Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Цветной оркестр"
учебно-методический материал (старшая группа)
Цветной оркестр для старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
г.Туймазы, муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, расположенный по адресу: г.Туймазы, ул. Ежевичная, 2а
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
«Цветной оркестр»
Составитель: Музыкальный руководитель Хусаинова Р.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
#1062;елевой раздел…………………………………………………………………....3
#1055;ояснительная записка………………………………………………………….3
#1053;аправленность………………………………………………………………….4
#1053;овизна…………………………………………………………………………...4
#1040;ктуальность……………………………………………………………………..5
#1062;ель и задачи программы……………………………………………………….5
#1054;жидаемые результаты………………………………………………………….7
#1057;одержательный раздел…………………………………………………….…. 8
#1057;одержание изучаемого курса ……………………………….………………...8
#1057;труктура занятий……...………………………………………………………11
#1054;писание занятий……………………………………………………………...11
#1050;алендарно-тематическое планирование……………………………………..12
3. Организационный раздел…………………………………………………..…23
#1052;атериально-техническое обеспечение………………………………….… . 23
#1057;писок использованной литературы……………………………………..….24
#1055;риложения…………………………………………………………………..….
#1062;ЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
#1055;ояснительная записка
Образовательная программа по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности «Цветной оркестр» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Образовательная программа «Цветной оркестр» способствует музыкальному развитию дошкольников: развитию чувства ритма, музыкальной грамотности, памяти, внимания. У детей формируется готовность и умение действовать в коллективе, развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
В основе программы лежит методика обучения по цветным нотам. Доподлинно не известно, кто автор этой методики. Основоположником цветомузыкального искусства в принципе считается русский композитор Александр Скрябин. Он верил, что музыку можно увидеть и каждую тональность окрашивал в свой цвет.
Во многих странах систему цветных нот используют для обучения детей музыки. Система музицирования по цветам с использованием диатонических колокольчиков и трубок бумвокерс - замечательная находка. Все инструменты имеют точную настройку. В основе цветовой гаммы - классическая "радуга".
Красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы,
Оранжевый цвет-РЕ I октавы,
Жёлтый цвет-МИ I октавы,
Зелёный цвет -ФА I октавы,
Голубой цвет -СОЛЬ I октавы,
Синий цвет -ЛЯ I октавы,
Фиолетовый цвет -СИ I октавы,
Белый цвет -ДО II октавы.
#1053;аправленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Цветной оркестр» для детей дошкольного возраста имеет художественную направленность.
Она ориентирована на развитие творческих способностей и художественно-эстетического развития личности ребёнка в целом.
Новизна и отличительные особенности программы
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками игры на шумовых ударных инструментах.
Новизна программы заключается в том, что дети играют не на шумовых, а музыкальных инструментах по цветным партитурам.
Учебный процесс с системой «Цветных нот» позволяет решать сложные педагогические задачи в усвоении музыкального языка. Цветовая палитра в данной системе является главным элементом в постижении нот и их звуковысотности.
При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Изучая ноты в игровой форме, используя цвета, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.
Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка.
Актуальность.
Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной, развиваются математические способности. Уже доказано, что развитие чувства ритма влияет на становление развернутой (слитной) речи, в то время как слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Обучаясь игре на диатонических колокольчиках и трубках бумвокерс, слушая разные по высоте звуки, развивается мышление и аналитические способности. Помимо этого, игра в оркестре помогает дошкольникам наладить контакт со сверстниками. Насыщенная цветовая палитра цветных нот привлекает и концентрирует внимание, улучшает настроение, поэтому музицирование с этими инструментами способствует и психологической разгрузке, которая предстает в качестве цветотерапии.
Цель и задачи
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на диатонических колокольчиках и музыкальных трубках бумвокерс.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с приёмами игры на диатонических колокольчиках и трубках бумвокерс;
-учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки ;
-развивать чувство ансамбля;
- познакомить с нотной грамотой;
- научить читать по цветным партитурам.
Воспитательные:
-активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
-воспитывать у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
-воспитывать творческую инициативу;
- сплотить детей в дружный творческий коллектив;
Развивающие:
-развивать память и внимание;
-развивать музыкальный слух и чувство ритма;
-развивать мышление, аналитические способности;
-развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
-обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Форма занятий: групповая, с количеством 10-15 человек.
Режим занятий. Занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю по 30 мин.
#1054;жидаемые результаты освоения программы:
В результате знакомства с диатоническими колокольчиками и трубками бумвокерс и игре на них в оркестре, у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию .
Дети чувствуют себя настоящими артистами, что ведёт к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они могут выступить с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. У детей улучшается качество пения и музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Основным результатом реализации программы является овладение каждым ребенком приёмами и способами игры на диатонических колокольчиках и музыкальных трубках, умение играть в оркестре.
В конце обучения воспитанник будет знать:
- название, внешний вид, тембр инструментов;
- элементарную музыкальную грамоту .
Воспитанник будет уметь:
- владеть приёмами звукоизвлечения на диатонических колокольчиках и трубках бумвокерс ;
- играть простые мелодии;
- передавать ритмический рисунок;
- играть в ансамбле, оркестре.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые мероприятия в течение года;
- выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;
- выступления на отчётных концертах;
- участие в конкурсах и фестивалях.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная Программа охватывает разнообразные аспекты музыкальной деятельности: дети слушают музыку поют, играют в музыкальные игры, импровизируют ритмы, мелодии, постигают элементы музыкальной грамоты и, конечно, учатся играть на музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре. Данная образовательная деятельность построена в тесной интеграции со всеми образовательными областями:
#1061;удожественно-эстетическое развитие.
Музицирование побуждает юного музыканта к самостоятельной творческой деятельности. Соприкасаясь с живым музыкальным звуком, при игре на инструментах, дошкольники осознаннее различают красоту звучания различных музыкальных инструментов. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
#1055;ознавательное развитие.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений (ритм, темп, динамика и т.д.). У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально – ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Музицирование способствует развитию творческой активности – дошкольники играют на инструментах самостоятельно, импровизируют.
#1057;оциально - коммуникативное развитие.
Игра в оркестре сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность, за общее дело, воспитываются коммуникативные качества целеустремленность, выдержка, настойчивость.
#1060;изическое развитие.
Для правильного звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах, в целях реализации Программы, юные музыканты осваивают различные техники и методики, что, несомненно, способствует развитию мелкой и крупной моторики пальцев. Очень важно, чтобы руки не были зажаты, корпус находился в правильном положении.
#1056;ечевое развитие.
При различных видах музыкальной деятельности у детей совершенствуется речь, мыслительные способности, художественно – образные представления. Когда дети разучивают музыкальные произведения на темы сказок, стихотворений, прибауток у них активизируется фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что они чувствуют, слушая и исполняя данную мелодию. Любое музыкальное исполнение пьесы, песни невозможно без эмоционального восприятия и выражения его через речь как средство общения.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
1.Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует комфорт, не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность захотеть принять участие в занятии.
2.Целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование; претворений полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов) 6 3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания: в старшем возрасте восприятие музыкального материала идёт на уровне эмоций, и только с помощью педагога в подготовительной группе дети способны осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление.
4. Один из важнейших принципов музыкального воспитания - партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть
5. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве
6. Принцип интеграции всех других образовательных областей (театрализованная ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.)
Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах:
-словесный (рассказ, объяснение);
-наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком);
-стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми);
-практический (повторение и закрепление приемов игры на различных инструментах);
-самостоятельная музыкальная деятельность.
Технические приемы игры на ДМИ.
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения
Техника извлечения звука на диатонических колокольчиках привычна для детей, звук извлекается обычным встряхиванием. Колокольчик следует держать в правой руке за рукоятку.
Перкуссионные трубки бумвокерс - это исключительный музыкальный инструмент в виде цветных пластиковых трубок, относящихся к классу ударных и имеющих приятное мелодическое звучание. Каждая трубка бумвокерс - это отдельная нота в октаве со своей высотой, которая зависит от размера и цветовой окраски, дающая возможность создавать как ритмический, так и мелодический рисунок одновременно. Звукоизвлечение происходит при ударе о человеческое тело: ладонь, ноги, также об пол и т.д.
Структура занятия.
1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)
2. Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития слуха, чувства темпа, ритма)
3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).
#1054;писание занятий
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на колокольчиках или трубках (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Занятия оркестра включают в себя разнообразные игры и упражнения на развитие чувства ритма у детей, так как ритм является одним из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. С помощью этих упражнений дети узнают, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.
