Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии. (Из опыта работы)
статья (старшая группа) на тему

Шагиева Инна Анатольевна

Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином «Пластилинография».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии.

(Из опыта работы)

 В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности в целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина). Наметились новые пути в развитии художественной деятельности, нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как развитию личности ребенка, так и в целом творческому потенциалу ребенка. Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму.  Но не каждый знает о том, что с помощью пластилина можно не только лепить, но и рисовать.

   Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином «Пластилинография». Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу-объемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и умению владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаз, правильно пользоваться пластилином и стеком. А так же развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки.

Основными целями и задачами обучения детей

данной технике являются:

Обучающие:

- пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;

- научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

- закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- формировать навыки ориентироваться на листе картона;

- возбудить фантазию и воображение;

- ознакомление с окружающим миром.

Воспитательные:

- воспитать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);

- формировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

- развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь);

- развитие творческих способностей;

- развить самостоятельность, аккуратность;

- обогащение словарного запаса;

- развитие моторики и глазомера;

- развитие коммуникативных навыков.

   Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

   Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» (Г.Г. Григорьева).

Занятия по пластилинографии организую с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей своих воспитанников. На каждом занятии решаю не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки, идёт знакомство с миром разных предметов;  расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу « от простого к сложному ».

  Занятия провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации: снятию усталости и напряжения. Использую художественное слово, игровые методы и приемы, что позволяет достичь успехов в развитии у детей творческих способностей. И самое главное - всегда учитываю желание детей, настроение, возможности, интересы!

Первые успехи в работе вызывают у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к самостоятельному творчеству.

Организуя занятия по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста, руководствуюсь следующими рекомендациями:

- предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для поддержания интереса к изобразительной деятельности;

- не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка в собственные силы;

- выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах;

- разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление;

- во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой детей во время занятия.

  В воспитании, ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций. При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

Исследовательская работа в ДОУ "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством сказки"

Представляю вниманию коллег  исследовательскую работу  в рамках  обобщения  собственного  педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей у дошкольников"...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)

Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС  ДО,  у выпускника  детского  сада  к  поступлению  в  школу должны  быть...

Статья на тему « Развитие творческих способностей у дошкольников через пластилинографию »

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты влияния занятий пластилинографией на развитие творческих способностей у дошкольников....

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством пластилинографии»

Предлагаю вашему вниманию обобщенный опыт занятий по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином — пластилиног...