ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.

     Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. 
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. 

Примечательно, что сама техника универсальна, она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром

разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового), что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovsyannikova_dopo.programma.docx900.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик»

 г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска

Протокол №1  от 31.08.2021 года

УТВЕРЖДЕН

приказом МДОУ ДС Семицветик

г. Краснослободска от 31.08.2021г. №____

___________________ Ю.В.Останкова

                  https://urokirukodelie.ru/wp-content/uploads/2021/05/applikacziya-iz-plastilina-8.jpg                                                              https://1igolka.com/wp-content/uploads/2017/11/kartiny_iz_plastilina_8_07061007.png                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетического развития дошкольников

"Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо"

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации программы:1 год

                                   

http://newbookshop.ru/pictures/1019486828.jpg

                                                           Автор составитель Овсянникова А.М.

 воспитатель первой квалификационной

                категории

2021-2022 учебный год

Содержание


I. Целевой раздел программы

1. Пояснительная записка……………………………………………….    3

1.1. Направленность программы………………………………………… 3

1.1.1. Актуальность………………………………………………………… 3

1.1.2. Новизна Программы……………....................................................... 3

1.1.3. Педагогическая целесообразность………………………………... 4

1.1.4. Цели и задачи программы…………………………………………. 4

1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы………….. 5

1.1.6. Методы реализации программы

1.1.7. Характеристика пластилинографии как средства развития

 мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.…………5

1.1.8. Сроки реализации программы……………………………………..6

1.1.9. Формы и режим занятий ……………………………………………6

1.1.10 Планируемые результаты освоения Программы и способы

определения их результативности……………………………………….. 6

II. Содержательный раздел программы………………………………….6

2.Описание образовательной деятельности в рамках Программы

Особенности организации образовательного процесса……………….. 7

2.1. Календарное планирование…………………………………………..  8

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………. 14

3.1. Методическое обеспечение программы ……………………….… ..14

3.2. Список литературы………………………………………………….. 14

  1. Целевой раздел образовательной программы

1.Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» имеет художественно-эстетическую направленность.

1.1.1.Актуальность

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.

     Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. 
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. 

Примечательно, что сама техника универсальна, она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром

разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового), что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.
1.1.2. Новизна Программы

Пластилинография в дошкольном учреждении – один из наиболее

редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не

является обязательным в программах дошкольного образования. В процессе

традиционной школы лепки в детском саду не предусмотрено.

Образовательной программой детского сада овладение такими приемами как размазывание, надавливание, заглаживание. Данная Программа позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные способы работы с пластилином, декоративным материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка.

Необходимо отметить, что существующие программы по пластилинографии представлены в виде занятий на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная Программа представляет собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплексно-тематическому планированию детского сада, обогащает, дополняет и расширяет знания

детей, полученные в процессе образовательной деятельности.

1.1.3. Педагогическая целесообразность

Вместе с тем в пластилинографие заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми среднего дошкольного возраста. На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсорная координация, то есть те школьно - значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В процессе занятий воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим.

Педагогическая целесообразность заключается в особой ценности использования этой технологии для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном

движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту технику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травмы или с дефектом речи.

Отличительная особенность данной программы в том, что данная технология очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями. Технология пластилинографии позволяет выполнять коллективные картины, что особенного важно, если дети имеют разные уровни развития навыков работы с пластилином. От участия в общем деле на равных, при неравных возможностях выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы может выполнить сам педагог, внеся свой вклад в общий творческий процесс. Когда дети делают картину совместно с педагогом, возникает особая доверительная атмосфера, ребенок не боится сделать ошибку. А хороший результат одинаково порадует всех.

1.1.4 Цели и задачи реализации Программы

Цель: развитие индивидуальности и творческих способностей детей посредством одного из видов декоративно-прикладного искусства пластилинография.

Задачи для детей 4-5 лет:

Образовательные: 

- Учить создавать лепные картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, посредством пластилинографии, анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

- Формировать умения и навыки необходимые для создания творческих работ устойчивый интерес к художественной лепке, обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Развивающие: 

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, желание экспериментировать. Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику. Продолжать поддерживать интерес детей к художественно-творческой деятельности, развивать их креативность; воображение, пространственное мышление; синхронизировать работу обеих рук. Продолжать совершенствовать такие качества как терпение, трудолюбие, самостоятельность.

Воспитательные:

 Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, эстетический вкус, любовь к прекрасному, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;

-Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;

-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

1.1.6. Методы реализации программы:

-Наглядные - наблюдение, показ, образец;

-Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

-Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

1.1.7. Характеристика пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином -«Пластилинография».

 «Пластилинография» (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.

Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы, а также различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

1.1.8. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год: с октября по май.

