Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию 2018-2019 г.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Огуреева Алла Борисовна

Содержание занятий  по дополнительной программе расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, служит средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok2018-2019.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    принято на заседании педсовета №1

                                                                  дата _________ приказ №_________

                                                                   утверждено заведующей МБДОУ №12

                          Руфовой О.В.

Дополнительная образовательная программа

 по художественно-эстетическому развитию

2018-2019 учебный год

                                                                 

Разработана воспитателем по ИЗО Огуреевой А.Б.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год

Тип: развивающая.

г. Петровск

Содержание.

  1. Пояснительная записка ______________________________________3 стр.
  2. Цели и задачи______________________________________________4 стр.
  3. Основные методы работы:___________________________________ 4 стр.
  4. Принципы построения кружковой работы:_____________________  4 стр.
  5. Организация занятий кружка:_________________________________5 стр.
  6. Базисный учебный план кружка_______________________________5 стр.
  7. График работы кружка_______________________________________5 стр.
  8. Структура занятия:__________________________________________5 стр.
  9. Место проведения:__________________________________________5 стр.
  10. Материал:__________________________________________________5 стр.
  11. Содержание работы кружка:__________________________________6-8 стр.
  12. Предполагаемые результаты:_________________________________8 стр.
  13. Методы оценки результатов:_________________________________8 стр.
  14. Критерии оценки:___________________________________________8 стр.
  15. Формы подведения итогов:___________________________________9 стр.
  16. Перспективный план кружка "Акварелька"______________________9-13 стр.
  17. Литература_________________________________________________13 стр.

Пояснительная записка.

«Не каждый ребенок приходит в мир,чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!»

А. С. Галанов

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью ребенка. В процессе творения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том ,что продуктивно– творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Актуальность:

Содержание занятий кружка расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, служит средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе деятельности.

Цель:

 Формировать художественное мышление через различные способы рисования и аппликации с использованием арт-технологий.

Основные задачи:

Образовательные:

1.Учить работать с материалами разной фактуры для создания предметных и

сюжетных форм.

2.Формировать систему знаний, умений, навыков по основам аппликации,

лепки, рисования.

3.Учить создавать коллективные работы.

Развивающие:

1.Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать

зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

2.Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять

инструкцию.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к различным техникам художественного творчества,

развивать творческие способности.

2.Формировать эстетическое восприятие мира, природы, художественного

творчества взрослых и детей.

Основные методы работы:

  • Словесные - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  • Наглядные - показ образца изделия, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия.
  • Практический - изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Принципы построения кружковой работы:

  • Принцип психологической комфортности – обеспечение эмоционального благополучия, создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, обеспечение индивидуального подхода, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип деятельности – новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми.
  • Принцип минимакса – дифференцирование заданий с учетом индивидуальных особенностей детей, продвижение каждого ребенка вперед своим темпом и с постоянным успехом.
  • Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип последовательности и постепенности – выполнение работ идет от простого к сложному, тематика работ подбирается в соответствии с сезоном, календарными праздниками.

Организация занятий кружка:

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Базисный учебный план кружка

группа

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

длительность

подготовительная

1

4

36

30мин

График работы кружка

День недели

группа

Время проведения

подготовительная

         

 Структура занятия:

  1. Вводная часть, в ходе которой проводится беседа с детьми по теме занятия, ставится определенная проблема, может быть использована игровая мотивация и сюрпризный момент, обсуждаются пути и способы решения.
  2. Объяснение и показ педагога.
  3. Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.
  4. Практическая часть работы.
  5. Заключительный этап практической работы, который содержит обмен мнениями детей о результатах своей работы, при необходимости ребенок, справившийся с заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.

     

 Место проведения:

 Изостудия "Весёлый карандаш"

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые мелки, свеча;
  • поролон;
  • ватные диски;
  • ватные палочки;
  • трафарет;
  • манка, овсяные хлопья;
  • бумажные салфетки;
  • тряпичные салфетки;
  • бросовая бумага;
  • баночки с водой;
  • кисти,
  • клей,
  •  ножницы,
  • цветная бумага

Содержание работы кружка:

Нетрадиционные техники рисования.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

5 см).×Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Техники аппликации.

Техника торцевания позволяет создавать чудесные пушистые ковры-картины разных форм и размеров, вызывающие интерес и чувство восхищения. Техника торцевания из гофрированной бумаги не подразумевает использование какого-либо специального оборудования. Для работы потребуется лишь рисунок с контурами, ножницы, карандаш или стержень от шариковой ручки, разноцветная гофрированная бумага или бумажные салфетки и клей ПВА

Объемная аппликация

Для этого вида аппликации сначала на основу наносится схематический рисунок будущего изображения. Затем, подготавливаются объемные элементы. Это могут быть: бумажные комочки или шарики, гармошки, спиральки, пружинки и любые другие элементы. Объемные элементы сначала выкладываются на рисунок, а затем приклеиваются.

Пластическая аппликация

В отличие от плоской аппликации, для создания пластической потребуется приложить немного больше труда и фантазии. Возьмите лист разноцветной бумаги, хорошо скомкайте его, чтобы он стал пластичным. Теперь попробуйте осторожно расправить мятую бумагу, так чтобы придать ей очертания предмета. Когда цель будет достигнута, намажьте клеем внутреннюю поверхность бумаги, и приклейте ее на основу. В процессе приклеивания можно подкорректировать изображение, добавить в нужных местах складочки, или наоборот, разгладив их. 

Обрывная аппликация

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Получать изображения этим методом можно двумя способами: без предварительной прорисовки контура, и с предварительным нанесением рисунка. Чтобы сделать аппликацию с предварительной прорисовкой, лист разноцветной бумаги следует положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.

Аппликация из салфеток
Особая структура бумажных салфеток позволяет создать нежную пушистую поверхность аппликации. Для создания пушистых цыпляток, котиков, собачек и цветов, салфетки разрываются на кусочки, а затем, приклеиваются таким образом, чтобы оторванные пушистые края торчали наружу. 

 Предполагаемые результаты:

  • ребенок умеет использовать материалы и инструменты по назначению;
  • использует приобретённые навыки и умения в самостоятельной деятельности;
  • у ребенка сформировано эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;

Методы оценки результатов:

  • анализ детских творческих работ;
  • контрольные задания;
  • диагностические исследования изобразительных способностей детей.

Диагностическая карта

Ф.И.ребёнка

Технические навыки

Средства выразительности (цвет, форма, композиция)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к художественному творчеству

Итоговые показатели

О               В

О                           В

О               В

О                       В

О                  В

О           В

Критерии оценки:

1 балл-большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла- отдельные компоненты не развиты;

3 балла- соответствуют возрасту;

4 балла - высокий.

Формы подведения итогов:

  • выставки детских рисунков;
  • составление творческих альбомов;
  • день открытых дверей для родителей;
  • проведение совместного мероприятия с родителями;
  • участие в городских, районных и окружных выставках и конкурсах в течение года.

Перспективный план кружка "Акварелька"

время

тема

содержание

Сентябрь

1."Бабочки, которых я видел летом"

Монотипия

2."Стрекоза"

Пластическая аппликация

3.«Цветочная поляна»

Рисование с использованием конструктора ЛЕГО

4."Море"

Обрывная аппликация

Познакомить детей с техникой «монотипия». Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки).Развивать пространственное мышление.

Аппликация из фольги и фантиков. 

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.
Учить выполнять аппликацию в технике обрывной аппликации;  прививать эстетический вкус; закреплять знания о цветах  развивать моторику рук;  воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе. 

Октябрь

1."Паучок"

Восковые карандаши и акварель.

2."Золотая осень"

Аппликация из бумажных салфеток (Шариков)

3."Мой любимый зверь"

Рисование с использованием конструктора ЛЕГО

4."Белый гриб"

Аппликация из бумажных шариков и жгутиков

Учить детей рисовать восковыми мелками и акварелью.

 Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.

Развивать творческие способности детей, внимание, мелкую моторику рук, воображение, глазомер;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, терпение, усидчивость.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.
Развивать творческие способности детей, внимание, мелкую моторику рук, воображение, глазомер;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, терпение, усидчивость.

Ноябрь

1."Натюрморт с цветами и яблоками"

Рисование мятой бумагой.

2."Городской пейзаж"

 Рисование с помощью конструктора ЛЕГО

3."Домик у реки" пейзаж
 
Монотипия.

4."Моя любимая игрушка"

Аппликация в технике торцевания

Познакомить с техникой рисования мятой бумагой. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков. 

