«Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Ткаченко Марина Петровна

Методический материал. Формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный руководитель

                                                                      Ткаченко М.П.

г. Энгельс – 2017г.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А.Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности Л.С.Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно – эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально – эстетического сознания, формирование у них элементов музыкальной культуры.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления.  Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально – ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально – игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из главных достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в процессе его осуществления творческого потенциала личности. Л.С.Выготский писал: «…музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки». Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально – эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И.Катинене, О.П.Радынова).  

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» (Б.М.Теплов).

Огромные возможности таят в себе народные песни и танцы – своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно – эстетической культуре.

Значение музыкальной деятельности для нравственно – эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках, хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля,  красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания.

Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека. Вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог В.М.Бехтерев подчеркивал эту особенность влияние музыки неоднократно. Выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение. Полученные им физиологические данные помогают обосновать роль музыки в физическом и всестороннем воспитании ребенка.

Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и физического развития. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

 Пение также связано с физическим развитием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи – логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально – слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Объединение нескольких видов искусства создают уникальные возможности для художественного развития детей. Музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах, игры – драматизации объединяют в себе музыкальные движения, пение, художественное слово, мимику, пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа. Устанавливаются также связи между музыкально – эстетическим и физическим воспитанием.

Для всестороннего развития особо важно формирование личности в эстетическом и идейно – нравственном направлении, творчески активной, музыкально культурной.

Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания, так как она по своему характеру является художественно – эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально – эстетического отношения к действительности. Музыкальное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней. (Д.Б.Кабалевский). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка.



Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Музыкальная деятельность в ДОУ»

Подготовила:

                                                                музыкальный руководитель                                                              

                                                             Ткаченко М.П.

г. Энгельс 2017г.

Система дошкольного музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система включает следующие компоненты: цели и содержание воспитания, формы организации деятельности и дидактические процессы.

Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте – средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. Дети могут петь во время занятий по физкультуре, рисованию, развитию речи или во время прогулки, выполнять физ.минутки с музыкальным сопровождением, обыгрывая  различные образы действий, персонажей… В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях. Они самостоятельно исполняют полюбившиеся музыкальные номера: песни, хороводы, игры, танцы, движения, упражнения... Они рассказывают и обыгрывают сказки, рисуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, проявляя свой творческий замысел, выдумку, фантазию.

Таким образом, развитие музыкальных способностей воспитанников детских дошкольных учреждений проходит на каждом возрастном этапе, в различных условиях и формах организации детской деятельности.  

Формы организации музыкальной деятельности детей.

  • Музыкальные занятия – основная форма образовательной работы с детьми, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов музыкальной деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

  • Музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.
  • Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.  
  • Музыка сопровождает проведение утренней гимнастики, занятия физкультурой, что значительно повышает качество выполнения упражнений, характерных движений, организует детей, помогает повысить настроение, взбадривает. В то же время можно говорить и о развитии музыкальности детей, ее основных компонентов: эмоциональной отзывчивости, слуха; действовать и двигаться так, как подсказывает музыка – выразительно, четко, ритмично, в соответствии с ее характером и средствами выразительности.
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный, творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.

Источником самостоятельной музыкальной деятельности (детского музицирования) являются прежде всего музыкальные занятия, на которых разучивают репертуар песен, игр, танцев. Полученные знания дети переносят в самостоятельную деятельность, которая становится творческой и увлекательной.

Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче – тем интереснее дети музицируют.

  • Различные виды и формы развлечений с использованием музыки являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию положительных эмоций, расширяют сферу их чувств. Музыка же в свою очередь их обогащает, насыщает своей эмоциональностью, изобразительностью, побуждает выражать свои эмоции, чувства, настроение, переживания, реагировать на определенные средства музыкальной выразительности.
  • Праздники  в  детском  саду – важная  составная  часть  воспитательного процесса, которая способствует всестороннему развитию детей. Музыкальное искусство играет на праздниках особую роль. Оно обладает большой силой эмоционального воздействия и создает у детей соответствующее настроение: веселое, радостное, светлое, торжественно-приподнятое…Музыкальная деятельность – основная составляющая часть праздника, которая  требует определенный подбор и выбор репертуара.

