Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко» «Тропинка к школе» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Вознова Елена Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа

по познавательному развитию для детей

старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 подготовительной группы «Солнышко»

«Тропинка к школе»

на 2022-2023 учебный год

Аннотация к программе

Отчёт по реализации программы дополнительного образования

«Тропинка к школе»

за 2022-2023 учебный год


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Принята на заседании                                                                                              Утверждаю:

педагогического совета                                                                          заведующий МБДОУ  

протокол № 1                                                                           «Детский сад №28 «Надежда»  

от «30» августа 2022 г.                                                           Кузнецова В.А._____________

                                                                                      Приказ №71-од от «30» августа 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по познавательному развитию для детей

старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 подготовительной группы «Солнышко»

«Тропинка к школе»

на 2022-2023 учебный год

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Вознова Е.С.

Смоленск, 2022 год

Содержание

  • Пояснительная записка ...........................................................................3
  • Учебно-тематический план.....................................................................7
  • Содержание программы........................................................................12
  • Методическое обеспечение...................................................................18
  • Список литературы ...............................................................................20


1.Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Тропинка к школе» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Письмо Министерства образования РФ от 18.06.03 г. Ms 28-02- 484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
  • Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда».
  • Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей, на основе программы «Ступеньки к школе», М.М. Безруких, М.: Дрофа, 2001г.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок, является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность.

Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в

одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Актуальность

Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, ей уделяется огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Еще в пятидесятые – шестидесятые годы вопросы подготовки детей к школе на практике рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний из области формирования элементарных математических представлений, обучению грамоте. Однако актуализация вопросов подготовки детей к школе вызвана тем, что начальная школа перешла на четырехлетний срок обучения, что потребовало кардинальных изменений в организации преемственности в работе детского сада и школы.

Что же понимается под понятием "готовность детей к обучению в школе"? Прежде всего, понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это, прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации, физическая готовность. Неотъемлемой частью является разностороннее воспитание, включающее:

- умственное

- нравственное

- эстетическое

- трудовое.

Психолог Е.Е.Кравцова отмечала следующее: «Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка». Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе.

Педагогическая целесообразность

В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Цель: подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для них социальной среде, развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка.

Программа построена с учетом следующих содержательных линий:

  • Развитие познавательных способностей детей.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  • Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие коммуникативных способностей ребенка.

Задачи:

  1. Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной активности, стимулирование желания учиться в школе, воспитание организованности.
  2. Развитие произвольного внимания, развитие зрительной, слуховой, тактильной и двигательной памяти, развитие воображения.
  3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения обобщения, классификации; развитие наглядно-образного и логического мышления (умение анализировать проблемную ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы).
  4. Развитие у детей способности к самооценке, самоконтролю при выполнении работы.
  5. Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
  6. Развитие фонетического слуха и умения узнавать, выделять и различать фонемы родного языка; совершенствование всех сторон речи.
  7. Развитие математических представлений, формирование стойкого образа цифр; совершенствование навыков счета в пределах 20, обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке; закрепление понимания отношений между числами натурального ряда; обучение на наглядной основе составлению и решению простых задач.
  8. Развитие представлений об окружающем мире. Формирование понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений к окружающему миру.

Отличительные особенности программы

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания. Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.

Мы считаем, что образовательную деятельность по предшкольной подготовкой, необходимо проводить, т. к. они позволяют выровнять стартовые возможности детей-дошкольников, избежать трудностей адаптационного периода в 1 классе, обеспечить психологический комфорт с целью сохранения психического и физического здоровья ребенка, развитию устойчивых познавательных интересов, уверенности в себе, самостоятельности, умения устанавливать социальные контакты.

В программе «Ступеньки к школе» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;

- шнуровки;

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения

В структуре данной программы выделяют следующие разделы, отражающие основные линии развития ребёнка-дошкольника в результате его обучения: «Познаём других людей и себя», «Познаём мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».

Программа ориентирована для детей 6-7 лет, рассчитана на один год обучения, 32 часа. Занятия проводятся течение учебного года 1 раз в неделю, дети посещают занятия, которое состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Ожидаемый результат к концу году

В результате работы по этой программе у детей развивается память, внимание, логическое мышление, развивается мелкая моторика рук.

