Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников. СТАРШАЯ ГРУППА .2022-2023г.
материал (старшая группа)

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников

«Волшебный мир бумаги»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «АНЦИРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующим  МБДОУ

« Анцирский детский сад»

_____________О.В.Долингер

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников

«Волшебный мир бумаги»

Подготовил воспитатель:

Бородина Е.С.

        2022-2023г.

Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольника. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.   Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.

Работа в кружке - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для МБДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце тематического плана.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • знакомить детей с основными понятиями;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие:
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • развивать пространственное воображение. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

В результате обучения по данной программе дети:

  • научаться различным приемам работы с бумагой;
  • научаться следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  • разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения реализации кружка «Волшебный мир бумаги»:

  • составление альбома лучших работ;
  • проведение выставок детских работ.

Сроки организации образовательной программы - рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительность 25 мин. Общее количество учебных занятий в год – 31.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
  2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
  3. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
  5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
  6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Содержание программы: Блок 1 – «Игры с бумагой»

Блок 2 – «Волшебные полоски»

Блок 3 – «Рваная бумага» Блок 4 – «Торцевание» Блок 5 – «Мятая Бумага»

Блок 6 – «Объемная аппликация» Блок 7 – «Игрушки в интерьере» Блок 8 – «Плоскостной картонаж» Блок 9 – «Оригами»

Тематический план работы кружка «Волшебная бумага» для детей от 5 до 6 лет

Месяц

Тема

Содержание занятия

Компонент ДОУ

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Блок 1 «Игры с бумагой»

Скрутите

Научить                детей превращать бумагу в подзорную        трубу, цилиндр. Познакомить

детей с различными видами бумаги.

Бумажная пластика. Способствовать развитию        навыков конструирования.

Листы карандаши, кораблик

бумаги,

Ознакомление окружающим. ролевая        игра путешествие».

с Сюжетно-

«Морское

Сверните

Научить скручивать из бумаги кулечек, делать нос. Познакомить с новым        способом манипуляции с бумагой:

сворачивание.

Бумажная пластика. Способствовать развитию        навыков конструирования.

Цветные        листы бумаги, предметы из уголка ряженья.

Театрализованная деятельность.                Русская народная сказка «Сестрица Аленушка        и                братец Иванушка».

Сложите

Изучить        прием

складывания бумаги. Сделать        гармошку, бабочку.

Развивать моторику пальцев, познакомить        с новым        способом манипуляции        с

бумагой.

Цветные                листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка,        барабан,

металлофон.

Разучивание        песни        «Я играю на гармошке…»

Скатайте

Показать способ игры с бумагой        -        скатывание.

Сделать        башню        из трубочек.

Способствовать развитию        навыков конструирования.

Цветные        листы бумаги, пирамидка, кубики.

Заучивание        стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки».

Октябрь

Блок 2

«Волшебные полоски»

Цветы из полосок.

Гирлянда из цветов.

Научить детей склеивать цветок из полосок цветной        бумаги,

составлять гирлянду.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в

гирлянде.

Полоски        бумаги разного цвета.

Развитие декоративного конструирования.

навыков

Осенний лес

Научить детей склеивать из полосок бумаги крону дерева.        Изготовить коллективную работу на

листе бумаги «Осенний лес».

Бумажная пластика. Воспитание любви к природе, развитие умения        видеть

красоту окружающего мира.

Трубочки, склеенные из бумаги для стволов белого и коричневого        цвета.

Полоски бумаги для кроны        желтого,

Ознакомление        с окружающим. Экскурсия на природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе.

оранжевого

бордового цвета.

и

Тыква, яблоко

Научить детей склеивать полоски крест-накрест; склеивать        шар. Изготовить тыкву.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Желтая                или оранжевая        бумага, красная        бумага, зеленая гофрированная,

клей, ножницы

Развитие        навыков декоративного конструирования.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Кот и мыши

Научить        способам

создания        и

преобразования предметов.        Изготовить композицию                «Кот        и мыши»

Бумажная пластика. Воспитание бережного отношения        к

предметам        как результатам своего труда. Воспитание любви к животным.

Цветная бумага, салфетки, вата, клей, ножницы.

Развитие        навыков декоративного конструирования.

Разучивание        потешки

«Мыши водят хоровод».

Ноябрь

Блок 3

«Рваная бумага»

Удивительный кот

Создать        из        оторванных цветных кусочков кота.

Закрепить умение скатывать        и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.

Кусочки цветной бумаги, оторванные от         листов         и

подобранные         по

форме,        мягкая игрушка – кот.

Разучивание        потешки

«Кисонька – мурысонька».

Ягодка

Создать из оторванных цветных        кусочков аппликацию ягод.

Способствовать развитию        навыков конструирования, воображения.

Цветная                        бумага, альбомный                                лист, клей,                кисточки, карандаши, салфетки,                картинки с        изображением

ягод.