1.1.9. Формы и режим занятий

Учебная нагрузка – 2 раза в неделю, 8 - 9 раз в месяц, 66 занятий в год.

Группа состоит из 10 человек, продолжительность одного занятия  – 20 минут. Занятия проводятся в игровой форме в творческой мастерской.

1.1.10 Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

- Ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

-У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

-Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

-Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

.

 II. Содержательный раздел программы

2. Описание образовательной деятельности в рамках Программы

Особенности организации образовательного процесса

Занятия построены по принципу: от простого к сложному, на основе

комплексно-тематического планирования

Этапы занятия:

1.Деление на части.

Обучение делению единого куска материала на части. Знакомство с

приемами: раскатывание из пластилина колбаски и жгутики разной длины, прямыми движениями ладошек, сплющиванием, размазыванием, надрезание стекой, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, формование.

2. Придумывание формы.

Форма при лепке играет основную роль. Знакомство и освоение приемов:

раскатывание на ладонях или на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

3. Соединение деталей: прижимание, примазывание, заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

4. Оформление изделия: дополнение изделия мелкими деталями (налепами),

процарапывание различными инструментами.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

Прямая пластилинография

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Прямая пластилинография наиболее привычна, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в

свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном

менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф

(углубленный рисунок). Дети учатся составлять композиции из отдельных

элементов.

Контурная пластилинография обязательно используются тонкие

пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное

исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника,

главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять

пространство, не выходя при этом за контур. Это очень кропотливая работа,

не смотря на свою простоту. При такой техники развивается усидчивость и

терпение.

2.1.Взаимодействие с родителями:

- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;

- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

-Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.

2.2. Календарно-тематический план занятий по пластилинографии

Месяц, неделя

Тема

Цели и задачи

Октябрь

1-2 занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,,

3 -4 занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,

5-6 занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,,

7-8

занятие

«Чудо пластилин»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Вот какой у нас арбуз!»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Солнышко»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,,,,

«Клубочки для котёнка»

-Познакомить детей со свойствами пластилина, со способами использования техники пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук, для изготовления жгутиков.

- Формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

- Развивать мелкую моторику рук, эстетическое и образное восприятие.

- Воспитывать навыки аккуратности,

,

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

- Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания).
- Развитие мелкой моторики, эмоций и фантазии.
- Воспитание интереса к пластилинографии,
навыков аккуратной работы с пластилином.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук.

Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

Ноябрь

1-2 занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,

3-4

занятие

«Радуга-дуга».

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Солнце по небу гуляло и за тучку убежало».

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Учить изображать небо при различных состояниях погоды

(грозовое, пасмурное, ясное, дождливое, накладыванием одного кусочка на другой, смешиванием разных цветных кусочков (жгутиков), получая разные

оттенки (облака). Закреплять умение работать стекой, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями рук. Развивать и укреплять мелкую моторику рук. Воспитывать у детей желание помочь товарищу.

5-6

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,,

7-8

занятие

«Осенний букет»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Осенний букет»

Учить передавать колорит осени, создавать букет из осенних листьев.

Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику,
воспитывать навыки аккуратности.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Продолжать учить использовать приём «вливания одного цвета в другой», при выполнении осенних листьев.  Развивать творческие способности, мелкую моторику, самостоятельность.  Закреплять знания детей о природе в осенний период времени, о красоте осенних листьев. Воспитывать навыки аккуратности, чувство любви к красоте родной природы.

Декабрь

1-2

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

3-4

занятие

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Ёлочка, ёлка колкая иголка»

 

Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.  Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.Воспитывать бережное отношение к природе.

5-6

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,

7-8

занятие

«Снежинка»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Новогодний шар»

 Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Воспитывать аккуратность в работе.

  • ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Учить создавать объёмное изображение предметов, используя метод «сплющивания», учить добавлять пластилин другого цвета для украшения.

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Развивать мелкую моторику, воспитывать навыки аккуратности.

Воспитывать интерес к лепке.

Январь

1 - 2

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,

3 - 4

занятие

«Снеговик»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,,,,

«В гостях у сказки»

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Закреплять представление детей о сказочных героях. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику.  Воспитывать  интерес к художественной литературе,  усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Январь

5-6

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,

7-8

занятие

«Синичка»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Зимний лес»

Обобщать представления детей о зимующих птицах. Познакомить с приемом - «соединение двух цветов»; 

Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. 
- Развивать речь через художественное слово, расширять словарный запас, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, сенсорные навыки; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Формировать умения детей передавать свои наблюдения за живой природой посредством пластилинографии. Формировать умение изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приёмы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Расширять знания о зимующих птицах. Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство взаимопомощи.