Дети должны знать и уметь:

  • Отвечать на вопрос педагога, задавать свои вопросы;
  • Выделять звуки, соединять их в слоги;
  • Определять количество звуков в словах и их последовательность;
  • Членить двух-трехсложные слова на слоги, определять местонахождение ударного слога.
  • Различать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки;
  • Называть числа от 1 до 20, соотносить их с цифрами;
  • Решать простые задачи в пределах 20;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать множества, устанавливая равенство или неравенство.

2. Учебно-тематический план

заня

тия

Цель

Наименование форм работы,

упражнений

(теоретические, практические)

1.

Выявление представлений детей

о школе, формирование

произвольного поведения,

развитие и коррекция внимания,

развитие устойчивости внимания.

1. Приветствие «Передай улыбку».

2. Беседа.

3. Игра «Имена»

4. «Да и нет, не говорить»

5. Упражнение на развитие устойчивости внимания.

6. Рисунок «Солнышко»

2.

Выявление знаний детей по счёту

в пределах 20; развитие

внимания, мышления, речи.

1. Приветствие

2. Знакомство с наукой

“Математика”.

3. Физкультминутка.

4. Упражнение на внимание

5. Рефлексия

3.

Снятие напряжения; развитие

познавательных способностей;

развитие произвольности.

Развитие умения правильно

соотносить нарисованный план с

окружающей действительностью;

расширение словарного запаса

детей; развитие

коммуникативности.

1. Приветствие

2. Игра “ Составь из палочек”

3. Загадки.

4. Физкультминутка

5. Игра “Найди клад”

6. Дыхательная гимнастика

7. Подведение итогов

4.

Развитие произвольного

внимания, мелкой моторики,

пространственных

представлений, расширение

словарного запаса.

1. «10 слов»

2. Слова на букву «П»

3. Игра «Съедобное – несъедобное»

4. Корректурная проба

5. Физ. Минутка.

6. Игра «Мы охотимся на льва»

7. Работа в тетрадях

8. «Графический диктант»

9. Упр. «Таблица с цифрами»

10. Рефлексия

5.

Развитие внимания,

наблюдательности, умения

различать индивидуальные

особенности других детей;

обучение выделению характерных особенностей во внешности другого человека; развитие самокритичности, адекватной самооценки.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Шум растет»

3. Дидактическая игра «Мы

разные»

4. Упражнение «Спиной друг к другу»

5. Чтение рассказа «Самый-

самый»

6. Рисование «Мы - разные»

7. Упражнение «Комплимент»

8. Рефлексия

6.

Развитие произвольного

внимания, мелкой моторики,

пространственных

представлений, расширение

словарного запаса.

1. «10 слов»

2. Слова на букву «К»

3. Игра «Летает – не летает»

4. Игра «Слушай внимательно»

5. Работа в тетрадях

6. «Графический диктант»

7. Упр. «Таблица с цифрами»

8. Рефлексия

7.

Закрепление знаний детей в

обозначении, последовательности

и названии чисел от 1 до 20;

закрепление умения сравнивать

предметы по длине и высоте.

Знакомство с понятием “Времена

года”.

1. Коммуникативный тренинг.

2. Изучение нового материала (времена года).

3. Физминутка.

4. В небе плавает луна.

5. Игра “Снежки”

6. Игра “Шарфы”

7. Релаксационное упражнение.

8. Раскрась картинку

9. Итог занятия.

8.

Развитие внимания, активизация

мышления, памяти;

формирование чувства близости с

другими людьми, закрепление

умения выделять характерные

черты в личности другого

человека.

1. Приветствие.

2. Игра «Узнай по голосу»

3. Разминка для ума «Сказочная

викторина»

4. Рисование «Сказочный портрет»

5. Рефлексия.

6. Игра «Связующая нить»

7. Прощание.

9.

Определение отношения детей к

трудностям, формирование

понимания необходимости их

решения, профилактика боязни

трудностей; формирование

уверенного поведения в трудных

ситуациях, мотива стремления к

успеху, закрепление адекватного

отношения детей к трудностям

обучения.

