«Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»
методическая разработка на тему

 Актуальным становится поиск и внедрение  наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны  и, что немаловажно, интересны и родителям, и воспитанникам. Актуальность проблемы обусловлена  рядом противоречий:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Проанализировав в теории и испробовав на практике различные формы работы с родителями (законными представителями), а именно - анкетирование;  посещение семей воспитанников; вечера знакомств; наглядная пропаганда; родительские собрания; беседы и консультации; конференции родителей; устные журналы; круглые столы; организация клубов; организация деловых игр, можно предложить один из вариантов решения проблемы – создание семейного клуба.

Попытка частично разрешить обозначенные противоречия, представлена в моем опыте работы, целью которого является содействие становлению родительской компетентности в вопросах приобщения детей к национальной культуре, к семейным традициям в условиях клубной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx422.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

«Взаимодействие

 дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба

«Вместе дружная семья»

Разработала:

Заместитель заведующего

Адмаева Светлана Витальевна

г. Нижневартовск

Введение

2

Глава 1 Теоретические основы создания семейного клуба

 

1.1 Анализ ситуации и концептуальные основы проекта

4

1.2 Аннотация проекта

4

Глава 2 Система работы по  созданию и функционированию семейного клуба «Вместе дружная семья»

 

2.1 Поэтапное содержание работы по реализации проекта

5

2.2  Оценка эффективности  работы семейного клуба «Вместе

дружная семья»

8

 Заключение

8

 Перспектива дальнейшего развития

9

Литература

 

 

 

Введение

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания.
Первая школа воспитания растущего          человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.

C:\Users\mediki\Desktop\для Наташи\IMG_2504.JPG

В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги детского сада, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

 Актуальным становится поиск и внедрение  наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны  и, что немаловажно, интересны и родителям, и воспитанникам. Актуальность проблемы обусловлена  рядом противоречий:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Проанализировав в теории и испробовав на практике различные формы работы с родителями (законными представителями), а именно - анкетирование;  посещение семей воспитанников; вечера знакомств; наглядная пропаганда; родительские собрания; беседы и консультации; конференции родителей; устные журналы; круглые столы; организация клубов; организация деловых игр, можно предложить один из вариантов решения проблемы – создание семейного клуба.

Попытка частично разрешить обозначенные противоречия, представлена в моем опыте работы, целью которого является содействие становлению родительской компетентности в вопросах приобщения детей к национальной культуре, к семейным традициям в условиях клубной работы.

Новизна опыта заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб  становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. 

       В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по тематике проекта;

2. Теоретически обосновать и апробировать экспериментальную модель Семейного клуба «Вместе дружная семья»;

3. Способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам:
- о роли национальной культуры в личностном развитии ребенка;

- о значении семейных традиций в воспитании детей;

- о создании условий, способствующих своевременному и качественному социальному развитию.

Глава I.  Теоретические основы создания семейного клуба

C:\Users\mediki\Desktop\для Наташи\IMG_2508.JPG

  1. Анализ ситуации и концептуальные основы проекта

      Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм

с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания,  а значит, полноценной личностью.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

1.2. Аннотация проекта

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба.

Проект разработан в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, системы образования города Нижневартовска, Программы развития МАДОУ ДС  № 37 на 2015-2020г.  

      Проект определяет стратегию создания семейного клуба «Вместе дружная семья» и реализуется в соответствии с педагогическими принципами: целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность.

Проект реализуется в три этапа:

подготовительный (сентябрь),

основной (октябрь – апрель),  

заключительный (май).

Глава II. Система работы по созданию и функционированию семейного клуба «Вместе дружная семья»

C:\Users\mediki\Desktop\для Наташи\IMG_2550.JPG

2.1. Поэтапное содержание работы по реализации проекта

Работа клуба рассчитана на учебный год, занятия проводятся 2 раза в месяц в помещении детского сада, продолжительностью 40 - 60 минут, оптимальное количество участников 8 -10 семей. Участвовать в работе клуба также приглашаются все желающие родители или члены  семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты.

Подготовительный этап работы (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:    

  • разработка Положения о семейном клубе (Приложение 1);
  • мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;  
  • анализ социальных паспортов групп ДОУ;
  •  опрос (анкетирование) родителей, желающих вступить в семейный клуб «Вместе дружная семья» (Приложение 2);
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

 Основной этап работы (октябрь – апрель).

Семейный клуб имеет важное значение для укрепления партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и детского сада через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 

Направления деятельности на основном этапе работы:

      1. Образовательно-просветительское направление - представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей (семинары, тренинги, практикумы, консультации специалистов различных направлений, иные занятия, направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений, снятие затруднений детско-родительских отношений).

     2. Практико-действенное направление -   повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих и музыкально-эстетических способностей, полноценном эмоциональном общении (организация семейного досуга, организация конкурсов и выставок, Музыкальная гостиная). 

Так как, современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм взаимодействия с родительской общественностью, в данном направлении  мы используем такую нетрадиционную форму сотрудничества с родителями как  Музыкальная гостиная.  

