

- А как же вас зовут, давайте скажем с помощью вот этого инструмента (Каждый называет своё имя, ударяя погремушкой)

-Ребята, а кто знает, как называется этот инструмент? (бубен)

Давайте поиграем с ним.

Игра "Не зевай"

Дети стоят в кругу и передают бубен по рукам и говорят такие слова:

1.2,3 не зевай, поиграл. передай

1,2,3 не спеши, как играть покажи!

У кого бубен остался в руках. тот играет на нем под музыку.

Мишка принес еще какие то инструменты принес, давайте назовем их. (Бубен, треугольник, маракас)

-А теперь я вам предлагаю превратиться в музыкантов и поиграть в оркестре

«Лесной оркестр»

Цель: Развивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Ход игры: Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.

Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.

Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.

Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.

Дети играют на бубнах, проговаривая текст.

А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.

Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!

Дети отбивают на треугольнике сильную долю.

Зайки весело играют, маракасы сотрясают.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.

Дети играют на маракасах.

«Игра с платочками»

Цель: Развивать у детей реакцию на смену динамических изменений в музыке.

Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.

Дидактическое упражнение

«Угадай по звуку наполнитель шумовой баночки»

Цель: развитие слухового внимания.

Средства: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклееные самоклеящейся плёнкой, ширма.

Ход игры:

-Ребята, посмотрите, какие баночки у меня есть/дети рассматривают шумовые баночки, называют их цвет/

-Хотите с ними поиграть? /воспитатель предлагает детям погреметь баночками и услышать звуки, издаваемые ими. Можно уточнить у детей, какая из баночек гремит тихо, какая громче и, наконец, какая баночка издаёт самый громкий звук.

Можно вместе с детьми рассмотреть наполнитель каждой баночки и определить, что это за крупа/

Потом воспитатель прячет одну из баночек за ширму и гремит ею, предлагая детям угадать наполнитель в баночке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном зале.

Среда  должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский)....

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....