1. Приветствие «Батарейка»

2. Беседа «Трудности – это интересно»

3. Этюд «Трудное задание»

4. «Не пропусти животное»

5. Игра «Солнышко»

6. Рефлексия занятия

10.

Оценивание уровня развития звукового анализа; развитие

мелкой моторики.

1. Приветствие.

2. В мире звуков и букв:

3. Физкультминутка «Облако»

4. Гимнастика для пальчиков

5. Выполнение штриховки

6. Выставка работ.

7. Итог занятия.

11.

Развитие уверенности в себе,

обучение умению выражать свои

чувства, психотерапевтическим

способом воздействовать на

различные виды страха.

1. Приветствие.

2. Игра «Мальчик-девочка наоборот»

3. Беседа.

4. Упражнение «Маленькие привидения»

5. Продолжение беседы.

6. Рисование «Драконы»

7. Рефлексия

12.

Формирование коммуникативных

навыков; формирование

привычки следовать школьным

правилам; развитие мелкой

моторики; формирование

произвольного поведения.

1. Игра-приветствие «Друг к другу»

2. Этюд с содержанием проблемной ситуации «Школа без правил»

3. «Да и нет, не говорить»

4. Игра «Воздушный шарик»

5. Пальчиковая игра «Мышка»

6. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

7. Рефлексия

13.

Закрепление навыков владения

мимикой, развитие внимания,

наблюдательности; обучение

передавать с помощью

выразительных движений

внутреннее состояние героев.

1. Приветствие.

2. Гимнастика для лица «Иностранный город»

3. Упражнение «Встаньте те, кто…»

4. Психогимнастический этюд

«Встреча с другом»

5. Психогимнастический этюд

«Два друга»

6. Проигрывание ситуаций

7. Физминутка «Броуновское движение»

8. Рисование «Мои друзья»

9. Игра «Окажи внимание»

10. Рефлексия

14.

Выявление ресурсов, которые

можно использовать для

преодоления трудностей;

повышение самооценки,

формирование уверенного

поведения в трудных ситуациях.

1. Приветствие «Подари улыбку»

2. Беседа «Кто что умеет?»

3. Игра «Поменяемся местами»

4. Игра «Я могу…», «Я делаю лучше всего…»

5. Сказка «Шапка-невидимка»

6. Рефлексия

15.

Развитие способности понимать

свое эмоциональное состояние,

умения его выразить. Развитие

языка жестов и мимики, создание

положительного эмоционального

настроя.

1. Приветствие.

2. Дидактическая игра «Настроение и походка»

3. Этюд «Солнечный зайчик»

4. Работа со сказкой «Быть счастливым!»

5. Дидактическое упражнение «Театр»

6. Рефлексия

16.

Знакомство со школьными

правилами; воспитание умения

слушать, принимать и выполнять

инструкцию;

развитие речи, внимания, памяти;

расширение кругозора.

1. Беседа о слове “Здравствуйте”

2. Школьные правила, приветствия.

3. Правила поведения школьника

4. Знакомимся со знаками

5. Физкультминутка

6. Знакомство со школьными

принадлежностями.

7. Рефлексия

17.

Развитие произвольного

внимания, памяти, мелкой

моторики, воображения,

расширение словарного запаса.

1. «10 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно?»

3. Упр. для коррекции зрения.

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика. «Мы

писали»

6. «Графический диктант»

7. Игра «Отгадай что это?»

8. Рефлексия

18.

Формирование мотивов учиться в

школе; произвольного поведения,

коммуникативных навыков;

формирование сплоченности

группы; принятие правил другого

человека.

1. Приветствие

2. Беседа «Почему в школе учиться интереснее, чем дома или в саду?»

3. Упражнение «Лабиринт»

4. Игра «Строим цифры»

5. Игра «Иголка и нитка»

6. Пальчиковая игра «Шарик».

7. Рефлексия

19.

Закрепление знаний о

взрослении, об ответственности и

самостоятельности. Развитие

представлений детей о себе, как о

взрослеющих и меняющихся

людях.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Назови свое имя»

3. Создание проблемной ситуации

4. Дискуссия

5. Игра «Взрослый человек – это…»

6. Рисование «Я взрослый»

7. Рефлексия.

