СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛОК ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
статья на тему

Тимченко Татьяна Вячеславовна

В статье раскрывается значение прогулок в ДОУ для дошкольников. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Особый акцент сделан на одном из важнейших методов  - наблюдении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_progulki_dlya_vsestoronnego_razvitiya_rebenka.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Значение прогулки

для всестороннего развития ребенка.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в  процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.

 Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для дошкольников. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к  неблагополучным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

 Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у детей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

На прогулках педагоги знакомят детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят дома, асфальтируют дороги. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю.

Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Согласно ФГОС, основным направлением развития дошкольника является развитие познавательное. Оно осуществляется в различных формах: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, решение проблемных ситуаций.

Организованную образовательную деятельность на прогулке  можно разделить на несколько видов. 

Прогулка – наблюдение:

  • Сезонные изменения в природе.
  • Особенности растительного мира.
  • Жизнь домашних животных.
  • Зимующие и перелетные птицы города.
  • Труд и отдых людей.

Лучший метод познавательного развития на прогулке — наблюдение. Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется ряд требований для эффективного развития каждого ребёнка:

  • Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками.
  • Непродолжительность. Во время проведения наблюдения воспитатель должен следить за эмоциональным состоянием детей, избегать переутомления у подопечных. Начать и завершить исследование ребята должны с положительными эмоциями.
  • Доступность. Каждому ребёнку предоставляется возможность рассмотреть и исследовать объект.
  • Структурность. Наблюдение складывается из трёх частей:
  • начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),
  • основная часть (получение информации об объекте или явлении),
  • завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний).

Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:

  • Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе:
  • какие умения и навыки будут совершенствоваться,
  • какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся.
  • Выбор объекта или явления для наблюдения:
  • объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое),
  • объект неживой природы (ручей, сосульки, камни),
  • природное явление (гроза, метель, листопад, капель),
  • объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге).
  • Подготовка инструментов и дополнительного оборудования:
  • миски и корм для животного,
  • кормушка и зерно для птиц,
  • специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).

Как обучающий приём наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно.

Прогулка – задача, направленная на решение какой – нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

  • Расстояние.
  • Величину предмета.
  • Высоту предмета.
  • Его цвет.
  • Направление и скорость ветра.

Прогулка – поиск. Во время этой прогулки дети получают задание отыскать:

  • Знакомые цветы и травы (можно лекарственные).
  • Семена деревьев.
  • Природный материал.

Прогулка – показ. Она ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

  • Местные достопримечательности.
  • Различные предметы и объекты.
  • Редкие цветы, деревья и кустарники.
  • Разнообразные свойства, признаки предмета.

Прогулка – практикум. Она предусматривает закрепление знаний и умений детей:

  • По правилам дорожного движения.
  • По трудовым навыкам.
  • По культуре поведения.

Прогулка — одна из составляющих образования в детском саду. При правильной организации и использовании воспитателем разнообразных приёмов обучения занятия на свежем воздухе развивают в детях любознательных исследователей, внимательных наблюдателей, ценителей природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.

Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.  Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов.

 Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме «Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка»

Конспекты занятий по теме "Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"

Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов....

Консультация для родителей "Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье"

Приобщение к музыке-один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям....