Технология использования нетрадиционных техник ри-сования в творческом развитии детей.
статья на тему

Технология использования нетрадиционных техник рисования в творческом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._netr._tehn_ris.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технология использования нетрадиционных техник рисования в творческом развитии детей.(Автор А.В. Никитина)

В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт по проблеме развития творческих способностей дошкольников (А.А. Потебня, П.К. Энгельмейер, С.О. Грузенберг, Л.В. Петровский, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс) и детской художественной деятельности (А.В. Никитина, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Н.А. Ветлугина).

Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, есть необходимость наполнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Одним из решений данной проблемы, считаем использование нетрадиционных техник рисования.

Формирование творческой личности - одна из важных задач воспитания детей на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Воспитателю необходимо заботиться о том, чтобы все дети смогли овладеть рисованием и испытать радость творчества. Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно, их радуют собственные умения. Освоение нужных умений очень важно для ребёнка, обучение должно вызывать интерес, не быть сухим и формальным. Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Дети пробуют рисовать предметы руками, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек). Как известно, дошкольники часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные приёмы рисования не позволяют им этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с материалами. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Использование нетрадиционных приёмов рисования вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Такие занятия не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Использование нетрадиционных приёмов рисования способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. По моему мнению, одним из существенных недостатков организации занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования. Дошкольники любят новизну, им интересны разные приёмы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести отдельные способы изображения. Поэтому необходимо разнообразить занятия по изобразительной деятельности использованием различных материалов, способов и техник рисования. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

 В результате проведённой работы мною было установлено, что:

  1.  уровень знаний детей о нетрадиционных приёмах рисования детей старшего дошкольного возраста значительно вырос.
  2.  Осуществленный выбор методики использования нетрадиционных приёмов рисования на занятиях по изобразительной деятельности способствовал обогащению творческого потенциала детей, их эмоциональному развитию, появлению устойчивого интереса к нетрадиционным приёмам рисования.

3. Проведённая работа дала положительные результаты развития изобразительных умений и навыков, творческого воображения, повышения интереса к изобразительной деятельности, эмоционального восприятия.

 В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством одна из больших радостей жизни. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Педагогический вывод из этого заключается в необходимости расширять опыт ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Для развития воображения важно «приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество в течение тысячелетий».

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым влечением всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...

Использование нетрадиционных техник аппликации и рисования в развитии детей дошкольного возраста.

Работа с нетрадиционными техниками аппликации и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности....

Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Из опыта работы с детьми с ОВЗ выступление на логопедической гостинной...

Использование нетрадиционной техники рисования в работе по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и...

Проект "Нетрадиционные техники рисования как способ творческого развития детей дошкольного возраста"

Нетрадиционное  рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демон...