20.

Воспитание у детей умений

слушать, принимать и выполнять

инструкцию;

развитие художественного вкуса,

творческого воображении, речи;

расширение кругозора.

1. Вступительная беседа

2. Слушание и рассказывание

сказки “Цветик - семицветик”

3. “Собери сказку-мозаику”

4. Физкультминутка

5. Попугай

6. Итог занятия.

21.

Уточнение и расширение

представлений детей об

огородных и садовых растениях;

воспитание бережного отношения

к родной земле, уважения к труду

земледельцев.

1. Мимические упражнения: “Семена»

2. Игр. упр. “Узнай и назови овощи”

3. Игра “Я положил в мешок”

4. Игр. упр. “Дорисуй”

5. Игра “Угадай на вкус”

6. Игр. упр. “Назови картинки”

7. Физкультминутка «Яблонька»

8. Игра “4-й лишний”

9. Игр. упр. “Что общего и чем отличаются?”

10. Составление рассказа о

растении

22.

Знакомство с понятием «времена

года», развитие словарного

запаса, речи. Сплочение

коллектива.

1. Упражнение «Азбука хороших слов»

2. Беседа на тему «Времена года»

3. Сказка о зиме

4. Загадки о зиме

5. Рассказ о деде морозе "Как зовут Деда Мороза в разных странах?

6. Кроссворд

7. Детский рисунок по цифрам «Елочка»

8. Рефлексия

23.

Развитие произвольного

внимания, мелкой моторики,

пространственных

представлений, расширение

словарного запаса.

1. Игра – разминка «Овощи»

2. Пальчиковая гимнастика

3. «Капустка»

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос – пол - потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Игра «Путаница»

8. Рефлексия

24.

Развитие речи; формирование

словаря. Развитие

дисциплинированности,

организованности, сплочённости.

1. Приветствие

2. Работа со скороговоркой

3. Выкладывание слова «гном»

4. Двигательная пауза "Тропинка"

5. Четвертый лишний.

6. Мячик – соединитель

7. Упражнение «Много – один»

8. Мате6матический диктант «Гусь»

9. «Я и окружающий мир».

10. Рефлексия

25.

Развитие произвольного

внимания, мелкой моторики,

пространственных

представлений, расширение

словарного запаса.

1. Игра – разминка «Дикие животные»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика «Сон»

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос – пол - потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Выложи по образцу

8. Рефлексия

26.

Развитие логического мышления,

связной речи. Формирование

элементарных математических

представлений.

1. Игра «Назови ласково»

2. Игра «Один - много»

3. Игра «Что делают?»

4. Игра «Какая семья?»

5. Игра «Кто старше, кто младше»

6. Раскрась фигуры и домик

7. Составление рассказа по серии

сюжетных картин

8. Рефлексия

27.

Выявление запомнившихся

правил, выработка способов

поведения в сложной ситуации.

1. Приветствие «Пожелание»

2. Беседа «Какие правила поведения в школе вы запомнили?»

3. Игровая проблемно- практическая ситуация «Где кабинет?»

4. Сказка «Школьные правила»

5. Игра «Возьми себя в руки»

6. Игра «Рыбки»

7. Рефлексия

28.

Развитие произвольного

внимания, мелкой моторики,

развитие слуховой памяти,

расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Домашние животные»

2. Пальчиковая гимнастика «Замок»

3. Выложи по образцу

4. Работа в тетрадях

5. «Съедобное – несъедобное»

6. Рефлексия.

29.

Развитие мышления – операции

синтеза и анализа.

1. Приветствие.

2. Игра “лишняя игрушка”

3. «Топ-хлоп».

4. «Бывает – не бывает»

5. Рефлексия

30.

Выявление страхов детей,

связанных со школой;

профилактика страха отвечать у

доски; поиск способов поведения

в этой ситуации.

1. Приветствие «Передай хорошее

настроение»

2. Беседа «Что в школе страшного?»

3. Сказка «Смешные страхи».

4. Игровая проблемно- практическая ситуация «Ответ у доски»

5. Игра «Ива на ветру»

6. Рефлексия

31.

