Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»
материал на тему

Агапова Альбина Анваровна

 Заседание семейного клуба

«Вместе с мамой, вместе с папой»

 

Тема: «Азбука семейного общения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ №1

 заседания семейного клуба

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Тема: «Азбука семейного общения»

Дата заседания:  05 декабря 2013 года

Присутствовали: 12 родителей средних групп №3, №6, №9, старший воспитатель Шарыпова М.А., учитель-дефектолог Агапова А.А., воспитатели: Токарчина Э.В., Трофимова Н.А., Шамсиева З.К.

Повестка заседания:

  1. Вступительное слово.

                     Ответственный: старший воспитатель Шарыпова М.А.

  1. Доклад на тему: «Психологические особенности детей 4-5 лет»

Ответственный: воспитатель группы №9 Шамсиева З.К

.

  1. Выступление детей. Сценка «Три мамы»

                    Ответственный: воспитатель группы №6 Трофимова Н.А.

                                                    воспитанники группы №6  

  1. «Принципы построения общения с ребёнком»

                    Ответственный: воспитатель группы №6 Трофимова Н.А.

  1. Разбор педагогических ситуаций. Игры с родителями  

                    Ответственный: воспитатель группы №3 Токарчина Э.В.

  1. Доклад по теме: «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста»

                   Ответственный: учитель-дефектолог  Агапова А. А.

  1. Заключительная часть

Оборудование:

  1. Выставка методической литературы «Артикуляционная гимнастика», дидактические игры по речевому развитию.

Ход заседания

Заседание открыла старший воспитатель Шарыпова М.А., она поприветствовала родителей и рассказала о том, что это первое заседание клуба «Вместе с мамой, вместе с папой».

Шарыпова М.А. рассказала родителям, что в нашем детском саду работают три семейных клуба для родителей: клуб «Наши малыши крепыши» для родителей раннего и младшего дошкольного возраста, клуб «Вместе с мамой, вместе с папой» для родителей среднего дошкольного возраста, клуб «Будущего первоклассника» для родителей старшего дошкольного возраста. Заседания проводятся один раз в квартал для каждого клуба. Далее Марина Александровна поблагодарила всех присутствующих за то, что они решили принять участие в работе клуба.

Далее Марина Александровна познакомила присутствующих с повесткой заседания и передала слово воспитателю Шамсиевой Зульфие Камалудиновне.

Зульфия Камалудиновна поприветствовала всех присутствующих, назвала тему выступления: «Психологические особенности детей 4-5 лет».

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.

Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у ребенка активно проявляются:

-стремление к самостоятельности;

-этические представления - ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать;

-творческие способности - развитие воображения, ребенок живет в мире  сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге и в своей голове;

-страхи как следствие развитого воображения;

-отношения со сверстниками – дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу;

-активная любознательность, которая заставляет задавать вопросы обо всем, что видят;

           Физиологические особенности:

-Продолжение созревания всех систем организма

-Вес 17-18 кг, рост 100-107 см

-Укрепление костно-мышечной системы

-Двигательно активны

-Работоспособность быстро снижается, утомляет однообразная работа, т.к. возбуждение преобладает над торможением

-Уровень развития крупной моторики (спускается вниз по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку; скользит на двух ногах)

Уровень развития мелкой моторики

(срисовывает квадрат, треугольник, рисует человека: туловище, голову, руки, ноги; застегивает пуговицы, завязывает бант, владеет шнуровкой)

Развиты навыки самообслуживания (умывание, одевание, приём пищи)

Личностные особенности

-Повышенная эмоциональность, жизнерадостность

-Инициативность, стремятся к самостоятельности

-Очень чувствительны к критике и похвале

Эмоционально переживают оценку своей деятельности и своих поступков. Взрослые должны быть терпеливы, доброжелательны и готовы прийти на помощь, отметить достоинства каждого ребёнка

Может ставить цели и добиваться их, но нет ещё навыков планирования деятельности (что я сделаю сначала, что и как нужно подготовить к работе и т.д.) Для этого необходима направляющая и контролирующая помощь взрослого

Дети данного возраста любят совместный труд со взрослыми, но не более 10 минут, их интересует сам процесс труда,  а не результат.

Общение со сверстниками и взрослыми

-Расширение представлений о деятельности людей, о предметах и явлениях окружающего мира создаёт новые поводы для общения со сверстниками и взрослыми

-Дети охотно сотрудничают со взрослыми, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?"