Ознакомление окружающим. Рассматривание изображением садовых ягод.

картин лесных

с

с и

Золотая рыбка

Создать оторванных кусочков.

рыбку        из цветных

Учить                детей создавать композицию                        из кусочков        бумаги. Развивать моторику пальцев.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки, иллюстрации                по

сказке        «Золотая рыбка».

Игра «Рыбаки и рыбки».

Букет для мамы

Показать детям, как создать букет цветов из оторванных цветных кусочков.

Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши,

салфетки.

Развитие художественно – эстетического вкуса.

Синичка

Создать        из        оторванных цветных кусочков птицу.

Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши,

салфетки.

Ознакомление        с окружающим. Наблюдение за птицами на прогулке.

Декабрь

Блок 4

«Торцевание»

Ежик

Создать        объемную аппликацию                ежика,

используя        способ изготовления торцевание.

Закрепить        навык метода        торцевание, развивать воображение,

мелкую        моторику рук.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски

«Еж».

Дыхательная        гимнастика

«Ёжик».

Экологическое воспитание.

«Угощение для ёжика».

Снеговик

Создать        объемную аппликацию снеговика, используя                способ изготовления торцевание.

Способствовать развитию                у        детей воображения, умения,        развивать мелкую        моторику

рук.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски

«Снеговик».

Развитие художественно – эстетического вкуса.

Снегурочка, Дед Мороз

Создать        объемную аппликацию Деда Мороза и Снегурочки, используя способ изготовления торцевание.

Способствовать развитию                у        детей воображения, умения,        развивать мелкую        моторику рук.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки. Раскраски

«Снегурочка,        дед Мороз».

Чтение        русской        народной сказки «Снегурочка»

«В лесу родилась елочка»

Создать        объемную аппликацию зимнего пейзажа,        используя

способ изготовления торцевание.

Способствовать развитию                у        детей воображения, умения,        развивать

мелкую        моторику рук.

Цветная        бумага, лист картона, клей, кисточки, карандаши, салфетки.

Разучивание елочке.

песенки

о

Январь

Блок 5

«Мятая

Черепашки

Изготовление        большой

черепахи.

Показать        новый

способ аппликации:

Листы

цветной

и

кусочки

бумаги,

Чтение отрывка из сказки

«Золотой ключик».

Бумага»

мятая        бумага. Развивать

воображение.

клей, кисточка.

Рыбки

Создать рыбку из мятой бумаги.

Закрепить                        навыки работы        с                мятой бумагой,                развивать эмоциональную отзывчивость.

Цветная бумага, клей,        кисточка, игрушки – рыбки и удочка, коробка –

имитация аквариума.

Игра «Рыбаки и рыбки».

Бабочка

Изготовление бабочки из мятой бумаги.

Способствовать усвоению                        навыков работы        с                мятой бумагой,                развивать эстетическое восприятие, мелкую

мускулатуру рук.

Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок.

Рассматривание картинок с изображением бабочек, рисование их в свободное от занятий время.

Букет

Показать детям, как создать букет цветов из цветной мятой бумаги.

Формировать навыки сотрудничества,

развивать фантазию.

Цветная бумага, клей, кисточки, ваза, цветы.

Развитие художественно – эстетического вкуса.

Февраль

Блок 6

«Объемная аппликация»

Астры

Изготовление цветка астры. Закрепить способ многослойности.

Учить                        детей складывать                бумагу, ножницами придавать        нужную форму, формировать из                деталей

объемную аппликацию. Развивать        цветовое восприятие.

4-6 кругов цветной бумаги розового или фиолетового цвета радиусом 3,5 см для цветка,        квадрат желтого цвета со стороной 1,5 см для тычинок, полоска зеленого                цвета 12*0,5 см – стебель, прямоугольник

8,5*5,5 см – ваза.

Художественное воспитание.        Напомнить детям                понятие

«натюрморт». Дидактическая игра «Создай из        предметов        красивый натюрморт».

Матрешка

Закрепить        навык

складывания бумаги способом «гармошки». Научить        делать матрешку.

Воспитывать интерес к бумажной пластике.

Привлекать детей к изготовлению

¼ круга розового цвета радиусом 5,5 см – платочек, малиновый

прямоугольник

Театрализованная деятельность.

украшений        к празднику.

Знакомить        с традициями русского народа.

9,5*16 см – платье, конфетти –горошки, желтый полукруг радиусом 1,7 см – прическа, белый круг R=1,7 см, конфетти для глаз,

щёк и рта.

Звезда

Научить детей делать из бумаги звездочку.

Способствовать развитию        навыков конструирования.

Круги        цветной

бумаги желтого, оранжевого                и красного        цвета радиусом 5 см, 4 см,

3 см.

Чтение рассказа С. Козлова

«Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды».

Алые паруса

Научить детей с помощью аппликации создавать корабль с объемными парусами.

Познакомить детей с различными видами морских        кораблей. Способствовать развитию                навыков конструирования.