        Главное значение праздника, как одного из средств эстетического воспитания, определяется сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

  • Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье.

  Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает семья. Любовь родителей к музыке, к игре на музыкальном инструменте, посещение концертов, музыкальных студий, просмотр музыкальных фильмов, мультфильмов – все это побуждает расширению музыкального кругозора детей, их творческого начала в мире музыки.

Помощь родителей, их поддержка, взаимопонимание способствуют развитию активного творческого союза с педагогическим коллективом сотрудников в оснащении и подборе музыкально – игрового материала для воспитанников ДОУ.

Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания и развития. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

 

Для успешной и плодотворной работы по музыкальному воспитанию в детском саду необходимо творческое сотрудничество всего коллектива – заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателей, которые организуют, направляют, создают необходимые условия для развития у детей художественно – эстетического вкуса.

Организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения  необходимым оборудованием – музыкальными игрушками и инструментами, музыкально – дидактическими пособиями и играми, игрушками – самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

 Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ ведется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги…  Необходимые условия создаются и в группе для самостоятельной музыкальной деятельности детей, для чего выделяют место для занятий и оборудуют его соответствующей мебелью и пособиями (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подбирается свой музыкально – дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально – сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах…

Большой популярностью в детских дошкольных учреждениях пользуются уголки для родителей, музыкальные мини – музеи,  организуемые музыкальным руководителем с поддержкой руководителей детских садов, сотрудниками, детьми и  родителями:

 

  • «Музыкальный киоск»;
  • «Музыкальная библиотека»;
  • « Музей музыкальных инструментов»;
  • «Сказка в музыке»;
  •  «Дети и музыка»;
  • «Театр, музыка, игра»;
  • «Русская изба»…

Музыкально – развивающая среда в ДОУ представляет собой широкий спектр больших возможностей  в развитии музыкальных способностей детей. Желание, стремление, творческий потенциал взрослых позволяют сделать ее интересной, увлекательной, успешной и плодотворной.

Рекомендуемая литература:

  • Программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011г.;
  • Популярное пособие для родителей и педагогов «Развитие музыкальных способностей детей», М.А. Михайлова;
  • Педагогическое образование «Музыкальное воспитание дошкольников», О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили;
  • «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман;
  • Пособие для практических работников ДОУ «Музыкальное воспитание дошкольников», Г.П. Новикова;
  • Учебно-методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников», Л.В. Горина, И.В. Гусева, А.В. Козюченко (Пед. институт СГУ им.Н.Г. Чернышевского, 2005г.
  • Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», №6-2006г.,№5-2006г., №6-2008г., №6-2009г., №1-2010г.,№3-2010г.

 

        



Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Музыкальная деятельность в ДОУ»

Подготовила:

                                                                музыкальный руководитель                                                              

                                                             Ткаченко М.П.

г. Энгельс 2017г.

Система дошкольного музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система включает следующие компоненты: цели и содержание воспитания, формы организации деятельности и дидактические процессы.

Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте – средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. Дети могут петь во время занятий по физкультуре, рисованию, развитию речи или во время прогулки, выполнять физ.минутки с музыкальным сопровождением, обыгрывая  различные образы действий, персонажей… В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях. Они самостоятельно исполняют полюбившиеся музыкальные номера: песни, хороводы, игры, танцы, движения, упражнения... Они рассказывают и обыгрывают сказки, рисуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, проявляя свой творческий замысел, выдумку, фантазию.

Таким образом, развитие музыкальных способностей воспитанников детских дошкольных учреждений проходит на каждом возрастном этапе, в различных условиях и формах организации детской деятельности.  

Формы организации музыкальной деятельности детей.