Появляются многочисленные жалобы-заявления детей  ко взрослым о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.

   Воспитатель или родитель иногда расценивает такие жалобы ребенка как "ябедничество" и отрицательно к ним относится. Между тем эти "заявления" всего лишь стремление получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также желание услышать от взрослых дополнительные разъяснения по поводу "границ" действия правила.

-Появление стремления что-то рассказать, объяснить, дать оценку увиденному, услышанному, Прочитанному

-Формируется ролевое поведение

-Сверстник становится интересен как партнёр для игр, появляются первые друзья

Игра

-Появление новых тем для игры, отражение в игре всех представлений, знаний, жизненного опыта

-Появление групповых игр на основе личностных симпатий (группы по 2-5 человек). К хорошо играющим детям тянутся другие

-Ещё есть «игра рядом»

-Возрастает интерес к книге; эмоционально сопереживают героям

-В игре формируются нравственные категории «добра и зла», «хорошо-плохо»

-Появление любимых ролей

-Стремление играть вместе есть, но нет ещё достаточного умения договариваться, уступать (каждый говорит и настаивает на своём). Необходима помощь взрослого, чтобы найти компромисс, дать понять чего хочет партнёр по игре.

Интеллект ребёнка 4-5 лет

-Представление о себе и окружающем мире:

- знает свой возраст, пол, фамилию, имя, место жительства

- знание своего ближайшего окружения (фамилии, имена родителей, их профессии

Знание элементарных норм и правил поведения

Восприятие

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п.

          Использование и развитие  всех каналов восприятия:

Зрение –рассмотреть

Обоняние – понюхать

Осязание – потрогать, помять, погладить

Слух – постучать, пошуршать

Вкус - попробовать

Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал

Знание признаков и свойств предметов

    - Цвет

    - Форма

    - Величина (высота, толщина, ширина, длина)

    - Особенности поверхности, материал (гладкая-шершавая,

 пластмассовый, деревянный, стеклянный и т.п)

Количество (один- много, больше-меньше, поровну, счёт в пределах 5-10)

Ориентировка в пространстве: под, в, на, около, из-под, верх-низ, впереди-сзади, право-лево

Ориентировка во времени

Времена года и их приметы

Части суток и их последовательность

Понятие «вчера-сегодня-завтра»

 Внимание

Неустойчивое, непроизвольное (вызывает интерес то, что ново, ярко, необычно, эмоционально окрашено) Увеличивается устойчивое внимание. Ребенок способен 15-20 мин. выслушать информацию.

Доступны следующие игры на внимание: «Найди отличия»,                            «Бывает - не бывает», «Найди такой же предмет».

 Память

-Непроизвольная (запоминается само собой  также всё, что ново, ярко, необычно, эмоционально окрашено)

-Объём кратковременной механической памяти 6-7 слов из 10,  4-5 цифр.

-Начинает формироваться произвольная память, преднамеренное запоминание.

Мышление

-Наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в развитии ребенка. Ребенок способен решить задачу не только в практических действиях с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

 Далее Зульфия Камалудиновна добавила, что следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера такие как истерики капризы и т. д. Ребенок в истерике стремится доказать, что он здесь главный, и он решает, чего хочет и как хочет. Задача родителей показать «кто в доме хозяин». Не криком или насилием, а силой характера. Только так малыш научится правильно реагировать на отказы и высказывать свои желания и потребности.

Далее Альбина Леонидовна передала слово воспитателю Трофимовой Н.А., которая представила вниманию родителей сценку в исполнении своих воспитанников «Три мамы».

Трофимова Н.А. продолжила выступление, познакомив родителей с принципами  построения общения с ребёнком:

  • Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный  принцип  общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты "чтением морали" своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
  • Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
  • Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.
  • Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений,  что и сказывается на его развитии.
  •  Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.
  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.

В завершении Наталья Александровна сказала и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения.

Далее Альбина Леонидовна передала слово воспитателю средней группы Токарчиной Э.В., которая предложила родителям для обсуждения несколько педагогический ситуаций:

Ситуация  1.

Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.

        Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит:

        – Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)

         – Ну, папулечка –а-а, - тянет сын, - можно?

   Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:

         – Так и быть, разрешаю в виде исключения!

        Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:

         – Так и быть, разрешаю в виде исключения!

    Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.

 Вопросы для родителей: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых?

Вывод:  Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.

Ситуация  2.

Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.

        Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.

        – До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

Вопросы для родителей:    Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?  

Вывод:   Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.

Ситуация  3.

Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:

– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.

 – А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!

И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.

          – Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.

Вопросы для родителей:    Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.

Вывод:     В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…

Далее Эльвира Васильевна предложила родителям игру с пиктограммами.

По шестому вопросу слушали учителя-дефектолога Агапову А. А., которая познакомила родителей с особенностями речевого развития детей 4-5 лет. Каждый родитель хочет, чтобы дети говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей.   Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком.   С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.  

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.                              

Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.  

Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить сюсюкают.

Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. А это абсолютно недопустимо!                                                  

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.                                                                    

Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного.                                                                              

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь - неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.                                      

Более подробно остановимся на одном из важнейших компонентов речи – звукопроизношении.                                              

Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков.                                      

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т.д.).                                                                                                                

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.                                                                                                            

Альбина Анваровна  предложила вниманию родителей некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно овладеть нормами звукопроизношения

Каждое упражнение артикуляционной гимнастики имеет свое название. Названия эти условные, но важно, чтобы дети их запоминали.

Важно помнить, если ребенок говорит, не разжимая губ или во время речи язык его недостаточно подвижен, вял, лежит на дне ротовой полости, качественного произношения не получится.                

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.                                                

Установлено, что для усвоения правильного звукопроизношения необходимо не только достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, контролировать собственное произношение, дифференцировать звуки: звонкие и глухие согласные (б-п, д-т), мягкие и твердые свистящие и шипящие (с-з, с-ш, ш-ж, сь-с и т.д.), то есть у ребенка должен быть развит фонематический слух.

Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

К 4-5 года в норме ребенок должен различать все звуки речи.

Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.

Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку в 1-2 года необходимо произносить следующие звуки: а о э п б м;

В 2-3 года: и ы у  ф в  т д н г к х  й;

В 3-4 года: с з   ц ш ж ч щ;

В 4-5 лет: р л

Из таблицы видно, что к 4-5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Искаженное произношение звуков дошкольников до 4-5лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение.

И только после 4-5 лет нарушение звукопроизношения – это патология.

Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по развитию речи.

Неправильное произношение звуков приносит детям немного огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают.

Ребенок станет комплектовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.

Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя, в дошкольном возрасте уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей.

Одной из важных обязанностей родителей, дети которых занимаются с учителем-логопедом, является продолжение логопедической работы с ребенком дома, т.е. выполнение домашних заданий.

Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы часто используем на занятиях и вам очень рекомендуем следующие задания.

Как вы помните, фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

Большой эффект в логопедической работе дает использование чистоговорок, скороговорок.

Великолепные упражнения для отработки правильной, четкой речи. Они развивают фонематический слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Речь - чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

В конце встречи старший воспитатель Шарыпова М.А. подвела итог. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Решение:

1. Продолжать работу с родителями по развитию детей, учитывая  психологические особенности детей 4-5 лет.

                                             Срок: в течение года.

                                             Ответственные: педагоги, родители.

2. Принять к сведению принципы построения общения с детьми.

                                             Срок: в течение года.

                                             Ответственные: педагоги, родители.

  1. Принять к сведению выводы при разборе педагогических ситуаций.

                                             Срок: в течение года.

                                             Ответственные: педагоги, родители.

  1. Продолжать работу с  родителями по развитию речи детей, используя рекомендации учителя-логопеда.

                                    Срок: в течение года.

                                    Ответственные: педагоги, родители.

Председатель: М.А.Шарыпова ____________

Секретарь:  А. А. Агапова ______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!» в дошкольном учреждении

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия ...

Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения»

«Здоровый малыш: азбука семейного общения»...

Семейный клуб "Вместе веселее!"

   Данный материал содержит календарно-тематический план семейного клуба для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, а так же конспект первого занятия.    З...

Семейный клуб "Вместе веселее" развлечение "Любимые сказки"

Семейный клуб «Вместе веселее»- это встречи, на которых у родителей есть возможность вместе с детьми окунуться в мир игры и творчества.Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образ...

«Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

Актуальным становится поиск и внедрение  наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны...

Семейный клуб "Вместе с папой, вместе с мамой"

Весёлые творческие задания для семейного досуга....