Мастер-класс "Использование народной обрядовой куклы-Масленницы и её значение в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)

Знакомство с народными традициями формируют общую культуру ребенка. С самого раннего возраста дети усваивают представления народа о красоте и морали. С целью приобщения к народной культуре, к традициям родного края накануне празднования Масленницы  совместно с детьми старшего дошкольного возраста был проведен мастер-класс по изготовлению куклы-оберега. Ребята познакомились с традициями празднования, получили позитивные эмоции в процессе изготовления куклы-оберега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla-maslennitsa.docx686.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 30 «Буратино» п. Прикубанского муниципального образования Новокубанский район

Мастер-класс

«Использование народной обрядовой куклы Масленицы и её значение в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель:

В.П. Рудова

Наш детский сад МДОАУ № 30 работает по программе «Детство». В части, формируемой участниками образовательных отношений, нами реализуется региональный компонент, в содержание которого входит приобщение к истории родного края, формирование интереса к народным ремеслам. Одной из тем образовательной деятельности по ознакомлению с Краснодарским краем является тема народной игрушки, изучающей историю игрушки куклы оберега с момента ее возникновения и до наших дней. Так, в прошлом году, накануне празднования Масленицы, среди детей старшего дошкольного возраста был проведен мастер-класс по изготовлению куклы-оберега. Также на одном из родительских собраний совместно с родителями был проведено подобное мероприятие по изготовлению куклы-оберега.

Цель: приобщение к культуре, традициям родного края, развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о русской тряпичной обрядовой кукле, об истории её возникновения.

Развивающие: развивать творческое мышление, наблюдательность, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, интерес к своей истории.

Согласно ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Знакомство с народными традициями формируют общую культуру ребенка.

Согласно Программе «Возрождение казачества» в области воспитания: создание условий для развития у детей патриотических и интернациональных чувств, нравственности, гражданственности, чувства долга и духовности.

В этом году также воспитатели групп планируют провести подобные мастер-классы. Отметим, что до светлого, радостного праздника «Масленица» остается совсем немного времени.

Масленица – это весёлый, шумный и любимый народный праздник. Пришёл он к нам из язычества. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. В масленичную неделю люди провожают надоевшую зиму и встречают весну, солнце и тепло. Она заполнена делами до отказа и проходит по установленному порядку. Каждый день имеет своё значение и назначение:

Понедельник - Встреча;

Вторник - Заигрыши;

Среда - Лакомка;

Четверг - Разгул;

Пятница - Тёщины вечерни;

Суббота - Золовкины посиделки;

Воскресенье - Прощёный день.

И не смотря на то, что каждый день масленичной недели насыщен делами и событиями, ещё есть время создать для своей семьи такой чудесный оберег, который называется в честь праздника - кукла Масленица.

За простотой выполнения скрывался глубокий смысл тряпичной куклы.

Эта небольшая кукла, ростом 20-25 см. считается мощнейшим оберегом дома, семьи и тепла. Она хранится весь год в «красном углу», а во время масленичной недели выставляется на окно.

Ручки её, поднятые вверх, символизируют обращение к солнцу. Юбочка, скрученная особым образом (по кругу) является символом солнцеворота.

Есть ещё версии, что во время трудностей в семье, женщины выговаривали свои печали кукле, а когда приходила следующая Масленица, куклу сжигали на костре и все проблемы, заботы, беды уходили вместе с огнем.

То есть, за простотой выполнения скрывался глубокий смысл тряпичной куклы.

При изготовлении куклы «домашней Масленицы», рекомендуют использовать красную нить (в русской традиции — это символ жизни) и по возможности обрывать нить руками, а не резать.

Также нужно делать её с хорошим настроением и намерением. Говорят, что заложишь, то и получишь. Обматывать нитки нужно по часовой стрелке — это символ движения солнца (Солнце и Земля движутся по часовой стрелке) и такая обмотка набирает силу.

Для работы понадобится:

1 квадрат белой ткани - 20х20 см. (для туловища);

2 квадрата - 10х10 см. (для рук);

2 квадрата цветной ткани - 20х20 см. (на юбку);

разносторонний треугольник яркой ткани, где самая большая сторона – 12-15 см. (для платка);

кусочек синтепона (ваты) (для формирования головы);

красные нитки.

Кукла-оберег «Масленица» своими руками

Выполнение куклы «Масленица»:

1. Вложите в центр белого квадрата синтепон (вату) в форме шарика и перемотайте красной нитью, формируя голову и туловище:

2. Затем сложите ручки и обмотайте их в конце нитью;

3. Далее сложите юбку — скрутите её; перемотайте куклу нитью;

4. Завяжите платок одним узлом.

5. Вот такая у нас получилась кукла Масленица.

Используемая литература:

1. Е.Ю. Морозова «Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании, 2011

2. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду», 2011

#1060;естиваль педагогического опыта «Кукла в стране детства», Армавир, 2012

#1048;нтернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...