  • Музыкальные занятия – основная форма образовательной работы с детьми, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов музыкальной деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

  • Музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.
  • Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.  
  • Музыка сопровождает проведение утренней гимнастики, занятия физкультурой, что значительно повышает качество выполнения упражнений, характерных движений, организует детей, помогает повысить настроение, взбадривает. В то же время можно говорить и о развитии музыкальности детей, ее основных компонентов: эмоциональной отзывчивости, слуха; действовать и двигаться так, как подсказывает музыка – выразительно, четко, ритмично, в соответствии с ее характером и средствами выразительности.
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный, творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.

Источником самостоятельной музыкальной деятельности (детского музицирования) являются прежде всего музыкальные занятия, на которых разучивают репертуар песен, игр, танцев. Полученные знания дети переносят в самостоятельную деятельность, которая становится творческой и увлекательной.

Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче – тем интереснее дети музицируют.

  • Различные виды и формы развлечений с использованием музыки являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию положительных эмоций, расширяют сферу их чувств. Музыка же в свою очередь их обогащает, насыщает своей эмоциональностью, изобразительностью, побуждает выражать свои эмоции, чувства, настроение, переживания, реагировать на определенные средства музыкальной выразительности.
  • Праздники  в  детском  саду – важная  составная  часть  воспитательного процесса, которая способствует всестороннему развитию детей. Музыкальное искусство играет на праздниках особую роль. Оно обладает большой силой эмоционального воздействия и создает у детей соответствующее настроение: веселое, радостное, светлое, торжественно-приподнятое…Музыкальная деятельность – основная составляющая часть праздника, которая  требует определенный подбор и выбор репертуара.

        Главное значение праздника, как одного из средств эстетического воспитания, определяется сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

  • Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье.

  Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает семья. Любовь родителей к музыке, к игре на музыкальном инструменте, посещение концертов, музыкальных студий, просмотр музыкальных фильмов, мультфильмов – все это побуждает расширению музыкального кругозора детей, их творческого начала в мире музыки.

Помощь родителей, их поддержка, взаимопонимание способствуют развитию активного творческого союза с педагогическим коллективом сотрудников в оснащении и подборе музыкально – игрового материала для воспитанников ДОУ.

Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания и развития. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

 

Для успешной и плодотворной работы по музыкальному воспитанию в детском саду необходимо творческое сотрудничество всего коллектива – заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателей, которые организуют, направляют, создают необходимые условия для развития у детей художественно – эстетического вкуса.

Организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения  необходимым оборудованием – музыкальными игрушками и инструментами, музыкально – дидактическими пособиями и играми, игрушками – самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

 Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ ведется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги…  Необходимые условия создаются и в группе для самостоятельной музыкальной деятельности детей, для чего выделяют место для занятий и оборудуют его соответствующей мебелью и пособиями (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подбирается свой музыкально – дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально – сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах…

Большой популярностью в детских дошкольных учреждениях пользуются уголки для родителей, музыкальные мини – музеи,  организуемые музыкальным руководителем с поддержкой руководителей детских садов, сотрудниками, детьми и  родителями:

 

  • «Музыкальный киоск»;
  • «Музыкальная библиотека»;
  • « Музей музыкальных инструментов»;
  • «Сказка в музыке»;
  •  «Дети и музыка»;
  • «Театр, музыка, игра»;
  • «Русская изба»…

Музыкально – развивающая среда в ДОУ представляет собой широкий спектр больших возможностей  в развитии музыкальных способностей детей. Желание, стремление, творческий потенциал взрослых позволяют сделать ее интересной, увлекательной, успешной и плодотворной.

Рекомендуемая литература:

  • Программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011г.;
  • Популярное пособие для родителей и педагогов «Развитие музыкальных способностей детей», М.А. Михайлова;
  • Педагогическое образование «Музыкальное воспитание дошкольников», О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили;
  • «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман;
  • Пособие для практических работников ДОУ «Музыкальное воспитание дошкольников», Г.П. Новикова;
  • Учебно-методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников», Л.В. Горина, И.В. Гусева, А.В. Козюченко (Пед. институт СГУ им.Н.Г. Чернышевского, 2005г.
  • Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», №6-2006г.,№5-2006г., №6-2008г., №6-2009г., №1-2010г.,№3-2010г.

