сенсорное развитие детей.
материал (младшая группа) на тему

Аврам Мария Константиновна

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorn.razvitie_samoobrazovanie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

                Воспитатель:

                                                     Аврам Мария Константиновна

2018-2019о.г.

Актуальность:

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста  аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.        

 Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

  1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста,   изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
  2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

Задачи работы по самообразованию:

  1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей);
  3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего  возраста»;

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 1-2 лет;
  • Семьи детей  посещающих детский сад;
  • Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
  • Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста: 

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная;

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1-2 лет средствами игровой деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
  • Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1 – 2 лет;

Этапы работы:

  1. Информационно-педагогический блок

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Октябрь 2018год

(+ в течение года)

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Размещение на официальном сайте МДОУ №8 «Солнышко» консультации для педагогов «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».

Декабрь 2018год

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».

Размещение на официальном сайте МДОУ №8 «Солнышко»    консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».

Январь 2019 год

Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».

Отчет по самообразованию

Февраль 2019 год

  1. Работа с детьми

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию.    

В течение года

Работы детей

 Дидактические игры:

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Определи на ощупь»
  3. «Платочек для куклы Кати»
  4. «Найди пару»

Октябрь – Декабрь 2018 год.

В течение года

Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактические игры:

  1. «Найди прищепку»
  2. «Собери животных»
  3. «Собери новогоднюю гирлянду»
  4. «Тактильный мешочек» (изготовление, используя различные по текстуре материалы).

Декабрь - январь 2018 - 2019год

В течение года

Дидактические игры:

      1. «Разноцветные кружки»

      2. «В какую коробку?»

      3. «Дальше – ближе»

      4. «Найди дерево»

      5. «Собери листочки»

Декабрь-Январь 2018-2019 год

Закрепление пройденного материала с детьми

Апрель-май 2019год

  1. Работа с родителями
  1. Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Ноябрь 2018 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

  1. Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

В течение года

  1. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Ноябрь 2018год

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

  1. Размещение на официальном сайте МДОУ №8 «Солнышко», в приёмной группы фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

Январь 2019 год

Фотоотчет «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

  1. Консультация  (папка – передвижка) «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Февраль 2019 год

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

  1. Консультация  (папка – передвижка) «Дидактические игры – что это такое?»

Апрель 2019 год

Консультация   «Дидактические игры – что это такое?»

Интернет ресурсы:

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...