Февраль

1-2

занятие

«Зимний лес»

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов в работе с пластилином: раскатывания, сплющивания. Обучать детей с приемами работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Испытывать чувство радости от полученного результата. Воспитывать интерес к природе в разное время года.                                                                                                                          

Февраль

3-4

Занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Животные нашего леса: заяц»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Животные нашего леса: лиса»

Познакомить детей с представителем наших лесов - зайцем. Учить детей передавать пропорции частей тела. Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к животным.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к животным.

Февраль

5-6

Занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,

7-8

занятие

«Кораблик»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Аквариум»

Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность, индивидуальность в работе. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости. Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях. Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). Воспитывать художественный вкус.

Март

1-2

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,

3-4

занятие

«Душистая мимоза»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Весёлый клоун»

 Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. Прививать любовь к близким людям, желание сделать подарок к женскому дню.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

5-6

занятие

«Цветик-Семицветик»

Развивать умение детей создавать красивый образ цветка. Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по сложной фигуре, не выходя за контур. Развитие мелкой моторики рук. Учить доводить работу до конца. Речевая задача: Знакомства с новыми словами: бутон, лепестки, аромат. Умение отвечать полным ответом

7-8

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,

Апрель

1-2

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,

3-4

занятие

«Животные Африки»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Звездное небо»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Блюдце и чашка»

Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно-гигиенические навыки, правила культурного поведения.

5-6

занятие

,,,,,,,,,,,,,,,,,

7-8

занятие

 «Тюльпан»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Бабочка красавица!»

Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении). Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение тюльпана. Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. Поощрять инициативу и самостоятельность детей. Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать отзывчивость, доброту.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.

Май

1-2

занятие

«Едем, плывем,

летим»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Формировать умение надавливающим движением указательного пальца размазывать мягкий пластилин на картоне.

Закреплять умение аккуратно использовать мягкий пластилин в своей работе. Развивать мышление, интерес к работе. Воспитывать интерес к работе с пластилиновой массой на горизонтальной поверхности.

Май

3-4

занятие

«Подсолнух»

Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении). Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха. Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. Поощрять инициативу и самостоятельность детей.

Май

5-6

занятие

«Мы на луг

ходили»

 Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения - рисование пластилином. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы. Воспитывать любовь к природе.

Май

7-8

занятие

Божья коровка на ромашке.

Познакомить детей с насекомыми; учить классифицировать насекомых как отдельный вид.  Учить передавать природную красоту божьей коровки посредством художественной техники – пластилинографии.  Закреплять умение детей в работе с пластилином - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание пластилина на основе, разглаживание готовую поверхность. Развивать мелкую моторику пальцев рук.  Воспитывать интерес к пластилинографии

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение Программы

Материалы и инструменты:

В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по

качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделять особое

внимание:

- Пластилин «Престиж с золотом и серебром»

- Пластилин «Люкс»

- Пластилин «Кроха»

- Пластилин «Классика» фирмы «Луч» (производство г. Ярославль)

- Пластилин «Гамма» (производство г. Москва)

Кроме пластилина для работы используются:

- стеки;

- цветной картон;

- набор сюжетных картинок;

- простой карандаш;

- лак для волос «Прелесть» для лакирования готовой картины;

- хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки для вытирания рук и

рабочего места;

- цветной картон

- «бросовый» материал – перья, пуговицы, бусинки, биссер, крупы и т.д.

3.2. Список литературы

1. Величкина Г., Шпикалова Т. Искусство – детям. Дымковская игрушка,

учебное издание, Мозаика-Синтез, Москва, 2010, 24 с.

2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декаоративному рисованию,

лепке, аппликации. Конспекты занятий. – ООО «Издательство Скрипторий

2003», Москва, 2013, 147 с.

3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. –

М.: Просвещение, 2006.

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.

Детский дизайн № 4 – ООО «Издательство Скрипторий 2003», Москва, 2008,

88 с.

5. Дьяковская Л. Дымковские глиняные расписные. – Л.:Художник

РСФСР, 1986.

6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ

Сфера, 2005.

7. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. 4-е издание. Ростов-на-

Дону: ООО «Феникс» 2010, 87 с.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»

Дополнительная общеразвивающая программапо LEGO-конструированию,для детей старшего  дошкольного возраста«Фиксик»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему: лепка «Открытка ко Дню Победы»

Цель: Закреплять умение детей скатывать тоненькие жгутики из пластилина, формировать из них нужный рисунок, закреплять у детей навыки работы с пластилином.Задачи: Создать условия для творчества детей ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста»

Цель и задачи программы.Цель:- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики;-формирование сенсорных эталонов...

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко» «Тропинка к школе» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программапо познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко»«Тропинка к школе»н...