 

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Музыкально – ритмическая деятельность

в художественно – эстетическом развитии дошкольников

подготовила:

музыкальный руководитель

Ткаченко М. П.

г. Энгельс – 2017г.

Музыкально – ритмическая деятельность

Музыкальная деятельность в художественно – эстетическом развитии дошкольников направлена на развитие системы музыкальных способностей в разных ее видах, одним из которых является ритмика: музыкально -ритмическая деятельность (музыкально- ритмические движения).

Общая характеристика

        

        Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Цель и задачи

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

 - развивать способность детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- формировать способность определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение). Различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж, «свою» пляску, комбинируя при этом различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно – образных движений, способствовать импровизации.

Виды ритмики

Виды ритмики тесно связаны с той областью, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать:

  • Физические упражнения

Из физических упражнений в ритмике применяются основные  движения (ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения, передвижения);

  • Танец

В ритмике используются  несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, современных детских композиций;

  • Сюжетно – образные движения

Сюжетно – образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких – либо профессий…

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

  • Музыкально – ритмические упражнения

Упражнения для отдельных видов движений, упражнения с предметами, образные и творческие этюды (ритмопластика);

  • Танцы, пляски, хороводы

(зафиксированные, характерные, свободные);

  • Музыкальные игры

Игры под инструментальную музыку, которые включают сюжетные игры  (выразительная передача образа музыки) и несюжетные  (выполнить задание, связанное с настроением музыки, ее выразительными средствами); игры под пение (хороводы, инсценировки).

Музыкальный репертуар

Репертуар  для музыкально – ритмической деятельности может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка). Но только подлинно – художественные произведения могут решать поставленные цели и задачи музыкального развития ребенка.

Основные принципы отбора репертуара:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»);

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

- соответствие движений характеру, образам музыки;

- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно – образные, физические упражнения).

        При подборе репертуара следует учитывать:

- уровень общего, музыкального и физического развития детей,

- материально – техническая база детского сада;

- уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателей;

- наполняемость группы и т.д.

Методы и приемы

  • Наглядный

Постоянное сочетание наглядно – слухового и наглядно – зрительного приемов (исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом, и чем ярче, художественней будет это сочетание, тем эффективней будет результат);

Можно использовать тактильно – мышечную наглядность (прикосновение к ребенку для уточнения положения головы, отдельных частей туловища, выпрямление осанки…). Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, для детей старшего дошкольного возраста достаточно, как правило, объяснения.

  • Словесный

Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т.д. – словесный метод – широко применяется как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами;

  • Практический

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально – ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Но  и подготовительные упражнения должны проводиться в увлекательной, интересной и занимательной форме с игровыми, частично соревновательными методами.

Этапы и методика обучения музыкально – ритмическим движениям

Традиционно имеет три этапа.

  1. Задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения включает прослушивание с детьми музыкального произведения, раскрыть его характер, образы, показать музыкально – ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным).

Педагог может пояснить содержание, элементы этого движения с последующим его выполнением.

  1. Задачи изменяются: углубленное разучивание музыкально – ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. На данном этапе должно быть осознанное выполнение движения детьми. Педагог применяет разные для этого приемы (вопросы о характере музыки и движения, вкратце пересказать сюжет игры или композицию хоровода…), которые помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

  1. Задача: закрепить представления о музыке и движении, самостоятельное выполнение разученных движений с дальнейшим применением их в повседневной жизни (под фонограмму, пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов…)

Методика закрепления и совершенствования музыкально – ритмического движения нацелена на работу над его качеством. (приемы: образные сравнения с удачным исполнением, создание условий выполнения движения; творческие задания…)

Музыкально – игровое и танцевальное творчество

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально – ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно побуждать ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. А для этого необходимо вслушиваться в музыкальное произведение, хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Необходимо позаботиться о создании благоприятных условий, оснащением данного вида деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, музыкальными инструментами, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для развертывания игр и танцев.

