«Игра — источник речевого развития дошкольника»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Блашкова Лариса Родионовна

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou4.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира

Доклад

На тему

«Игра — источник речевого развития дошкольника»

Воспитатель: Блашкова.Л.Р.

Кашира 2017г

 «Игра — источник речевого развития дошкольника»

Игра для них - учебаигра для них - трудигра для них - серьезная форма воспитания.

Н. К. Крупская.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность,самостоятельность,активность и творчество.

Роль игры.

Способствует развитию речевых навыков

Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения

Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностных взаимоотношений.

Формирует способность сыграть роль другого человека.

Помогает сплотить детский коллектив.

Способствует самоутверждению каждого в коллективе.

Умение отстоять свою точку зрения

Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь.

Тематика сюжетно- ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей. Мною подобрана картотека игр старшего дошкольного возраста.

Игра- драматизация.

Драматизировать - значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.

Роль игры- драматизации.

Совершенствование диалогов и монологов

Освоение выразительности речи

Развитие связной речи.

Способность перевоплощаться,

Является средством самовыражения и самореализации ребенка

Позволяет психологически сблизиться с героем сказки.

Обогащает жизненный опыт.

Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок»«Репка»,

Лиса, заяц и петух» и др. Также важно в работе использовать игры-имитации, мини- постановки. Например, по рассказу Сутеева «Цыпленок и утенок» роль утенка я предложила девочке с хорошо поставленной речью, а роль цыпленка - ее подруге, которая стесняется. Затем я предложила поменяться ролями, и Ангелине удалась роль главного героя.

Строительно - конструктивные игры.

Строительно- конструктивная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними действиях.

Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид

деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру.

Роль строительно - конструктивных игр.

Учат общаться со сверстниками

Развивают взаимопонимание

Учат доводить начатое дело до конца

Развивается интерес к технике, творчество, мышление, пространственное воображение.

Дидактические игры.

Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра реализует и обучающую и игровую цель.

Роль игры.

Побуждает к общению

Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью

Способствует совершенствованию разговорной речи

Способствует обогащению словаря

Повышает результат коррекционной работы.

Влияет на формирование грамматического строя языка

Активизирует психические процессы

Вызывает интерес к процессу познания

Стимулирует работоспособность.

В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с предметами, настольно- печатные игры, словесные игры.

Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать,устанавливать сходства и различия,знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр«Чудесный мешочек»«Опиши данный предмет»«Что сначала - что потом».

Настольно- печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром. Они разнообразны по видам«Лото»«Домино» «Парные картинки».

Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи. Они построены на словах и действиях играющих«Запомни и назови»«Составь предложение»«Когда это бывает».

Игры-эксперименты.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи –

и я запомню, дай попробовать - пойму».

Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Они очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.

Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно проводить как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместно-организованной деятельности. Например: после чтение рассказа Л. Толстого «Хотела Галка пить» мы вместе с детьми опытным путем доказали, что уровень воды действительно увеличивается, если в стакан добавлять камни.

Чтобы работа по речевому развитию была эффективной - в группе мы оформили зоны для познавательно- речевого развития. Она охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит: дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции, демонстрационный материал оборудование для экспериментальной деятельности и проведение опытов, мини- библиотеку. Все это находится в полном распоряжении детей.

Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный, комплексный процесс, но если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...

Дидактические игры для речевого развития дошкольников

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Прове...

Игры для речевого развития дошкольников

В данной статье речь идет о речевых играх, которые помогают дошкольнику развивать грамотную речь, развивать память....

Доклад: Игра-источник речевого развития.

Одним  из самых действенных средств для познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно-организованной деятельности ребёнок получает знания, то во время ...