Статья «Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации»
статья (младшая группа) на тему

Шаровагина Юлия Михайловна

Статья «Использование природного материала при организации игр

в дошкольной организации»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаровагина Ю.М., воспитатель

ГБДОУ ЦРР детский сад № 49 Колпинского района

Санкт-Петербурга

 «Использование природного материала при организации игр

в дошкольной организации»

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ.

Основным мотивом игры является неполучение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.

Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка» Но те, же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например, подготовке снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; 

В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.  Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Игры с водой проводятся с младшей до подготовительной группы. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают -- тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет.  Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.                                                                                  

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др.                                                                                                                                  

Качество изготовления поделок зависит:

  1. от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);
  2. уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);                                                                                                    
  3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;                                                                                                          
  4. развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям, и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. У мидий раковина удлиненная, похожая на скругленный треугольник. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Из плоской или овальной раковины можно сделать черепашку. Головку бабочку можно сделать из пластилина, усики - из тоненьких проволочек, а глазки из мелких темных семян. Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка.  

После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества. Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью,2004.
  2. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Бодалева А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. - М., Изд-во института психотерапии, 2007г.
  3. Ендовицкая Т.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятий. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964.
  4. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М., 1965.
  5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Ашикова, С. Совместная с детьми творческая деятельность [Текст]/С.Ашикова // Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 — 35 с.
  7. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. - С. 80 — 86.
  8. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2007. – 223.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации".

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. она активирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет...

Использование природного материала при организации игр в детском саду.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Существует множество различных развива...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации.

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действител...

Использование природного материала при организации игр с дошкольниками

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами,...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Использование природного материала при организации игр с детьми...

Использование природного материала при организации игр с детьми дошкольного возраста

статья об использовании природного материала для организации игр...