«Народная обрядовая кукла»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ионцева Наталья Владимировна

ООД в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в старшей  группе « Народная обрядовая кукла»

Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие!

                         Здравствуйте, мои пригожие!

                         Вы рады нашей новой встрече?

                         Я тоже очень рада вас видеть.

 Ну а если мы друг другу рады. Давайте возьмёмся за руки. Поскорей вставайте в круг. Улыбнитесь всем вокруг.

Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу (Дети стоят в кругу)
Доброе утро, солнце!(руки вверх)
Доброе утро, небо! (руки вверх)
Ребята, я вижу к нам пришли гости.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)

Воспитатель: А теперь сядем с вами рядком, да поговорим ладком      Сегодня, как я и обещала, расскажу вам сказку.

Сейчас открою мой старинный сундучок, ой, я, кажется, слова заветные забыла. Ребятушки, вы мне поможете, слова заветные помните, давайте все вместе хором попросим сундучок открыться.

ДЕТИ: «Сундучок мой сундучок

              Приоткрой нам свой бочок»

Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок.  

Воспитатель: Сундучок открывается, сказка начинается. Уши слушают – и все слышат, глаза смотрят – и все видят.

В давней-давней старине,

Да в далёкой слободе,

Как-то поздно вечерком

Встали куколки рядком.

Лился речкой разговор,

Да возник у кукол спор.

Спор подслушать нам не грех:

Кто из них важнее всех?

Десятиручка:

Без меня хозяйке туго.

Я одна – десятирука.

Я с хозяйкой хлеб пеку

И холсты на кроснах тку.

Не ленюсь и не зеваю,

Шью, вяжу и вышиваю.

С ней в заботах день-деньской:

Дома, в полюшке с косой,

Во дворе, в хлеву, на речке,

В огороде и у печки.

Крупеничка:

Я ведь тоже не пустяк.

Без меня в избе никак.

Хлеб взрастить – тяжелый труд.

Меня люди берегут.

До весны, до посевной

Не тревожат мой покой.

Если только год тяжелый,

Раньше скину я обновы

И рассыплюсь на столе –

Будет пища детворе.

Неразлучники:

Чтоб подружка ты не пела,

Мы-то знаем своё дело.

Повторим тебе мы вновь:

Мы в семье храним любовь!

Веснянка:

Нет, не ваша правота.

Всех важнее красота.

Уж хозяюшку свою

Красотой я одарю.

Долго будет молодица

Краснощека, светлолица.

Глазки, словно бирюза

И на зависть всем коса..

Хозяюшка:

Всех я куколок люблю,

От души благодарю.

Куклы лишней нет у нас

И у каждой свой наказ.

Всяка сделана с душой,

В час особый непростой.

Хватит спорить без нужды.

Все вы куколки важны!

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А как вы думаете, к какой  группе народных кукол относятся эти куклы.

Дети: обрядовые.

Воспитатель: Правильно. А кто  мне расскажет про обрядовые куклы.

Предполагаемые ответы детей:

Обрядовую куклу делали к народному празднику  или для обряда, нельзя было пользоваться  иглой и  ножницами. Лицо кукле не рисовали, считалось, что в неё может вселиться злой дух. В наряде должен был присутствовать красный цвет, потому что считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, все правильно рассказали.

                         А вы знаете, какую куклу, в какое время года делали.

                         Сейчас я проверю ваши знания.

В моем сундучке есть задание для вас.

Сначала нужно разделиться на четыре группы.

Дети делятся на группы, воспитатель выставляет для каждой группы картинку со временем года.

Ребятки, послушайте меня внимательно, сейчас я буду показывать вам обрядовую куклу и спрашивать «Кому нужна эта кукла, если ее делали в то время года, которое у вас изображено,  вы говорите «нам нужна», рассказываете про эту куклу и вешаете ее на свою картинку.

Веснянка. Родители делали её весной и дарили детям, чтобы привлечь весну. Она очень яркая, как весна.

Коза. делают на Святки для обрядом колядования. Ее украшали ленточками и бантиками и загадывали желания. Она приносила радость.

Купавка. Ее мастерили летом на праздник Ивана Купалы.  На руки Купавки вешали ленточки, потом куклу пускали в реку. Ленточки, забирали с собой несчастья.

Десятиручка.  У нее 10 рук, чтобы она помогала девушкам и женщинам по хозяйству все  делать и шить и вязать и вышивать. На каждую ручку загадывали  дело, в котором нужна помощь.

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием.

           Видите, ребята, какие замечательные куклы умел делать русский народ, сколько  усердия, добра и теплоты вкладывали люди в куклы.

Но на Руси умели не только работать, а умели и отдыхать и в  игры разные играть!

 Не пора ли и нам поиграть?  Приглашаю вас в круг, будем играть в русскую народную игру «У Маланьи». 

Народна я игра «У Маланьи»

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему в тряпичные куклы в основном похожи на женщину, девушку, девочку?  Женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага. Хотя кукол с мужским образом мало, но  сегодня я хочу познакомить вас с одной такой куклой. Это  кукла, которая называется «Кузьма и Демьян» (воспитатель показывает куклу). Посмотрите,  чем она отличается от других народных кукол.

Предполагаемые ответы детей. Это две куклы вместе.

Воспитатель: Правильно. У куклы одна общая рука, которая их объединяет. А делали эту куклу в честь братьев Кузьмы и Демьяна.

На кукле кузнечный фартук, а за поясом кузнечный молот, потому что Кузьма и Демьян были кузнецами. Они ходили по деревням и всем помогали. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. Они были добрыми и денег за свою помощь не брали, делали просто так от души и поэтому их называли бессеребрянники. На Руси Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел, причем, ремесел не, только мужских, но и женских. Куклой этой не играли, ее помещали над рабочим местом и оставляли до следующего праздника. Делали эту куклу на праздник Кузьминки. Праздник этот на Руси широко отмечался, народ провожал осень и встречал зиму. А вот для праздника делали чучело Кузьмы, набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. После завершения праздника чучело, раздевали и раздергивали по соломинке и вместе с соломинками плясали.

Ну вот, ребята, в следующий раз я принесу кусочки ткани и мы с вами попробуем сделать куклу Кузьма и Демьян.

 А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им чего -нибудь хорошего и доброго.

дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на ладонь педагога или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра из своих ладошек.

Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"

ЦЕЛИ  УРОКА: 1) Познакомить с историей  русской  тряпичной  куклы...

Конспект занятия в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Конспект занятия  в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»...

Мастер-класс «Птичка счастья». Народная обрядовая кукла.

Готовясь к весенним праздникам наши предки «закликали» весну, обязательным атрибутом которого являлись куклы – Птичка-Счастья и Веснянка и украшали растущую под окном бер...

« Народная обрядовая кукла»

Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы....