Роль башкирских народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
консультация на тему

Маркова Ульяна Николаевна

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_narodnyh_igr.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

на тему

 «Роль башкирских народных игр в

воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

                                                                           Подготовила: старший воспитатель

                                                                           У.Н.Маркова

г.Октябрьский, РБ

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Игра – важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры, особенно народные,  являются традиционным средством педагогики.

Актуальность данной работы в том, что в последние годы было утеряно много культурных традиций, ранее общепринятых, ушли из жизни многие обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни. На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в воспитании дошкольников настоящее время. Молодые родители,  молодые педагоги практически не используют в своей работе с детьми столь ценный материал, как народные игры. Об этом пишет и М. Монтессори: «Игровая терапия позволяет ребенку выбирать из множества игрушек или подражательных игр то, что ему больше нравится. Обеспечить  подобную широту выбора у себя дома семья,  как правило, не в состоянии».  Поэтому эту задачу решают детские дошкольные учреждения.

Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств. Об этом утверждает и И.Г.Галяутдинов: «В воспитании детей народные игры занимают особенное значение. Игры для них - способ познания мира, школа труда и источник всестороннего гармоничного развития».

Башкирские народные игры являлись специфическим видом народной культуры, многие из них уходили своими корнями в далекое историческое прошлое, складываясь, развиваясь в течение веков, сохраняли древние традиции и впитывали новые.

Народная игра, по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как:

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям);

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, башкирская народная игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Руководя народной игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

 В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Особенно полезна вступительная беседа, проведенная перед ознакомлением с народной игрой. Например, перед башкирской игрой «Юрта» объясняем детям, что это такое, рассказываем о культуре и быте башкирского народа.

Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

 Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

 Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их во время игры. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.

 Народная игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

 Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

 Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, учим детей различать, что хорошо и что плохо, воспитываем активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью через игру и в игре раскрываем детям смысл тех или иных положительных фактов, даем их оценку, вызываем у дошкольников желание подражать им и тем самым формируем их отношение к тому, что отображается в игре.

 Мы, воспитатели, широко используем игру как средство физического воспитания. Большинство народных игр требуют активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей. Иногда они переутомляются, находясь продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках), или, наоборот, чрезмерно много двигаясь. Поэтому воспитатель прежде всего заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей.

Башкирская народная игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей.

 Народная игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

Таким образом, народная игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Каждый народ, в зависимости от социально – экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

Игровой фольклор башкирского  народа богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в башкирских  народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества.

Народные башкирские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Многие игры исполнялись в прошлом на различных празднествах и во время обрядов. Особенно красочно проходили массовые весенне-летние праздники («Йыйын», «Бәйге», «Майҙан», «Һабантуй», «Ҡарғатуй» и т.д.). На йыйынах и сабантуях проводились соревнования в борьбе, беге, скачках, стрельбе из лука. Особое место занимали веселые игры: бег в мешках, бег с яйцом в ложке, влезание на намыленный шест, катание яиц с горки и др.

 Весенне-летние девичьи игры начинались на женском обрядовом празднестве «Ҡарғатуй». Они сопровождались песнями, плясками, хороводами, проводились и спортивные соревнования. В беге, прыжках, в перетягивании тканного полотенца участвовали женщины всех возрастов, а мужчины участвовали в теплые летние вечера в играх с войлочным мячом (туп) и с деревянным шаром (сәкән).

Характерными особенностями башкирских народных игр является соревнование, сотрудничество и коллективность, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность и др.

В зависимости от возраста ребенка народная педагогика на протяжении веков выработала конкретный характер и уровень сложности игр.  Например, имеются игры, в которых ребенок познает не только окружающий их мир, членов семьи, родных, но и самого себя.

Загибая пальцы, перечисляем имена, живущих в доме членов семьи, или называем предметы, имена детей, которые ходят  вместе в одну группу. Игру на пальчиках можно повторять изо дня в день, и ребенок постепенно знакомится с окружающей его действительностью, усваивает новые слова. Это еще  прекрасная возможность для дифференцированной работы с ребенком.

Это пальчик дедушка,                               Это дедушке,

Это пальчик бабушка,                               Это бабушке,

Это пальчик папочка,                                 Это отцу,

Это пальчик мамочка,                                Это матери,

Это пальчик я,                                             Это мне

Вот и вся моя семья!

Формы проведения игры многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Изучение башкирских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность.

Например, известный ученый-филолог Махмут Кашгари описывает детские игры, одна из них «Менкез-менкер». Эту игру до сих пор играют дети под названием «Летели-летели» («Осто-осто»). Эту игру можно использовать как физминутка на любых занятиях.

Возрождение и развитие традиционных народных игр целесообразно интенсивно проводить с раннего возраста. Можно внести на занятие куклу в национальном костюме или же одеться воспитателю самой, чтобы привлечь внимание. Особенно это важно во время проведения национальных праздников.

Башкирский народ издавна отмечает традиционные праздники, которые состоят из спортивных игр. Это «Һабантуй», «Ҡарға бутҡаһы», «Кәкүк сәйе» и.т.д. В праздниках в основном участвуют дети. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей. На праздниках проводятся игры-соревнования. Например,  Игра «Бег с яйцом» проводится на сабантуях. Одновременно дошкольники знакомятся с традициями, обычаями башкирского народа. Обо всем этом рассказывает воспитатель до начала игры. Вступительная беседа сразу же привлекает и внимание, вызывает интерес к игре.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих.

Игры детей старшего возраста отличаются от игр детей младшего возраста богатством и многообразием своего содержания. По мере взросления ребенка игра становится богаче, расширяется его фантазия.  Очень любят они игры «Белый тополь, синий тополь», «Пройди через ворота», «Кошка и мышка», «У кого кольцо», «Мы веселые ребята». Эти игры имеют ведет к достижению определенной цели, к результату. Здесь ребенок может определить свои возможности, развивается разносторонне  по ловкости, догадливости, терпеливости.

Для развития расторопности, проводим игры, требующие быстрый ответ на поставленный вопрос или выполнения определенного жеста. Например, игры «Улетели, улетели», «Покажи, как это делается» и др.

Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются искренняя любовь народа к веселью, движениям. Например, игру «Жмурки в кругах» («Түңәрәкле күҙ бәйләш») мы играем с детьми в старших и подготовительных группах. Количество участников - от 3 до 20 человек. Играющим требуются только платок и чистые листки бумаги для подкладывания под него.  

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей, воспитывает чувство толерантности.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей любого возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игр определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Построение  игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда дети действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида. Например,  игра «Медный пень» («Баҡыр бүкән») тоже требует быстроты, ловкости.

Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Существуют башкирские народные игры, которые мы используем не только на занятиях, но и  в свободное время. Например, «Юрта» («Тирмә»).  Еще одна любимая игра детворы – «Платочек».

В башкирских народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.

    Есть группа игр, которая наиболее распространена и считается самой любимой среди детей. Это – игры в перебежки, жмурки, прятки. Дети очень подвижны, поэтому их привлекают игры с элементами соревновательной борьбы и сотрудничества. В процессе таких игр ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной цели. Приговоры, начинающие башкирские игру, также разнообразны. Вот один из них: «Гор, гор, гор әтәс, ике тауык бер әтәс».

Ряд башкирских игр содержит элементы театрализации. Одни из них сопровождаются песнями, другие основаны на танцевальных движениях. Встречаются игры, которые развиваются в форме драматического диалога, например «Возьму птенца», «Спрячу платочек», «Медведи-волки есть ли тут?», «Кольцо», «Верблюд».

Очень полезны игры «Аҡ тирәк, күк тирәк» («Белый тополь, синий тополь»), «Наза», «Аҡ ҡалас» («Белый каравай»), «Йөҙөк кемдә?» («У кого кольцо?»), «Исемен әйт» («Назови имя»), «Вызов номеров», «Беҙ ун ике ҡыҙ инек» («Нас было двенадцать девочек») и др.

Велико образовательное и воспитательное значение в народных играх, с их помощью развиваются различные физические качества, и прежде всего,  быстрота и ловкость. Одновременно совершенствуются двигательные навыки. Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

В традицию вошло проведение фольклорных праздников: «Сабантуй», «Воронья каша», «Ак-тирме», а также вечеров народных сказок, загадок, концертов народной песни. Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, играми народов, населяющих Башкортостан, мы обогащаем их знания, воспитываем трудолюбие, развиваем умственные способности.

Одним из условий, обеспечивающих усвоение детьми национальной культуры, является  взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому работаем в тесном контакте с родителями. Готовим консультации и выступления на родительских собраниях на такие темы: «Приобщение к истокам национальной культуры», «Как знакомить детей с традициями и бытом родного народа в семье», «Участие детей в национальных праздниках» и др.

 Такая работа помогает укреплять в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, родному языку и Родине.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Поэтому воспитатель тщательно подбирает игру. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно, например, в носочках бесшумно, приняв определенное положение рук и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

В своей работе на занятиях во время прогулки мы пользуемся  башкирскими народными играми. История башкирских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаям. Башкирские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры башкирского народа, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, других видов фольклора, трудового и военного  искусства. Для глубокого и прочного усвоения детьми особенностей быта, традиции народа необходимо рассказывать им о происхождении игр, о том, когда и почему эти игры появились у башкирского народа, необходимо сравнить башкирские игры русскими и другими народными играми. При сравнении игр разных народов у детей формируется умение выделять своеобразие, характерные черты башкирских  народных игр, а также общие черты игр разных народов. Башкирские народные игры должны иметь место в повседневной жизни.

Наш опыт показывает, что башкирские народные игры являются эффективным средством интернационального воспитания детей. Они позволяют решать следующие задачи:

- укрепление организма;

- формирование двигательных навыков;

- развитие творческих способностей дошкольника;

-формирование нравственных качеств, силы воли и целеустремленности;

- развитие самостоятельности и организаторских способностей.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.

Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Башкирская народная игра представляет собой неотъемлемую часть народной педагогики и педагогической культуры этноса, обладающую культурно-исторической и социально-педагогической ценностью и требующую ввиду своей самобытности особого рассмотрения, а также специфических методик практического использования в воспитании и развитии дошкольников в современных условиях. Являясь феноменом народной культуры, народная игра может служить важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект социально-нравственного воспитания.

Игры башкирские  для детей – способ научится тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Использование марийской народной сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

В статье предлагается классификация марийских народных сказок по темам, используемых в познавательном и художественно - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста....

Роль русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчи...

Консультация для педагогов " Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, Ведь испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужест...

Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающем...

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Роль музыкально-дидактических игр  заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...