Использование природного материала при организации игры.
статья на тему

Скибина Наталья Андреевна

Игры с природным материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  природного материала при организации игр с дошкольниками.

Игра в жизни ребенка занимает почти все свободное время, ребенок живет в игре, она доставляет ему огромную радость, позволяет чувствовать себя уверенно. Именно игра в дошкольные годы является ведущим видом деятельности. В игре ребенок учится понимать мир, получает новые знания, умения и навыки.  Все игры оказывают большое значение на развитие ребенка.

 Многие педагоги считают игру как необходимую, важную деятельность для малыша. Существует множество различных  видов игр.  Наиболее любимым  видом является игра с природным материалом (песок, снег, вода, глина и т.д). Сейчас в современном мире дети все дальше отдаляются от природы. Игры с природным материалом помогают прививать любовь к прекрасному, видеть всю красоту природы в любое время года, бережно относится к ней. Приучать детей любить и беречь природу нужно с самого раннего возраста. Делать это можно не только во время занятий, но и во время игр с природным материалом. Уже с самого раннего возраста нужно объяснять детям, что воду нужно беречь, что рвать просто так растения не нужно и т д.  Игры с природным материалом должны ежедневно проводиться воспитателем в детском саду на прогулке. Педагог должен большое внимание уделять руководству играми, обращать внимание детей на свойство материала, объяснять, что оно может меняться в определенных условиях (вода может замерзнуть, снег может быть липким или рыхлым, песок стать влажным и прочее).

Игры с песком.

Особую любовь проявляют дети к игре с песком.  Уже с самого раннего возраста малыш играет в песочнице с мамой, где и происходит его первое знакомство с песком. Игры с  песком продолжаются и в детском саду, что доставляет малышу большую радость. Для игры с песком следует использовать различные формочки, ведра, сито, машинки, грабли, воронки. С удовольствием дети играют во влажный песок, делая из него различные постройки: куличики, дома, крепости, роют траншеи, сооружают мосты, строют гаражи для машин. Когда песок сухой малыши просеивают его через сито, пересыпают из ведра в ведро, готовят из него еду. Чем больше у ребенка игрушек для игры с песком , тем разнообразнее будут его игры, в которых у него будет формироваться представление о том  какие особенности имеет сухой или мокрый песок, что он может рассыпаться или принимать форму предмета в который его положили. Руководя игрой с песком в простой игре воспитателю достаточно показать прием строительства, то перейдя к строительно- сюжетным игам усложняется характер показа и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры требуют наличие у детей более разнообразных умений. К примеру при постройки крепости из песка малыш должен уметь сгребать песок, насыпать и т д.

Игры с водой.

Наверное, нет ни одного ребенка, который бы не любил играть с водой. Эти игры можно проводить в группе и конечно же на улице. В группе чаще всего используются тазы с водой, сосуды, баночки, игрушки, сделанные из разного материала. Малыши с радостью переливают воду из емкости в емкость, пускают кораблики, купают пупсиков, проверяют плавают или тонут предметы. На улице в теплое время можно пускать бумажные кораблики в бегущем ручейке или луже, бросать в нее различные предметы. Также можно выносить на улицу тазы с водой, лейки. Играя с водой, дети узнают, что она прозрачная, не имеет формы, может растекаться, может замерзать и т д.  Все это должно происходить под чутким руководством воспитателя, который не только руководит игрой, но и следит, что бы дети не намокли.

Игры со снегом.

Зимой, когда выпадает снег, дети с большим удовольствием играют с ним. Обучение игры со снегом происходит в несколько этапов. Вначале педагог объясняет, как лепить снежки, потом дети осваивают,  как вылепить большие комья, из которых уже можно сооружать различные постройки, лепить снеговика, фигуры зверей. С радостью дети участвуют в постройке горки из снега, которую потом можно залить водой. Еще одной любимой детской игрой является игра в снежки. Что бы разнообразить игры со снегом, на площадку следует выносить разнообразные игрушки (ведра, лопаты, снежколепы, формочки).  Руководя игрой со снегом необходимо следить, чтобы дети не переохладились.

Игры с игрушками, сделанными своими руками.

Помимо игр с песком, снегом, водой проводятся игры с игрушками, сделанными самими ребятами с помощью воспитателя из природного материала (шишки, желуди, веточки, семечки и т.д).  Это могут быть кораблики, собачки, птицы, куколки и т д. Во время прогулки  дети часто делают из цветов куколок, плетут венки, листья от деревьев превращают в деньги, играя в магазин, из палочек строят забор вокруг дома.  Так же можно из природного материала изготавливать украшения, например из ягод рябины можно сделать бусы, браслет.

Игры с глиной, ракушками, камушками.

Организуя игру с глиной, сначала необходимо подготовить глину к работе добавив в нее немного воды, и подождать пока она станет мягкой, или приобрести уже готовую глину в магазине. Из глины можно изготовить посуду, животных, птиц и т д. Из камушков, ракушек можно выкладывать различные узоры, и даже целые картинки.

Для того что бы игры проходили успешно, педагог должен знать свойства природных материалов, их изменчивостью при определенных условиях, знать необходимые приемы работы. В игре с природным материалом, дети знакомятся с окружающим миром,  развивают воображение, мышление,  наблюдательность, память. Очень важно, что бы игры проходили  в доброжелательной обстановке, что бы вызывали у ребенка только положительные эмоции. При правильно организованной игре с природным материалом игра становится эффективным средством всестороннего развития ребенка.

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира. Именно   этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, фундамента основы будущей личности, формирования предпосылок физического, умственного, нравственного развития ребенка. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации".

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. она активирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет...

Статья «Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации»

Статья «Использование природного материала при организации игрв дошкольной организации»...

Использование природного материала при организации игр в детском саду.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Существует множество различных развива...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации.

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действител...

Использование природного материала при организации игр с дошкольниками

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами,...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Использование природного материала при организации игр с детьми...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Игры с природным материалом -- снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, м...