Развитие у детей умений

слушать, принимать и выполнять

инструкцию; развитие внимания,

памяти, воображения, мелкой

моторики руки.

1. Приветствие

2. Вводная беседа

3. Задание 1 Фонетический тест

4. Задание 2 Графический диктант

5. Задание 3 Словарный тест

6. Физкультминутка

7. Совушка-сова

8. Рефлексия

32.

Развитие произвольного

внимания, мелкой моторики,

развитие слуховой памяти,

расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Птицы»

2. Игра «Назови как можно больше слов на букву П»

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5. «Птицы»

6. Работа в тетрадях

7. Игра «Нос – пол - потолок»

8. Выложи по образцу

9. Рефлексия

Итого:

32 часа

3. Содержание программы

Подготовка к чтению и письму

Решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Программа раздела направлена на общее развитие ребенка, посредством

которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, обозначением их соответствующей буквой, делением слов на слоги, на выделении предложений и слов из речи. Работа со звуковыми и слоговыми моделями слов, выделение ударного слога, деление слова на слоги. Хоровое и индивидуальное размеренное произношение слогов и слов, работа с рифмами. Знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, с механизмом обучения чтению. Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Поэтому, основной задачей подготовки к обучению письму, является:

- подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру

узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;

- знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;

- работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с  контуром предмета и его особенностями;

- развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование букв из различных материалов.

К завершению подготовки к обучению чтению и письма дети должны:

  • правильно произносить все звуки;
  • выделять из слов звуки;
  • уметь различать гласные и согласные звуки;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
  • звука в слове
  • знать все буквы русского алфавита;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • давать описание знакомого предмета;
  • пересказывать сказку, рассказ (не большие по содержанию) по
  • опорным иллюстрациям;
  • составлять предложения по опорным словам по заданной теме;
  • работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо;
  • знать гигиенические правила письма.

«Математические ступеньки»

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач. Но столь, же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены пять основных линий:

- представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов (сравнение предметов по признакам, изменение признаков, выделение элементов в различных объектах, их сравнение и изменение, понимание и конкретизация пространственных отношений);

- представление о количестве (установление взаимно-однозначного соответствия между предметами, понимание количественных отношений «больше», «меньше», «столько же», изменение количества, упражнения в счёте, знакомство с математическими знаками);

- геометрические фигуры (узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), конструирование их моделей, выделение фигур на фоне различных линий);

- представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач);

- представление о последовательности событий (что сначала, что потом).

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе

Деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и

Осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

А также работать о счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Математическое содержание курса:

Числа от 0 до 20. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 20 Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел второго десятка.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались.

Учить на наглядной основе, составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Простые геометрические фигуры:

треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Содержательно – логические задания на развитие:

- внимания - простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;

- воображения - деление фигур на части, составление фигур из частей, составление

Фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

- графические диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

- мышления

- выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

К концу года дети:

Должны уметь:

  • Знать названия однозначных чисел, уметь считать до 20 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом.
  • Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
  • Считать до 20 и дальше (количественный, порядковый счет).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 20
  • Соотносить цифру (0-20) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
  • пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
  • Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
  • Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
  • Проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.), уметь выполнять комбинаторные задачи.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку)

Должны знать:

  • Состав чисел второго десятка (из отдельных единиц) и состав чисел второго десятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Арифметические знаки +, -, =.

Художественно-конструкторская деятельность

- лепка

- аппликация

- конструирование.

Основная цель курса состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.

Важнейшими задачами курса являются:

- подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;

- обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

- ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;

- воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;

- приятие навыков культуры труда;

- знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага, фольга; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений, бисер, солёное тесто и др.;

- выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов;

- влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции;

- конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме.

Использование различных видов деятельности:

- разметка: на глаз, сгибанием;

- обработка: выполнение приемов лепки - разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин);

- резание (бумага); разравнивание, накручивание (фольга);

- сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга);

- завязывание на двух узелках, бантом (нитки, шнурок); витье (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);

- отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природный материал, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага).

Технологические операции выполняются ручными инструментами (стека, карандаши, линейка, ножницы, кисточка для клея) и приспособлениями (доска для лепки, салфетки, подставка для кисточки).

Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля - умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду.

К концу года дети должны:

В конструировании

  • Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
  • Создавать различные конструкции предмета по инструкции. Определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение.
  • Конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2—3 и более изображений.
  • Владеть соблюдать правила культуры труда приемами лепки.
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации

  • Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции. Соблюдать правила культуры труда.

Окружающий мир

Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

Планируемые результаты:

ребенок должен уметь:

  • распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
  • называть основные признаки времён года;
  • уметь различать диких и домашних животных;
  • распознавать обитателей суши, водоёмов, морей

4. Методическое обеспечение программы

Основной задачей программы является подготовка детей к меняющимся условиям их жизни, а именно подготовка их без страха идти в школу.

В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.

Одним из этапов занятий детей в объединении является диагностика развития психологических параметров детей, обуславливающих успешное обучение в школе, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении.

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова, предложения, связное высказывание.

Для этого используются следующие приемы:

- давать детям задания по определению на слух места звука в слове;

- предлагать детям называть слова, в которых встречается определенный звук;

- подбирать к схеме слова с заданным звуком и т.д.

Буквы изучаются по блокам:

I блок – гласные звуки (а, о, у, ы, и, э)

II блок – сонорные согласные (л, м, н, р)

III блок – звонкие- глухие согласные (г-к, д-т, з-с, б-п, ж-ш, в-ф)

IV блок – шипящие согласные (ч, щ) и ц

V блок – йотированные гласные (я, ё, е, ю)

VI блок – ъ, ь

Важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование представлений о количестве, числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении.

Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых педагогом, а также интеллектуальных и спонтанных

игр, входе самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения держать карандаш и правильное распределение мышечной нагрузки руки) осуществляется на занятиях (обведение по контуру, разукрашивание, рисование узоров на клеточной основе по образцу, написание основных элементов букв на основе узкой линии) и в свободной деятельности детей.

Широко используются пальчиковые игры.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток,

Использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Перечень оборудования

1. Дидактический материал по обучению грамоте и письму.

2. Дидактический материал по математике.

3. Литература по предметам.

4. Компьютер, проектор, телевизор.


5. Список литературы

1. Агофонова И.Н.. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993

2. Безруких М.М. «Ступеньки к школе»: книга для педагогов и

родителей– Москва : Дрофа, 2001 – 256 с.

3. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.,1987

4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Письмо. Внимание. Память. Мышление. Речь. МатематикаМ.: Росмэн-пресс, 2008 — 355 с. — (Вся дошкольная программа).

5. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990

6. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

7. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .- Волгоград: Учитель,2006

8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990

9. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М,1994

10. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985

11. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992

12. СтолярА.А . Давайте поиграем. М., 1991

13. Тарабарина Т.И., Е.И.Соколова «Что необходимо знать к 1 классу», «Академия развития», Ярославль, 2001г.

14. Тихомирова Л.Ф , Басов А.В.. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996

15. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994

16. Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С Звукарик. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999

17. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь Томск: Пеленг, 1992 - 133 с.

18. Чилигрирова Л , Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993

19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

20. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать

21. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать: Обучение дошкольников

чтению: Программа-конспект.- СПб.: Акцидент, 1998



Предварительный просмотр:

Согласовано

Старший воспитатель

____________К.С.Акимова

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дополнительного образования «Тропинка к школе»

воспитателя Возновой Е.С. для детей 6-7 лет

подготовительной группы «Солнышко»

на 2022-2023 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе факультатива «Тропинка к школе» разработана в соответствии с:

∙ Федеральный закон от 29.12.20112 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об

образовании в Российской Федерации»

∙ Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

∙ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

∙ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

∙ Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Надежда»;

∙ Образовательная программа МБДОУ».

Программа «Тропинка к школе», представляет собой систему предшкольной подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к школьной жизни.

Актуальность заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Цель: подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для них социальной среде, развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка.

Программа построена с учетом следующих содержательных линий:

  • Развитие познавательных способностей детей.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  • Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие коммуникативных способностей ребенка.