 Творческие находки по организации Музыкальной гостиной, которые мы используем, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей и взрослых с музыкой. 

Например, Музыкальная гостиная «Вместе дружная семья» проходит в виде вечера знакомств. Семьи делятся семейными традициями, демонстрируют национальные костюмы, национальные блюда. Естественно, что все это чередуется со слушанием русских, башкирских, татарских, кавказских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей и взрослых, но и приобщать их к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами детского сада.

План работы семейного клуба «Вместе дружная семья»

№п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Подготовительный этап

1.

Анкетирование родителей:

«Возможности семьи в приобщении детей к народной и семейно-бытовой культуре»
«Влияние традиций семьи на социальное развитие ребенка».

Май, сентябрь

Педагог - психолог

2.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»

Сентябрь

Зам.зав.по ВМР

3.

Анализ социальных паспортов семей

Сентябрь

Социальный педагог

Основной этап

Музыкальная гостиная

«Давайте познакомимся»

Октябрь

Музыкальный

руководитель

2.

Круглый стол «Проблема сохранения и развития традиций»

Октябрь

Воспитатели, музыкальный руководитель

3.

Тематическая встреча с родителями. «О чем мечтают дети? Знаете ли Вы своих детей?»

Ноябрь

Зам.зав. по ВМР

4.

Дискуссия «Посеешь привычку, пожнешь характер»

Ноябрь

Педагог-психолог

5.

Музыкальная гостиная «Коли семья вместе, то и душа на месте»

Декабрь

Музыкальный

руководитель

6.

 Практикум по изготовлению новогодних украшений «Мастерская волшебников»

Декабрь

Воспитатели

7.

Музыкальная  гостиная «Рождественские встречи»

Январь

Музыкальный

руководитель

8.

  • Семинар для родителей с элементами тренинга "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"

Январь

Педагог-психолог

9.

  • Досуг "Поиграй со мною, папа"

Февраль

Музыкальный

руководитель

10.

Круглый стол «Хорошо и плохо» - азбука нравственности»

Февраль

Педагог - психолог

11.

Музыкальная гостиная «Поговори со мною, мама…»

Март

Музыкальный

руководитель

12.

Семинар  для родителей "Поиграйте, дети, с нами. Поиграйте, дети, сами!"

Март

Зам.зав. по ВМР

Педагог - психолог

13.

Тематическая встреча с родителями

«День семьи»

Апрель

Музыкальный

руководитель

14.

  • Семинар для родителей "Готовы ли к школе ... родители?»

Апрель

Зам.зав. по ВМР

Педагог - психолог

Заключительный этап

1.

Круглый стол

«Дети спасут мир, если мы защитим детей»

Май

Педагог-психолог

2.

Музыкальная гостиная «Вместе дружная семья»

Май

Музыкальный

руководитель

В мае подводятся итоги работы над проектом, анкетирование родителей, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.

2.2. Оценка эффективности работы семейного клуба «Вместе дружная семья»

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
- п
овышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
- р
азвитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- о
бобщению опыта семейного воспитания.

Вся деятельность клуба осуществлялась в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко использовалась система организации совместных  тематических фотовыставок, выставок поделок, рисунков и плакатов.
   

Степень участия родителей в семейном клубе  в 2017-2018  учебном году

Из представленной диаграммы видно, что степень участия родителей в семейном клубе «Вместе дружная семья» к концу учебного года выросла в 5 раз. Совсем не участвовали в данном проекте 15% родителей, активное участие принимали 50%, эпизодическое участие – 35%. 

Заключение

        Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей Родине.

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. 

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.

Перспектива дальнейшего развития

На общем родительском собрании в ДОУ принято решение о продолжении работы   семейного клуба «Вместе дружная семья» в новом учебном году.

Также в новом учебном году мы планируем:

-  организовать  взаимодействие  и сотрудничество с территориальными Семейными клубами через совместные проекты деятельности, конкурсы и другие мероприятия;

-  развивать  сотрудничество с различным социальными институтами, структурами, государственными и общественными организациями.

 - открыть «Филиалы» клуба   в каждой группе. В работе таких «Филиалов» могут принимать участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, эколог, валеолог, психолог), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Литература

1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования. - 2008. -№ 2.

2. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

4. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.

5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

6. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.

7. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.

8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2008.

Страница

ПРОГРАММА «Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

Заместитель заведующего Адмаева С.В. МАДОУ ДС №37»Дружная семейка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции – залог дружной семьи !

Консультация для родителей...

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...

Семейный конкурс, посвящённый Дню семьи "Мама, папа, я - спортивная и дружная семья"

Программа провеления Дня семьи включает в себя домашнее задание, игры и конкурсы, совместное творчество. Поможет провести весёлый семейный досуг...

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....

Семейный клуб «Вместе дружная семья»

Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности....

Отчет о работе семейного клуба "Вместе дружная семья»

Отчет о работе семейного клуба "Вместе дружная семья»...