Особое внимание необходимо уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название…) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально – игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Инсценировки песен, народные мелодии позволяют передать определенные образы, характер музыки в движении с ее творческой импровизацией или народным колоритом. Необходимо предлагать классическую и современную музыку для обогащения детей музыкальными впечатлениями, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы.

Полного успеха в формировании творческих способностей детей средствами музыкально – ритмических движений можно добиться с активным участием и помощью родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, его развитии, целеустремленности, а также обогащением их жизненных позиций и кругозора.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Структура музыкальности

Развитие музыкально – слуховых представлений

(консультация для музыкальных руководителей ДОУ)

Подготовила:

музыкальный руководитель

                                 Ткаченко М.П.


Структура музыкальности.

Развитие  музыкально – слуховых представлений

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Что же входит в понятие «музыкальность?» Это, прежде всего, развитие музыкального слуха и чувства ритма, которые неразрывно связаны с эмоциями. А составляющими ядро музыкальности являются музыкальные способности, которые проявляются в разных видах музыкальной деятельности, тесно взаимосвязаны между собой и решают одну из главных задач музыкального воспитания дошкольников.

Выделяют три основные музыкальные способности:

  • Ладовое чувство
  • Музыкально – слуховые представления
  • Чувство ритма

(три основные музыкальные способности были выделены видным психологом Б.М.Тепловым – Психология музыкальных способностей)

Кроме этих трех музыкальных способностей в структуру  «музыкальности»  могут быть включены исполнительские, творческие и другие способности.

Какова же структура музыкальности развития музыкально – слуховых представлений и где она проявляется?

Музыкально – слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она является слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Музыкально – слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Для развития музыкально – слуховых представлений можно использовать движения, способствующие запоминанию мелодии – это внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т.д.   Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли.  То есть иметь музыкально – слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху ее необходимо запомнить, значит, музыкально – слуховые представления включают в себя память и воображение.

Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально – слуховых представлений носит развивающий характер, так как чтобы воспроизвести мелодию по слуху на музыкальном инструменте ребенок должен иметь музыкально – слуховые представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить и многократно ее слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания, направленных на развитие музыкальных способностей прослеживается в использовании музыкально – дидактических игр и пособий. Для развития музыкально – слуховых представлений такие игры и пособия связаны с различением звуковысотного движения, а именно: имеют моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии, воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практичный) могут применяться в сочетании друг с другом. Для активизации музыкально – слуховых представлений могут применяться музыкально – дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

В качестве показателя развития музыкально – слуховых представлений детям каждой возрастной группы предлагаются задания с постепенным их усложнением. Полученные результаты  в дальнейшем могут заноситься в таблицу диагностических данных музыкальных способностей детей. (О.П.Радынова «Диагностика музыкальных способностей детей»).

Детское музыкальное исполнительство

  • Пение. Виды певческой деятельности

  • Пение для развития музыкального восприятия:

Слушание песен, не предназначенных для пения;

Слушание песен,  предназначенных для последующего их исполнения;

Пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

  • Исполнение песен:

Пение с сопровождением и без него;

Пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

Пение для сопровождения движений (хороводы).

  • Пение в музыкально – образовательной деятельности:

Пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

Педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т.д.)

  • Песенное творчество:

Импровизация;

Сочинение мелодий к заданным текстам;

Сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние, разнообразны формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

  • Игра на детских музыкальных инструментах

Ира на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах все три музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально – слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство). Различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Применение музыкально – дидактических игр помогают в развитии музыкального слуха и голоса детей. (игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).

Общеобразовательные программы ДОУ включают психолого – педагогическую работу по освоению детьми образовательной области «Музыка», где рассмотрены возрастные особенности детей , представлены цели и задачи музыкального воспитания и развития музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности, дан примерный музыкальный репертуар, а также показатели динамики их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития. Начиная с младшего дошкольного возраст...

«Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманестические, подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействвии с детьми, решая при этом р...

Статья "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Одна из главных основ развития детей по признанию педагогов и психологов, - Всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностя...

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Роль музыкально-дидактических игр  заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...