«Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Данич Ирина Дмитриевна

"Социокультурные истоки" на тему "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sotsio.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Буратино»

Выполнил:

Данич Ирина Дмитриевна

воспитатель МАДОУ «Буратино»

Конспект ООД для детей 4-5 лет по программе духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»

Возрастная дошкольная группа: 4-5 лет

НОД № 1

 Месяц  проведения: Сентябрь

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: Семья

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): социально-коммуникативное развитие 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное  развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое  развитие

Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья»

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • -познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
  • - формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
  • - формировать умение работать в паре;
  • - дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

  • развитие  коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
  • развитие  самооценки у детей;
  • развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание  добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;
  • воспитание уважительного отношения к близким и родным.

Виды деятельности:  коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: групповая  и  индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра.  Разговор в ресурсном круге.  Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы альбома  «Наша дружная семья»

Оборудование или материал к НОД:

  • Иллюстрация с изображение членов семьи.
  • Первая книга для развития детей 4-5 лет под редакцией И.А.Кузьмина «Дружная семья»
  • Аудиозаписи с песнями о семье.

Предварительная работа по плану интеграции:

  • Беседа с детьми о СЕМЬЕ
  • Знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.
  • Разучивание русской народной игры «Как у бабушки Ларисы», разучивание пословиц, поговорок о семье;
  • Сюжетно-ролевая игра «Наш дом», «Наша дружная семья»
  • Театрализованная игра «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
  • Слушание «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»;
  • Чтение: А.Плещеев «Внучка»; рассказ Л. Корсунская «Семья»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».  
  • Подвижные игры: «Семья», «Кто у нас живет в квартире». 
  • пальчиковая игра «Семья»

Место проведения:  групповая комната

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    

                                                                                                                             

Первая часть (вступительная)

   Доброе утро! Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки. Предлагаем каждому поздороваться, будем передавать солнышко друг другу и говорить слово приветствие.

Организационный момент

Присоединение к теме

   Воспитатель:

Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: 

Всех милее наша....мама.

 

Кто не в шутку, а всерьез 

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно...папа.

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...бабушка.

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед - 

Мой родной, любимый...дед,

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...семья.

Правильно! Мы поговорим о семье.

Ребята как вы думаете, что такое семья?

  Предпологаемые ответы детей (Семья — это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.)

  Воспитатель: Правильно. Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Ребята, давайте с вами вместе сделаем пальчиковую гимнастику «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Ванечка
Этот пальчик — Танечка,

Этот пальчик — Манечка,

Этот пальчик — Олечка,

Этот пальчик — Колечка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Работа в круге 

Воспитатель: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о семье? (выступление 2-3 детей). ( Вся семья вместе, так и душа на месте.  В дружной семье и в холод тепло.  Везде хорошо, но дома лучше)

Хороводная русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»  Все Играющие становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

                                           Как у бабушки Ларисы

                                           Было семеро детей.

                                           Они не пили, не ели, 

                                           Все на бабушку глядели, 

                                           Разом делали вот так....

        Бабушка Лариса показывает движения,  имитирующие труд женщин (стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи).

                                           И всё делали вот так!

        Дети, повторяющие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры бабушкой Ларисой.

2. Вторая часть (совместная деятельность).

Активная форма обучения (АФО)

Ресурсный круг.

Воспитатель: Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.

Воспитатель: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на фотоколлаж «Семья – мир самых близких людей».

 -Кто изображен на фотографиях? » (дети перечисляют)

 -Как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на фотографиях? (Семья)

-Какую семью можно назвать дружной? Почему? (В которой вместе помогают друг другу, читают книги, гуляют, вместе трудятся и т.д.).

Рассказ 2-3 детей о своей дружной семье.

Воспитатель: Семья- это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они ни жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад».

Индивидуальный этап.

         Работа в книгах «Дружная семья».

  Воспитатель: Предлагаю детям сесть за столы так, чтобы вы сидели парами. Парами это сколько?

  Воспитатель: Ребята, откройте пожалуйста книгу на той странице, где лежит закладка. Рассмотрите иллюстрации в книге для развития, выберите те, на которых изображена дружная семья, отметьте эти иллюстрации знаком «+». Время работы 3 минуты. (На иллюстрациях изображение дружной семьи: семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче. При затруднении воспитатель помогает выполнить задание).

  Воспитатель: По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

         Работа в паре. Воспитатель: Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещѐ раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена дружная семья. Расскажите друг другу почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе. Время работы – 3 минуты. (Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога).

    Воспитатель: Теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение. Сначала вы должны обсудить, выполнить задание и решить кто будет отвечать из вашей пары.

 Обсуждение в группе и экспертная оценка. Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили… », «Мы думаем… », «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку. Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому? (Далее воспитатель даѐт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).

Воспитатель: Послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием).

Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.

3. Третья часть НОД. Заключительная.

 Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре?( Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д. )

   Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой? В дружной семье есть любовь, забота, внимание, радость. Вы согласны? (Ответы детей)

Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).

Творческое задание детям и родителям. Оформление страницы альбома «Дружная семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно – образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы на тему: «Дружная семья» (по программе «Социокультурные истоки»)

Программное содержание:Задачи.образовательныеформировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии...

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы (4-5 лет) по программе «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»».

СЕМЬЯ. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и люби...

Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».

Цель: показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи....

Социокультурные истоки тема"Дружная семья"

Социокультурные истоки тема"Дружная семья"...

ООД в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Тема «Дружная семья»

Организованная образовательная деятельность в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»  для детей 4 – 5 летТема  «Дружная семья»...

Конспект для детей 4-5 лет по программе духовно – нравственного развития «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»

Для формирования духовно-нравственной личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....


 

Комментарии

Данич Ирина Дмитриевна

Конспект разработан для детей средней группы «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»