Коричневый прямоугольник 21*5 см – корпус корабля,

3        полоски

коричневого цвета 0,5*14 см, 0,5*10 см, 0,5*5 см; красные квадраты        со сторонами   5,5   см,

4,5 см, 3,5 см – паруса.

Рассматривание картинок и беседа на тему «Морской транспорт».

Март

Блок 7

«Игрушки в интерьере»

Райские птички

Сделать игрушку птички. Закрепить        прием изготовления игрушки на палочке.

Закрепить        навыки работы                с

выкройками. Развивать воображение, эстетическое восприятие.

Выкройка птички, цветная        бумага

желтого        или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки мелких деталей, рыболовная леска       диаметром

1мм,        скотч, пластилин.

Развлечение «Десять птичек

– уже стайка».

Лягушонок

«Квак»

Показать новый вид объемной аппликации и способ ее изготовления.

Учить        создавать динамические игрушки из бумаги, развивать,                мелкую мускулатуру рук.

Выкройки туловища,       лапок,

плотная        цветная

бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк.

Развитие                навыков конструирования, бережного        отношения        к своей работе.

Зайка «Прыг»

Закрепить        понятие динамической игрушки и навыки ее создания.

Закрепление умения делать динамическую игрушку.

Выкройки туловища,       лапок,

плотная        цветная

бумага зеленого цвета или картон, крепкая нитка, клей, ножницы, конфетти для глаз, щёк.

Заучивание стихотворения Г. Бойко «Зайчик».

Золотая рыбка

Познакомить с понятием

«интерьер». Показать прием        изготовления игрушки на палочке.

Познакомить                        с новым                способом объемной аппликации.        Учить детей        пользовать выкройками                при создании

аппликации        по образцу.

Выкройка рыбки, цветная        бумага

желтого        или оранжевого цвета, палочка, 3 полоски 0,5*20 см (хвост), конфетти для глаз, выкройки      мелких

деталей, скотч.

Беседа о речных рыбах, слушание Стихотворения Н.Н.Матвеевой        «Рыба, рыба…»

Апрель

Блок 8

«Плоскостной картонаж»

Домик для птички

Научить        технологии изготовления домика, развить                сюжетный замысел.

Развивать воображение, эстетическое восприятие.

Плотный       картон,

клей        ПВА,

ножницы, простой карандаш, бархатная бумага, кисточка.

Развитие                навыков конструирования, бережного        отношения        к своей работе.

Гоночная машина

Сделать        машинку. Закрепить                прием изготовления игрушки из картонных рулончиков.

Развивать воображение, эстетическое восприятие.

Картонные рулончики,                клей ПВА,        ножницы, простой        карандаш, цветная                бумага,

кисточка.

Развитие                навыков конструирования, бережного        отношения        к своей работе.

Рамка для

Сделать        рамку        из

Развивать

Картон,        пуговицы,

Развитие        навыков

фотографии

картона,        развить сюжетный замысел.

воображение, эстетическое восприятие.

стразы, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная

бумага, кисточка.

конструирования, бережного        отношения        к своей работе.

Военная техника из спичечных коробков

Научить        технологии изготовления машин из спичечных коробков,

развить        сюжетный замысел.

Развивать воображение, эстетическое восприятие.

Коробки, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, кисточка.

Развитие                навыков конструирования, бережного        отношения        к своей работе.

Май

Блок 9

«Оригами»

Тюльпан

Сделать        цветок.

Закрепить        прием изготовления в технике оригами.

Развивать воображение, эстетическое восприятие.

Квадратный лист бумаги для цветка, и бумага        для

стебелька        с листиком.

Развитие                навыков конструирования, бережного        отношения        к своей работе.

Яхта

Сделать яхту. Закрепить прием изготовления в технике оригами.

Развивать воображение,

эстетическое восприятие.

Цветная бумага.

Развитие        навыков конструирования,

бережного        отношения        к своей работе.

Лягушка

Сделать        лягушка. Закрепить                прием

изготовления в технике оригами.

Развивать воображение,

эстетическое восприятие.

Цветная бумага.

Развитие        навыков конструирования,

бережного        отношения        к своей работе.

Ветряная мельница

Закрепить        прием изготовления в технике оригами.

Развивать воображение,

эстетическое восприятие.

Цветная бумага.

Развитие        навыков конструирования,

бережного        отношения        к своей работе.

Список литературы

  1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

  1. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России. - СПб: «Паритет», 2005.

  1. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб: «Детство – пресс»; 2005.

  1. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб: «Детство – пресс»; 2008.

  1. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка. - Москва: «Карапуз»; 1999.

  1. Грушина Л.В. Что имеем, то храним. Мастерилка. - Москва: «Карапуз»; 1999.

  1. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт. // Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.

  1. Корнева Г.М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл» -2002.

  1. Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки) / Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.

  1. Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки). // К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс». - 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность)  «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...