Задачи:

  1. Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной активности, стимулирование желания учиться в школе, воспитание организованности.
  2. Развитие произвольного внимания, развитие зрительной, слуховой, тактильной и двигательной памяти, развитие воображения.
  3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения обобщения, классификации; развитие наглядно-образного и логического мышления (умение анализировать проблемную ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы).
  4. Развитие у детей способности к самооценке, самоконтролю при выполнении работы.
  5. Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
  6. Развитие фонетического слуха и умения узнавать, выделять и различать фонемы родного языка; совершенствование всех сторон речи.
  7. Развитие математических представлений, формирование стойкого образа цифр; совершенствование навыков счета в пределах 20, обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке; закрепление понимания отношений между числами натурального ряда; обучение на наглядной основе составлению и решению простых задач.
  8. Развитие представлений об окружающем мире. Формирование понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений к окружающему миру.

Занятия построены в форме тренингов, что вызывает у детей интерес, т.к. это незнакомая для них форма работы. Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые и дыхательные гимнастики, физкультурные минутки. На каждом занятии поводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Условия проведения занятий:

Руководство группой осуществляет педагог.

Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника

группы.

Количество воспитанников - 25

Количество занятий - 32

Режим организации занятий 1 раз в неделю.

Время проведения 30 - 35 минут.

Помещение: групповая комната.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе. Результативность работы проявляется как в качественном, так и в количественном показателях. Качественная результативность работы проявится в том, что в процессе обучения по предлагаемой программе дети приобретают новые умения и качественно изменяют ранее сформированные.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

- наблюдательности и коммуникативных способностей;

- произвольного внимания;

- зрительной, слухоречевой памяти;

- тонкой и губой моторики;

- активизации воображения;

- способности логически мыслить;

- пространственных представлений;

- способности адекватно оценивать свою работу;

- межполушарного взаимодействия.

В конце года предусмотрена повторная диагностика познавательных способностей детей.

В программе имеются рекомендации, памятки для педагогов и родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Отчёт по реализации программы дополнительного образования

«Тропинка к школе»

за 2022-2023 учебный год

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Вознова Е.С.

Смоленск, 2023 год

Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада, поэтому мы беседовали о школе, о профессии учителя, рассматривали школьные принадлежности, рассматривали картины отражающие школьную жизнь, читали стихи о Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь школе, играли в словесные и дидактические, сюжетно-ролевые игры школьной тематики, знакомились с пословицами и поговорками об учении.

Но подготовка ребенка к школе предполагает не только накопление у него знаний, умений и навыков по отдельным предметам, но и умение общаться с окружающими людьми, быть доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В. А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Я работаю с детьми в подготовительной группе, и моя задача состоит в том, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе. Поэтому я разработала долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдём!». Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт и важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается. Исходя из выше сказанного, возникла идея создания этого проекта.

• Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.

• Продолжительность проекта : долгосрочный (Сентябрь - Май)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Цель проекта : Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи проекта :

• знакомство детей со школой и профессией учителя;

• создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

• развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;

• формирование положительного эмоционального отношения к школе.

Актуальность проекта :

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В работе над проектом соблюдала принцип последовательности, создавала атмосферу сотворчества с ребёнком, используя

индивидуальный подход. К работе над проектом подходила творчески, ориентируя детей на использование накопленных знаний и впечатлений.

1. На 1-ом (подготовительном) этапе изучила методическую литературу по подготовке детей к школе, провела диагностику детей проанализировав уровень готовности детей к школе. Результат диагностики показал следующие результаты:

  1. Высокий уровень развития – 10%
  2. Средний уровень развития – 67%
  3. Низкий уровень развития – 23%

Оформила в группе уголок «Скоро в школу», подготовила дидактические игры по теме проекта, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, которые можно прочитать детям, подобрала иллюстрации и плакаты для рассматривания на тему о школе. Разработала перспективный план по преемственности со школой и учителями начальных классов.

2. Основной этап

Реализация проекта решалась в :

  1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.  
  2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.
  3. Самостоятельной деятельности детей.
  4. Интерактивной работы с родителями.

