Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы (4-5 лет) по программе «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Муратова Лиана Радиковна

СЕМЬЯ. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют друг к другу любовь и заботу, а дети – уважают и слушаются родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир да лад».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы (4-5 лет) по программе «Социокультурные истоки» на тему «Дружная семья»».

ООД №1 (сентябрь)

ООД проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» (часть первая).

Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): «Семья».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие + физическое развитие.

Цели:

- Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья»

- Приобщение к семейным ценностям и отечественным традициям.

Задачи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- создание условий для освоения детьми выполнению правил поведения в ресурсном круге;

- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

- развитие самооценки у детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей;

-воспитание у детей уважительного отношения ко всем членам семьи, формирование желания сделать для них доброе дело, сказать доброе слово;

-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (разучивание пословиц, поговорок о семье). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Работа в паре. Просмотр презентации и видиофильма. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.

Оборудование: аудиозаписи по теме «Дружная семья», выставка рисунков и фотографий «Моя дружная семья», книги для развития детей 4 – 5 лет по теме «Моя дружная семья», карандаши или фломастеры.

Предварительная работа:

- организация и проведения занятия с родителями по программе «Моя семья»;

- знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»;

- Оформление выставки «Моя дружная семья».

                         Рассматривание иллюстраций по теме семьи.

- Разучивание пословиц, поговорок о семье.

- семейное чтение по теме «Моя дружная семья».

Музыка: Пение: «Бабушка» муз. Н. Мурычевой, «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой

Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, «Веселые путешественники» муз. Старокадомского, русская народная песня «Где был Иванушка».

Муз. движения: народная игра «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы», танец «Дружные пары» обр. Попатенко, пальчиковая игра «Семья».

- Литература для чтения.

Отечественная классическая литература.

Рассказ. Л. Корсунская «Семья». Поэзия. И. Бунин «Матушке», Е. Трутнева «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Берестов «Любили тебя без особых причин».

Е. А. Пермяк «Первая рыбка»; Рассказ. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Поэзия. Е. Благинина «Посидим в тишине»,

К. Лукашевич «Садик»;

- игровая деятельность на тему  «Наша дружная семья».

- художественное творчество - ручной труд - изготовление открытки к Дню Матери.

Физическая культура

Подвижные игры:

«Бабушка Маланья», «Дедушка Рожок», «У дедушки Трифона», «У бабушки Ульяны», «Каравай» («Как у бабушки Арины») - русские народные игры; игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Место проведения: музыкальный зал.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационный момент

Звучит песня «Моя семья».

Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в музыкальный зал.

Присоединительный этап.

Воспитатель:

- Дети, я очень рада снова встрече с вами, рада видеть здесь и ваших близких людей: мам, пап, бабушек, дедушек и даже ваших сестрёнок и братишек. Всем добрый вечер! И как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, о чем сегодня пойдёт наш разговор?

- Правильно, мы будем говорить о семье, о том, что  семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку «Семья – мир самых близких людей», которую мы готовили вместе с вами.

- «Кто изображен на иллюстрациях?» Каким общим делом занята семья? Какое у всех настроение?

- Каждая семья носит свою фамилию, которую, как правило, даёт отец. Давайте вспомним рассказ Л. Корсунской «Семья» из книги «Дружная семья».

- Дети, вспомните, какую фамилию носила вся семья в этом рассказе? (Да и папа и мама и дочка и брат, - все носили фамилию Никитиных).

- У каждого из Вас есть своя семья. Дети кто хочет рассказать о своей семье?

Рассказы детей о своей семье (2 -3 ребёнка).

Разговор в круге

Воспитатель: - А теперь мы присядем и свой разговор продолжим в круге:

Давайте вспомним произведения из книги «Дружная семья», в которых говорится о дружной семье?

В русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» мы видим, как любовь и преданность сестры и брата, помогают друг другу преодолеть жизненные испытания.

Вопросы к детям:

Как старшая сестра заботилась о младшем брате?

Как братец спас свою сестру?

Что помогло сестрице Алёнушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?

Пальчиковая игра «Семья»

Дети, а помните рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка»?

В нём тоже говорится о дружной семье.