Календарно-тематическое планирование
на 2024-20245учебный год
Месяц | Задачи | Репертуар | Методические указания |
Сен-тябрь |
1 занятие. Знакомство с диатоническими колокольчиками.
|
«Андрей-воробей» Игра «Спой свое имя» |
Знакомим детей с новым музыкальным инструментом. Знакомим с приёмами и с особенностью игры на диатонических колокольчиках. Учим детей правильно держать колокольчик, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомим с понятием «исходная позиция». |
2 занятие. Знакомство с цветными партитурами. |
Цветные партитуры- «Ду-ду-ду», «Ша-ша- ша» |
Рассказываем, для чего нужна партитура, об особенностях исполнения по партитуре. Учим детей читать по партитуре индивидуально и группой.
| |
3 занятие. Знакомство с понятием ритмический рисунок. |
«Дин-дон», «Петушок», Игра «Музыкальное эхо»
|
Практические навыки игры на диатонических колокольчиках. Знакомство с обозначением длительностей на партитурах.
| |
4 занятие. Закрепление материала.
|
«Андрей-воробей», «Дин-дон», «Петушок»
|
Повторяем и закрепляем пройденный материал за месяц | |
Ок тябрь |
1занятие. Знакомство с обозначением длительностей на партитурах.
|
Партитура «2 кота», МДИ «Зоркий глаз» |
Учим детей пропевать длительности: (короткие на «ти», а длинные на «та».) Учим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп.
|
2 занятие. Закрепляем знания о длительностях.
|
Партитура «2 кота», «Озорные нотки» |
Сначала следует проговорить название вслух (ти, та), затем сыграть инструментальную партитуру. При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.
| |
3 занятие. Работа над партитурами.
|
Партитура «Веселые гуси», «Озорные нотки», |
Мелодию в партитуре с помощью указки показывает способный ребёнок.
| |
4 занятие. Закрепление пройденного материала.
|
Партитура «Веселые гуси», Игра «Зоркий глаз».
|
Учим детей быстро реагировать на смену показа нот, контролировать свои движения руки, в которой находится колокольчик. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в исходную позицию
| |
Но ябрь |
1 занятие. Знакомство с нотами |
Партитура «Лесенка-Чудесенка», «Во поле береза»
|
Учим мелодию сначала в очень медленном темпе. Обращаем внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии.
|
2 занятие. Закрепление нот |
«Лесенка-Чудесенка», «Во поле береза»
|
Прорабатываем отдельно слова. Затем повторяем мелодию и соединяем её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга. Учимся играть в ансамбле.
| |
3 занятие. Знакомство с понятием «Чтение с листа». Практические навыки.
|
Партитура «Голубые санки» |
Знакомим детей с новым музыкальным термином. Учим читать с листа партитуру. (С каждым повтором, дети могут меняться колокольчиками.)
| |
4 занятие. Сочинение простейших попевок и исполнение их на инструментах.
|
Партитура «Голубые санки» |
Знакомимся с понятием импровизация. Детям предлагается сочинить попевку, как индивидуально, так и в работе по парам, тройкам. | |
Де кабрь |
1 занятие. Знакомство с партитурой.
|
«Маленькой ёлочке» Партитура «Голубые санки» |
Слушаем песню «Маленькой ёлочке» сл. З.Александровой, муз. М. Красева. Говорим о содержании. Начинаем с проработки длительностей, играя по партитуре, и пропеваем их на «Ти ти Та».
|
2 занятие. Работа над партитурой.
|
«Маленькой ёлочке», «Горошина» |
Начинаем учить слова, чётко проговаривая текст. Затем соединяем игру на колокольчиках со словами «a capella».
| |
3 занятие. Играем и поём партитуру
|
«Маленькой ёлочке», «Горошина» |
Повторяем партитуру со словами, а затем соединяем с аккомпанементом. Учим детей слушать друг друга и внимательно следить за нотами в партитуре. Показывает мелодию в партитуре муз. рук.
| |
4 занятие. Повторение нот с помощью партитуры |
«Весёлые нотки», «Вышла курочка» |
Играем по партитуре с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот. (Девочки–играют, мальчики–поют, и наоборот)
| |
Январь
|
1 занятие. Знакомство с партитурой.
|
«Весёлые нотки», «Вышла курочка» |
Объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в разном порядке, постепенно прибавляя темп. Учит детей концентрировать своё внимание на партитуре, играть своевременно свою цветную ноту.
|
2 занятие. Работа над партитурой.
|
Игра «В имена», «Скок-поскок»
|
Педагог объясняет правила игры детям, затем проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги. Дети друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях).
| |
3 занятие. Знакомство с музыкальными трубками -бумвокерсами. |
Ритмические игры. |
Знакомим детей с новым музыкальным инструментом, с приёмами и с особенностью игры на них. Учим детей правильно держать трубки, извлекать звук и контролировать собственные действия.
| |
4 занятие. Закрепление материала предыдущих занятий
|
Музыкальная игра «Ритмическое эхо»
|
Объяснив правила игры, педагог играет на своём колокольчике определённый ритмический рисунок. Дети его пытаются запомнить и воспроизвести по одному друг за другом, или по выбору педагога.
| |
Фев раль |
1 занятие. Знакомство с гаммой До мажор.
