Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации
консультация по конструированию, ручному труду

Антонова Галина Викторовна

Игры с природным материалом -- снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Антонова Галина Викторовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №27

Красносельского района Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития, дети познают окружающий мир, что невозможно без связи ребенка с природой. На современном этапе развития общества эта связь все более ослабевает, дети все дальше отдаляются от природы, не видят ее красоту и не понимают ее ценность.

Между тем потребность во взаимодействии с природой составляет одну из основных потребностей детского организма, является условием его нормального развития. Взаимодействие с природой в любой форме, с учетом возрастных особенностей детей и соблюдением правил безопасности, всегда оказывают благоприятное воздействие на формирование личности ребенка. А наиболее приемлемой формой в дошкольном возрасте является игра с природным материалом.

Игры с природным материалом -- снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают -- тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно -- сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно -- сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по -- разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием -- лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки -- снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега -- лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега -- тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготавливания снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр. Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову. Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка -- куча песка».

Игры с природными материалами – это самая доступная для каждого ребёнка форма деятельности. С помощью природного материала, мы развиваем тактильную чувственность «ручной интеллект», все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторику. Развиваем наблюдательность, художественные способности и, конечно, фантазию ребёнка.

Предлагаем вам подборку игр, в которых используются природные материалы:

- «Каждому камешку свой домик» – Классификация камешков по форме, цвету, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые), по коробочкам.

- «Помоги Золушке» – Камни, шишки, жёлуди, каштаны и ракушки лежат в одной корзине. Ребёнок должен разложить их по коробочкам.

- «Угадай, что там» – Мешочек наполнен природным материалом. Ребёнок на ощупь угадывает, что там: шишка, жёлудь, орех, каштан и т.п., после чего даёт описание предмету.

- «Сложи или повтори узор» – Ребёнок сам придумывает и выкладывает узор или контур предмета из желудей, каштанов, камешек, арбузных семечек и т.п., либо повторяет узор предложенный взрослым.

- «Что изменилось» – На столе в ряд располагаем природный материал. Ребёнок внимательно смотрит и запоминает, что и где находится, потом закрывает глаза.  Взрослый что-то меняет (убирает один предмет или меняет их местами). Ребёнок должен сказать, что изменилось.

- «Дорисуй» – На лист бумаги приклеиваем лист с дерева. Ребёнок должен дорисовать или также использовать природный материал, чтобы в итоге получилась картинка.

- «Ассоциации» – Используем камешки разной формы. Ребёнок должен придумать, на что этот камешек может быть похож по форме и рассказать об этом.

- «Найди пару» – Предложить ребёнку коробку с палочками. Высыпать всё на стол. Сравнить и найти одинаковые пары по длине, толщине и цвету. Посчитать сколько пар получилось.

- Музыкальные игрушки «Шумелки» – В пластмассовые пустые баночки насыпаем различный природный материал: косточки от вишни, сливы, тыквенные семечки и т.п. Слушаем, как звучит (в зависимости от пополнения звучание будет разным).

- «Цифры и буквы» – На камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении счёту и чтению.

- «Игрушки – самоделки» – Используем шишки, желуди, листья, палочки, скорлупки грецкого ореха и т.п. Сочиняем сказку или историю с получившимися персонажами, тем самым развиваем связную речь ребёнка.

В процессе игры и после её завершения дети испытывают большое эмоциональное наслаждение, повышается их жизненный тонус, способствующий поднятию настроения. Развивается речь, т.к. в таких играх особенную роль играет рука, как осязательный орган, который дополняет комплекс ощущений и делает полнее представление о материалах и их свойствах.

Литература

И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. М.: Издательский дом «Цветной мир». 2014, - 144 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации".

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. она активирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет...

Статья «Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации»

Статья «Использование природного материала при организации игрв дошкольной организации»...

Использование природного материала при организации игр в детском саду.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Существует множество различных развива...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации.

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действител...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Использование природного материала при организации игр с детьми...

Использование природного материала при организации игр с детьми дошкольного возраста

статья об использовании природного материала для организации игр...