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.
Продолжать знакомство детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

Познакомить с техникой плоскостное торцевание;

обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике; развивать моторику рук, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с бумажными салфетками, желание порадовать близких своей работой.

Декабрь

1."Зимнее дерево"
Восковые карандаши и акварель

2."Совушка -сова"

Обрывная аппликация

3."Ветка рябины"

Раздувание из трубочки и рисование пальчиком. Монотипия .

4."Ёлочка"

Рисование с использованием конструктора ЛЕГО

Развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Учить выполнять аппликацию в технике обрывной аппликации;  прививать эстетический вкус; закреплять знания о цветах  развивать моторику рук;  воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе. 

Познакомить со способом рисования через трубочку. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков. Фон монотипия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.

Январь

1."Снегири"

Рисование вилкой.

2."Волшебные птицы"

Рисование с использованием конструктора ЛЕГО

3."Кактус"

Аппликация объёмная

4."Морская тема"

Восковые мелки и акварель

Познакомить техникой рисования пластиковой вилкой, развивать творческое мышление, фантазию.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.

Развивать воображение по составлению композиции, мелкую моторику в процессе изготовления аппликации; 
воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность

Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.

Февраль

1."Нарядная ёлка"

Рисование вилкой

2."Зимний лес"

Аппликация симметричная"

3."Транспорт"

Рисование с помощью конструктора ЛЕГО

4."Снеговик"

Аппликация

Закрепить технику рисования пластиковой вилкой, развивать творческое мышление, фантазию.

Обучать работе с бумагой, трудовым приёмам и навыкам. Развивать творческие способности, креативность. самостоятельность.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.

Развивать воображение по составлению композиции, мелкую моторику в процессе изготовления аппликации; 
воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность

Март

1."Закат над морем"

Рисование восковыми мелками и акварелью

2. "Цветы для мамы"

Аппликация из салфеток.

3."Добрый дракоша"

Рисование с помощью конструктора ЛЕГО

4."Голуби мира"

Объёмная аппликация.

Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.

Обучать работе с бумагой, трудовым приёмам и навыкам. Развивать творческие способности, креативность. самостоятельность.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей, развитие творческих способностей и экспериментирования; воспитание чувства прекрасного.

Развивать воображение по составлению композиции, мелкую моторику в процессе изготовления аппликации; 
воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность

Апрель

1." Зелёная весна" 

рисование губкой

2."Далёкий космос"

Аппликация в технике торцевания

3."Весенний дождь

Раздувание трубочкой

4."Окно в сказку"

Аппликация обрывная

Совершенствовать навыки работы гуашью;

- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- развить цветовую чувствительность, воображение, творческие способности; закрепление навыка рисования губкой.

Познакомить с техникой плоскостное торцевание;

обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике; развивать моторику рук, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с бумажными салфетками, желание порадовать близких своей работой.

Рисования через трубочку. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков.

Выполнять аппликацию в технике обрывной аппликации;  прививать эстетический вкус; закреплять знания о цветах  развивать моторику рук;  воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе. 

Май

1."Цветущая ветка"

Рисование мятой бумагой.

2. "Сказочный лес"

Прорезная аппликация.

3."Праздничный салют"

Рисование вилкой"

4."Птица счастья"

Аппликация  пейп-арт техника.

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков. 

Знакомить с новой техникой.

Продолжать знакомить с техникой рисования пластиковой вилкой, развивать творческое мышление, фантазию.

Обучать работе с бумагой, трудовым приёмам и навыкам. Развивать творческие способности, креативность. самостоятельность.

Литература

  • Парциальная программа "Цветные ладошки" И.А.Лыкова "Карапуз"творческий центр СФЕРА Москва 2010г.
  • Р.Г.Казакова "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование" творческий центр СФЕРА Москва 2006 год.
  • Н.Г.Давыдова "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками" Москва 2007 год.
  • интернет ресурсы:

 http://fb.ru/article/245528/tortsevanie-istoriya-vozniknoveniya-tehnika-tortsevaniya-iz-gofrirovannoy-bumagi-i-iz-salfetok-master-klass

 http://kladraz.ru/blogs/dmitrieva-lyubov/smeshanaja-tehnika-akvarel-i-voskovye-melki.html

 http://luchikivnuchiki.ru/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-monotipiya/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Система дополнительной образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) «Ловкие ладошки» с детьми 4-5 лет

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предме...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....