В рассказе повествуется о том как большая Юрина семья поехала на рыбалку. Много рыбки поймали и всё бабушке отдали. Юра тоже поймал одну рыбку. Ерша. И тоже бабушке отдал. Давайте вспомним как вся семья, усевшись вокруг котелка нахваливала Юрину рыбку…. (чтение из фрагмента из книги)

ВОСПИТАТЕЛЬ.

- Дети, мы уже немало сегодня говорили о дружной семье. Скажите, пожалуйста, какая семья называется дружной?

Читая книгу «Дружная семья» Вы с родителями учили стихи о всех членах семьи. Давайте вспомним эти стихи (чтение по желанию детей).

Игра «У дедушки Трифона».

Активное занятие

Работа в паре «Дружная семья»

1. Подготовительный этап.

Расставить столы по кругу. Предлагаю детям и родителям сесть за столы так, чтобы дети сидели парами, а мамы – рядом со своими детьми.

Педагог сидит в общем круге и начинает разговор на тему «Дружная семья».

Воспитатель: - Дети, мы уже много сегодня говорили о дружной семье. Скажите, пожалуйста, что нужно делать чтобы ваша семья жила дружно и счастливо? (Несколько ответов детей).

Присоединительное слово педагога.

СЕМЬЯ. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют друг к другу любовь и заботу, а дети – уважают и слушаются родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир да лад».

2. Индивидуальный этап

- Дети откройте, пожалуйста, книгу на той странице где лежит закладка.

- Рассмотрите внимательно иллюстрации в книге для развития, выберите те, на которых изображена дружная семья, отметьте эти иллюстрации знаком «+».

Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+». При затруднении родители помогают своим детям выполнить задание.

Время работы 3 мин.

По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

3. Работа в паре.

- Дети, пододвиньтесь, пожалуйста, к друг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена дружная семья. Расскажите друг другу почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.

Время работы – 3 минуты.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога.

-А теперь договоритесь о том, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы посоветовались и решили…», «Мы решили… », «Мы думаем… », «Мы отметили», «Мы выбрали». 

(Можно выслушать мнение ещё одной пары).

Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку.

- А теперь, поднимите, пожалуйста,  руку те дети, кто выполнил эту работу по - другому?

(Выслушать мнение детей, выполнивших задание по-другому).

Далее воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации из книги для развития «Дружная семья», увеличенные в 2 раза и объясняет правильность выбора, всякий раз объясняя, почему именно эта иллюстрация должна быть выбрана.

В.:

 -А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание

Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.

5. Рефлексия.

В.: - Понравилось ли вам работать в паре?

Предлагаю родителям и детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д.

В заключении провожу рефлексию с родителями.

- Что интересного вы увидели сегодня на занятии? В чем ценность таких занятий? С каким настроением вы пойдете домой?

Оформление страницы Альбома «Дружная семья»

Родители оформили страницу Альбома книги для развития «Дружная семья», рисуют свою семью.

Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме «Дружная семья».

Родителям: написать рассказ о своей дружной семье; ознакомить с содержанием рассказа-воспоминание своих детей. По желанию поместить рассказ о семье на групповом сайте, в раздевальной комнате.

Детям: рассказать сверстникам и воспитателю группы о своей дружной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы Тема: «Где в природе есть вода».

Программные задачи: упражнять в беге и ходьбе змейкой; продолжать учить     ползать на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками; закрепить умение перешагивать че...

Конспект организованно – образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области « Формирование элементарных математических представлений» на тему «Веселая карусель»

Программное содержание: Цель: выявить уровень сформированности  сенсорных эталонов и умения обследовать предметы опираясь на сенсорные эталоны. Образовательные задачи:1....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по программе социокультурные истоки «Добрая забота»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе социокультурные истоки «Добрая забота»Цель: Расширять представления детей о заботе человека о близких, о своих п...

Модель конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (3 - 7 лет) по программе «Социокультурные истоки»

Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы. Образовательная область «Развитие речи». Тема занятия «Любимый сказочный герой»

Конспект был разработан с целью закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах. Методический материал разработан с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возра...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомлению с окружающим) на тему: «Мой город»

Данный материал направлен на уточнение, обобщение и расширение знаний детей о названии города, улицах родного города, на актуализацию знаний об основных достопримечательностях города Сызрань, на разви...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности Тема: «Чудесные превращения»

Конспект организованной образовательной деятельностис детьми средней группы по изобразительной деятельностиТема: «Чудесные превращения»...