|
Попевка«Лифт»
|
Знакомим детей с понятием гамма. Дети играют гамму вверх и вниз. Впоследствии усложняем ритм.
|
2 занятие. Закрепление гаммы
|
Попевка «Лифт»
|
Повторяем и закрепляем цветовую гамму в разных вариациях исполнения. При этом группа детей может играть ноты, а другая группа петь, меняясь ролями. Могут играть все дети, а только солист петь ноты под аккомпанемент колокольчиков
| |
3 занятие. Знакомство с партитурой
|
Партитура «Гамма для мамы»
|
Слушаем музыкальное произведение, говорим о характере. Пробуем прочитать партитуру с листа. Начинать следует с отработки отдельно поставленных нот. | |
4 занятие.
|
Партитура «Гамма для мамы»
| Прорабатываем длительности с пропеванием ритмического рисунка на «Ти ти та». После соединяем с аккомпанементом. (Песни в записи или аранжировкой). Показывает мелодию педагог. | |
Март
|
1 занятие. Заключительная работа над партитурой
|
Партитура «Гамма для мамы»
|
Учим детей играть в ансамбле, внимательно слушая друг друга. Побуждаем детей к эмоциональному отклику на музыку и проявление артистических данных при игре на публике.
|
2 занятие. Знакомство с партитурой «Спи, моя радость»
|
Партитура «Спи, моя радость, усни» |
Слушаем музыкальное произведение, говорим о характере. Пробуем прочитать партитуру с листа. Начинать следует с отработки отдельно поставленных нот | |
3 занятие. Работа над партитурой «Спи, моя радость» |
Партитура «Спи, моя радость, усни» |
Работу над партитурой следует начинать с проговаривания текста. Далее прорабатываем инструментальную партию. Только после этого, соединяем слова с игрой, при этом одни дети поют попевку по партитуре, а другие аккомпанируют на колокольчиках.
| |
4 занятие. Индивидуальная и групповая работа с партитурами. |
Партитура «Спи, моя радость, усни» |
На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. Знакомим детей с термином «аккомпанемент».
| |
Ап рель
|
1 занятие. Повторение нот с помощью партитуры «Весёлые нотки».
|
Партитура «Веселые нотки» |
Проигрываем партитуру с пропеванием длительностей, затем с аккомпанементом |
2 занятие. Играем в игру «Импровизация». |
|
Детям предлагается сочинить попевку, как индивидуально, так и в работе по парам, тройкам. Так же придумать свой ритмический рисунок. | |
3 занятие. Знакомство с песней к партитуре «В лесу прифронтовом». |
Партитура «В лесу прифронтовом» |
Слушаем песню М. Блантера «В лесу прифронтовом». Беседуем о содержании музыкального произведения.
| |
4 занятие. Разучивание мелодии из партитуры «В лесу прифронтовом».
|
Партитура «В лесу прифронтовом» |
Разучивание начитаем с мелодии (с проработки длительностей) Закрепляем мелодию. | |
Май |
1 занятие. Работа над партитурой «В лесу прифронтовом» |
Партитура «В лесу прифронтовом»
|
На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента.
|
2 занятие. Заключительная работа над партитурой.
|
Партитура «В лесу прифронтовом»
|
Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания. Работаем над артистизмом.
| |
3 занятие. Сочинение простейших попевок и исполнение их на инструментах.
|
|
Детям предлагается сочинить попевку, как индивидуально, так и в работе по парам, тройкам. Так же придумать свой ритмический рисунок.
| |
4 занятие. Повторение пройденного за год.
|
|
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Учебный план
Форма проведения | Количество занятий в год | Количество занятий в неделю |
фронтальная | 36 занятий | 1 занятие |
Материально-техническое обеспечение
- наличие специального кабинета (музыкальный зал);
- фортепиано, диатонические колокольчики, трубки бумвокерс;
- музыкальный центр, ноутбук;
- записи фонограмм;
- дидактические музыкальные игры, наглядные пособия;
- нотный материал, подборка репертуара.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
#1043;ульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997
#1050;ононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
#1054;бразцова Т.И. Музыкальные игры для детей. – М.: Этрол, ЛАДА, 2005.
#1058;ютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.
5. Т.Э. Тютюнникова "Элементарное музицирование с дошкольниками"
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно-методическое пособие. М, АСТ, 2000
6. Гудкин Д. «Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику» / Д. Гудкин. - М.: Классика, 2013. - 240 с.
#1052;еркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания
музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"
Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются системой и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Шахматы»
Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте....

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый мяч»
Как дополнительная форма работы с дошкольниками...

Дополнительная образовательная программа конструктивно-модельной направленности для детей среднего дошкольного возраста «Город Лего-мастеров».
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»
Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...
