Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности
статья на тему

Новикова Елена Владимировна

В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процессе занятий творчеством происходит социализация ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности

«Дошкольный возраст является благоприятным и значимым периодом для социального развития ребенка, так как основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, а примером для подражания служит ближайшее окружение. Следовательно, ответственность за воспитание личностных качеств у детей возлагается на семью и детский сад».

Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.

В своей работе с детьми особое внимание уделяю их социализации. Стремлюсь к тому, чтобы она была позитивная.

Что такое позитивная социализация?

«Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других».

«Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества».

        Элементы позитивной социализации:

- эмоциональное благополучие ребенка,

- положительное отношение к окружающим,

- коммуникативная компетентность ребенка,

- развитие социальных навыков.

Иными словами – это адаптация в обществе, это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Причем, не только с окружающими людьми, но и в складывающихся обстоятельствах и ситуациях.

Как научить детей этой гармонии? Через игру, общение, через разные виды деятельности, через положительные эмоции, любовь и личный пример.

Социальное развитие осуществляется в процессе деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей. Действуя и общаясь, ребёнок на собственном практическом опыте овладевает нормами и правилами поведения в обществе.

К деятельности выдвигаются определенные требования, она должна быть интересной, эмоционально насыщенной и создающей определенные трудности.

Я свой выбор остановила на детском творчестве – это продуктивные виды творчества: лепка, аппликация, ручной труд, а так же театрализация.

Организуя творческую деятельность детей, необходимо учитывать два направления руководства ею. С одной стороны это формирование или совершенствование каких-либо умений, с другой – развитие социальных навыков и качеств.

С целью успешной социализации дошкольников были подобраны наиболее увлекательные и доступные виды творчества на каждом возрастном этапе.

3-4 года – лепка

4-5 лет – «бумагопластика»

5-6 лет – аппликация

6-7 лет – ручной труд

В процессе совместной деятельности, помимо социализации, развития практических навыков и творческих способностей детей всегда решается еще ряд задач по развитию и воспитанию дошкольников.

- расширение знаний об окружающем мире,

- развитие мелкой моторики,

- развитие внимания, образного мышления, воображения.

Давайте остановимся более подробно на каждом возрастном этапе.

Лепка во второй младшей группе. Мы не просто развиваем и закрепляем технические приемы лепки, раскатывая «колбаски» и катая шарики. У всего есть причина и социально обоснованная цель. Для ее реализации использую игровые приемы, сюжеты сказок, стихов и т. д.

Например: помогаем Зайке забор построить возле домика или сам домик, потому что ему жить негде.

В ходе деятельности дети обсуждают поступки предполагаемых героев, высказывают свое отношение к ним, и, даже, примеряют на себя роли, но, только положительные. Высказывают мнение о том, как надо было поступить или чтобы они сделали на месте обиженного, обманутого персонажа.

Педагогу в такой ситуации нужно так корректно направить рассуждения детей, чтобы найти решение без применения агрессии. Так ненавязчиво, не напрямую, а косвенно, у детей формируются нормы морали и нравственности (положительное отношение к окружающим – элемент позитивной социализации).

В процессе обсуждения поступков и характеров, отношения к ситуации, рассуждений о возможностях и трудностях. Происходит коммуникативное развитие детей (так же элемент позитивной социализации).

Дети учатся взаимодействовать, помогать друг другу, подсказывать, радоваться за других. У них формируются социальные навыки.

Ну и, наконец, эмоциональное благополучие… Всем детям нравится художественно-творческая деятельность. А если она грамотно спланирована, ненавязчиво управляема, и не напрямую обучающая, то дети остаются довольны как процессом, так и результатом такой деятельности. А результат всегда есть, и он удовлетворяет желания ребенка.

Большое значение в социальном развитии детей отвожу коллективным работам. Вот где у детей расширяются возможности для взаимодействия, коммуникации: обсуждение способов и приемов деятельности, распределение обязанностей, ответственность за порученную или взятую на себя часть общей работы. На таких занятиях дети учатся чувствовать себя частью, важной составляющей чего-то нужного, значимого.

В средней группе мы занимались «бумагопластикой». Работали с бумагой разной фактуры. Приемы работы с бумагой очень похожи на приемы работы с пластилином: скатывание мягкой бумаги в жгутики, шарики, жгутиков в спирали и т. д. Многие занимаются «бумагопластикой». На что хотелось бы обратить внимание здесь. Мы всегда все обсуждаем. Вместе ищем возможные варианты реализации задуманного, и каждый ребенок имеет право на свой выбор.

Пример: у детей изображение барашка и нужно сделать ему шерсть – красивую, пышную, кудрявую. Как?!!! Из бумажных комочков. Какую бумагу использовать? Дети пробуют разную, и выбирают подходящий именно им тип бумаги, цвет или сочетание.

Начиная со среднего возраста, дети выполняют совместные работы в малых подгруппах (до 5-ти человек максимум). Они объединяются самостоятельно, исходя из личных симпатий и предпочтений. Сами выбирают для себя задание из предложенных, материалы. Обсуждают, договариваются, распределяют обязанности. В среднем возрасте это, все-таки, еще происходит в большей степени при ненавязчивом участии педагога. А вот в старшем и подготовительном – это самостоятельный процесс. Воспитатель наблюдает за выбором детей и вмешивается, лишь, в случае затруднения.

Например, никогда не раздаю детям старшего, и, тем более подготовительного возраста, бумагу нужного цвета или фактуры. Дети самостоятельно подходят, выбирают нужный размер, расцветку, фактуру, в случае необходимости меняют, обмениваются друг с другом. Учатся использовать экономно (по возможности).

В старшей группе занимались аппликацией, развивая практические навыки и творческие способности детей, создавая условия для позитивной социализации.

В подготовительной группе занимались ручным трудом с использованием различных материалов: бумага, ткань, вата, крупа, пуговицы, монеты, бросовый материал, природный материал (шишки, желуди, семена, веточки и т. д.).

На разных возрастных этапах, а особенно в младшем возрасте, привлекала родителей к созданию совместных поделок с детьми.

Используя практические навыки в области лепки и достаточный уровень творческого воображения, при реализации социально значимого проекта «Питание и здоровье» в старшей группе, создали «пластилиновый» мультфильм. Поскольку проект долгосрочный и длился он 2 года, в его рамках мы еще придумывали игры, сочиняли сказки, иллюстрировали их, сделали фильм и спектакль по теме здорового питания и ЗОЖ. В них дети смогли раскрыть свои артистические способности.

Но не все дети артисты. Кто не артист, тот художник. Для них устраиваем выставки в холле детского сада, работы детей участвуют в конкурсах районного и городского уровня.

Творчество – это не только одно из условий и способов позитивной социализации, это активная форма самовыражения.

Детский сад – это коллектив, это социум. Здесь, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и  неповторимость в процессе самореализации. А, ведь это основа целостности личности, то, на что собственно и направлена позитивная социализация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...

Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"

Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления,...

Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций

Соцально-коммуникативное развитие дошкольников. Цели, задачи, условия....

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

«Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций»

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других....