Образовательный проект «Шах и Мат»
проект (подготовительная группа) на тему

Коломийцева Александра Дмитриевна

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека, во время которого идет развитие всех познавательных процессов. Шахматы - это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, это действенное, эффективное средство их разностороннего развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Цель проекта - создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

_Проект представлен без приложений_

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Шах и Мат"34.45 КБ
Файл пример грамоты194.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 3 г.Зеленоградска

Утверждено

Заведующая МАДОУ - детский сад № 3

_________________ / Ю.Е. Барсукова/

Приказ № __ от «____» ________ 20__г.

Образовательный проект «Шах и Мат»

на 2018-2019 учебный год

Составили инструктор по физической культуре и педагог-психолог Коломийцева А.Д

Зеленоградск

2018


Пояснительная записка

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека, во время которого идет развитие всех познавательных процессов. Шахматы - это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, это действенное, эффективное средство их разностороннего развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Цель проекта - создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи проекта:

  • Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
  • Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
  • Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
  • Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии;
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи;
  • Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
  •  Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
  • Формировать мотивацию к познанию и творчеству.

Методы и приемы

  • Наглядные (рассматривание картинок, шахматной доски, шахматных фигур)
  • Словесные (беседа, чтение/рассказывание тематических сказок и стихотворений)
  • Практические (дидактические игры, шахматные задачи, этюды, практические игры, инсценировки)

Средства обучения:

  • демонстрационная шахматная доска;
  • наборы шахмат;
  • мультимедийное оборудование, ПК.

Участники проекта:

  • дети подготовительной к школе группы, их родители
  • инструктор по физической культуре Коломийцева А.Д.
  • педагог-психолог Коломийцева А.Д.

Длительность проекта: 25 недели (по 1 занятию в неделю)

Сроки: 03 сентября – 22 марта 2018 года.

Тип проекта: образовательный.

Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы. В процессе обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:

- от простого материала к сложному;

- от известного к неизвестному;

- вносить в занятия элементы новизны и занимательности.

Ожидаемые результаты: дети знают названия шахматных фигур (пешка, ладья, слон, конь, ферзь, король), шахматные термины (белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь, «шах», «мат», «рокировка»), владеют элементарными навыками игры в шахматы. Ежегодный шахматный турнир «Шах и Мат» среди детей подготовительной к школе группы.

Проект делится на три этапа:

1 этап – организационный

2 этап – продуктивный

3 этап – заключительный.


1 этап – организационный

№ п/п

Дата

Мероприятие

Ответственные

Разработка образовательного проекта «Шах и Мат»

1.

3-7 сентября

Изучение информации о шахматах в разных источниках, подбор диагностических методик, составление конспектов, бланков

Коломийцева А.Д.

2

10-11 сентября

Регистрация участников, составление сетки расписания

Коломийцева А.Д.

Реализация образовательного проекта «Шах и Мат»

3

13 сентября – 6 марта

Занятия

Коломийцева А.Д.

4

Взаимодействие с родителями        

Коломийцева А.Д.

Турнир «Шах и Мат» среди воспитанников старшей и подготовительной группы

5

4-5 марта

Регистрация участников турнира

Коломийцева А.Д.

6

7-22 марта

Турнир «Шах и Мат»

Коломийцева А.Д.

7

22 марта

Закрытие турнира «Шах и Мат»

Коломийцева А.Д.

Изучение информации о шахматах в разных источниках, подбор диагностических методик, составление конспектов, бланков

Используемая литература:

  1. Карпов А.Е. Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова. Первая ступень. Русский шахматный дом, 2017г. – 136 с.
  2. Севаннес С. Шахматы для детей. М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
  3. Сухина И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране. М.: Поматур, 2000. – 176 с.
  4. Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей. М: АСТ, 2017. – 160 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат http://suhin.narod.ru/chessland6.htm
  2. Каталог шахматных сайтов http://battle-chess.ru/index/library/site-catalog/
  3. Онлайн книга «Обучение шахматам онлайн или Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam#info
  4. Подборка шахматных сказок http://levico.ru/skazki-pro-shaxmaty/
  5. Статья «Как научить ребенка играть в шахматы?» http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/shahmaty-dlya-detej/

Регистрация участников, составление сетки расписания

Участвовать в образовательном проекте «Шах и Мат» могут воспитанники подготовительной группы. Стать участником или выйти из проекта можно, высказав свое желание.

2 этап – продуктивный

Расписание было составлено с учетом загруженности дошкольников непосредственной образовательной деятельностью. Занятие по шахматам требует значительного интеллектуального напряжения, поэтому занятия проходят в дообеденное время 1 раз в неделю.

Время занятий - 10:00.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Вводная часть

Приветствие

Дидактическая игра с шахматными фигурами

Основная часть

Введение в тему занятия,

Ознакомление с новым материалом/ закрепление пройденного материала

Практические игры

Физминутки

Заключительная часть

Рефлексия

Уборка рабочих мест

Перед началом занятий была проведена диагностика, позволяющая с высокой прогностической точностью определить структуру детской группы по возможностям ее участников в освоении шахматной игры. Предполагается, что дети, показывающие высокие результаты в этом тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени.

В данном проекте дети участвуют по желанию, в независимости от результатов тестирования.

Для диагностики предложен комплекс методик Т.А. Огневой для определения зоны актуального развития ребенка.

Первая методика направлена на выявление умения анализировать. Вторая методика позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую. Третья методика диагностирует способность ребенка действовать в уме. Четвертая методика позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка (эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования).

Тематика занятий

№ п/п

Тема

Кол-во занятий

Шахматная доска. Введение. Организационное занятие.

3

1

Знакомство с кружком, правилами

Диагностика

Мультфильм «Происхождении шахмат»

1

2

«Шахматная доска и ее линии (горизонталь, диагональ, вертикаль)»

2

Шахматные фигуры. Начальная расстановка шахматных фигур. Ходы и взятие фигур

10

3

«Шахматные фигуры: пешка: пешка в игре, превращение пешки»

2

4

«Шахматные фигуры: ладьи. Ладья в игре. Игра: ладья против пешек»

1

5

«Шахматные фигуры: слон. Слоны в игре. Игра: слоны против пешек»

1

6

Игра с пешками, слонами, ладьями

1

7

«Шахматные фигуры: ферзь. Ферзь в игре. Игра: ферзь против пешек; ферзь+слоны+ладьи+пешки»

1

8

«Шахматные фигуры: конь. Конь в игре. Ход конем по доске и «в уме» (без передвижения коня по доске). Игра: кони против пешек.»

2

9

Партия без короля

1

10

«Шахматные фигуры: король. Король в игре.»

1

Цель шахматной игры

7

11

«Нападение на Короля. Рокировка: теория, решение шахматных задач»

1

12

«Нападение на Короля. Шах: теория, решение шахматных задач»

2

13

«Мат Королю: теория, решение шахматных задач»

2

14

«Игра в ничью. Пат: теория, решение шахматных задач»

2

Игра всеми фигурами

3

15

«Закрепление основных правил шахматной игры: решение шахматных задач

1

16

Игра всеми фигурами

2

Всего занятий

23

Взаимодействие с родителями

Для повышения интереса к шахматам у детей, важно привлекать родителей.

Информирование родителей об успехах – важный момент:

  • презентация занятий по обучению игре в шахматы;
  • ознакомление родителей с результатами занятий по обучению игре в шахматы на общих родительских собраниях, на консультациях, на стендах и др.;
  •  приглашение на открытые занятия/ шахматные праздники;
  • приглашение на открытые соревнования по шахматам среди детей, посещающих занятия;
  • консультирование родителей по вопросам обучения игре шахматам.

3 этап – заключительный

Организация шахматного турнира «Шах и Мат»

  1. Регистрация участников турнира

Участвовать в турнире «Шах и Мат» могут воспитанники старшей и подготовительной групп. Две номинации: мальчики и девочки. Все спортсмены делятся на группы по контрольному тестированию: продвинутая, начинающая. Группы, в которых более 4 человек, делаться на подгруппы. Регистрация проводится в каждой группе, после чего дети заполняют «Карточки участников», и с помощью жеребьевке определяется порядок встреч с соперниками, составляется расписание.

  1. Турнир «Шах и Мат»

Шахматный турнир проходит в течение двух недель, по 1-2 игры в день (в зависимости от индивидуальных возможностей детей, наличия ребенка в день игры в детском саду).

Перед началом соревнований проводится регистрация и жеребьевка участников. Оформляется в протокол.

Протокол 1.

ПЕРВЕНСТВО по шахматам среди дошкольников «ШАХ и МАТ»

Регистрация участников

20___ г.р.

№ п/п

Фамилия Имя

Дата рождения

Группа

(в д/c)

Жеребьевка

1

ИМЯ

2

Турнир по шахматам проходит по круговой системе. После жеребьевке составляется расписание встреч по следующей схеме:

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

1 - (6)  2 - 5   3 – 4

(6) - 4   5 - 3   1 – 2

2 - (6)  3 - 1   4 – 5

(6) - 5   1 - 4   2 – 3

3 - (6)  4 - 2   5 - 1

Протокол 2

Первенство по шахматам среди дошкольников «ШАХ и МАТ»

РАСПИСАНИЕ

20___ г.р.

Фамилия Имя

Результат

Фамилия Имя

1/2/3/4/5 тур

ИМЯ 1

ИМЯ 6

ИМЯ 2

ИМЯ 5

ИМЯ 3

ИМЯ 4

Финал

За 1-2 место

За 3-4 место

За 5-6 место

Дополнительные игры

Результаты заносятся в общую таблицу:

Протокол 3

Первенство по шахматам среди дошкольников «ШАХ и МАТ» (при 5 / 6 участниках)

РЕЗУЛЬТАТЫ (20___ г.р.)

№ п/п

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

Очки

Место

ИМЯ

ИМЯ

ИМЯ

ИМЯ

ИМЯ

ИМЯ

1

ИМЯ

2

ИМЯ

3

ИМЯ

4

ИМЯ

5

ИМЯ

6

ИМЯ

и в индивидуальный лист зачета участника (результат фиксируется наклейкой: зеленый – победа – 1 балл, синий – ничья – 0,5 баллов, красный – старайся лучшей – 0 баллов):

Протокол 4

ПЕРВЕНСТВО по шахматам среди дошкольников «ШАХ и МАТ»

(20___ г.р.)

Индивидуальный лист зачета

________________________ИМЯ____________________________

№ п/п

Соперник

Результат

Очки

1

….

2

  1. Закрытие турнира «Шах и Мат

Завершается турнир торжественным награждением участников и победителей турнира. Основа грамот – рисунки воспитанников нашего детского сада.



Предварительный просмотр:




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...