На 2-ом (практическом) этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Строилась эта работа на интеграции образовательных областей: речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Для этого использовала специально организованные занятия, проводила ознакомление с жизнью школы через произведения художественной литературы, организовала тематические конкурсы детских рисунков. Большой интерес вызывают занятия, в ходе которых у детей формируются дисциплинированность, определённые знания и умения поведения в школе. Проблема решается в различных видах деятельности. В своей работе я использовала разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе. Стимулировала к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

С целю познакомить детей с учебным заведением, с оформлением школы была организована экскурсия на линейку в школу, где дети увидели праздник 1сентября, своих друзей с которыми ходили в детский сад, представили, как на следующий год тоже станут первоклассниками.Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем. Обо всём этом дети узнали из бесед «Что такое школа?»«Школьные профессии»«Кто такие первоклассники?»«Правила поведения со сверстниками», «Чем школа отличается от детского сада, «Что мы знаем о школе».

Использоваласпециально организованные НОД:

Речевое развитие«Почему я хочу учиться в школе?»«Беседа о школе» (открытое НОД, фантазийный рассказ, «Каким будет мой первый день в школе?».

Познавательное развитие «Веселые задачки»«Графический диктант»«Веселая математика»«Дни недели»«Моя родина Россия»«Занимательные прописи».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование«Я в школе»«Мой будущий портфель»«Кем я хочу быть?»«Школьная площадка»«Дорога в школу»

Лепка«Мы школьники»«Лепим имя»«Это моя учительница»

Ручной труд«Закладки для книг»«Книжки-малышки».

На занятиях просматривали с детьми презентации«Школа прошлого и настоящего»«Школьная форма»«Какие предметы помощники в школе?».

На занятиях рассказывала о работе учителей, о различных случаях, произошедших с детьми в школе.

Создавала ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создавала обстановку для естественного самовыражения ребенка («Верно - не верно»«Что будет если ты опоздаешь в школу…»).

Проводила словесные игры«Радио»«Отгадай, кто мой друг»«Я знаю…»«Слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова»«Добавь букву» и т. д. ;

Так же организовывала игры с элементами соревнования«Кто скорее пролезет через обруч к флажку»«Чья команда забросит в корзину больше мячей»«Кто раньше дойдёт до середины»«Дорожка препятствий»«Мяч над головой» и т. д.

Применяла в работе загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе; Просматривали мультфильмы о школе : «Козленок, который умел считать до 10»«Остров ошибок».Организовывала встречу с учениками – выпускниками детского сада (рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.); Во время проведения этих мероприятий дети очень быстро нашли общий язык, подготовишкам было интересно узнать от первоклассников, как они занимаются на уроках, что делают на переменках. А первоклашки вспомнили свою жизнь в детском саду.

Проводила ознакомление со школьной жизнью через произведения художественной литературы: В Драгунский «Где это видано, где это слыхано»«Заколдованная буква»«Удивительный день»

А. Барто «В школу»

Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

Н. Носов «Фантазёры»

В. Осеева «Волшебное слово»«Почему?»

Ю. Коваль «Нулевой класс»

В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»

Л. Н. Толстой «Филиппок» и др.

Особое место занимала игровая деятельность детей. Организация сюжетно — ролевой игры «Школа»«Я учитель» помогла детям осваивать «мир вещей» (школьные принадлежности, «мир людей» (взаимоотношение между сверстниками, ребенком и учителем); обогащала социальный опыт будущего первоклассника.

Были оформлены дидактические игры и пособия«Составим цифры из счётных палочек»«Числовые домики»«Состав числа»«Собери портфель для школы»«Календарь погоды»«Чудесный мешочек»«Что лишнее?», (школьные принадлежности и другие предметы, «ПЕРВОКЛАССНИК». Которые систематизировали и расширяли представления детей о школе. Сформировали позитивное отношение к обучения в школе. Уважительные дружеские отношения детей друг к другу.

Родители имеют особый интерес к теме «Школа». Все родители считают что готовить ребенка к школе необходимо и дома и в детском саду. Но родители прививают ребенку неправильное отношение к школе. Они стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь»«У тебя появятся новые друзья»«Учителя любят таких умненьких, как ты». И когда ребенок идет в школу то испытывает трудности. Чтобы этого избежать мы давали консультации и рекомендации родителям«Скоро в школу»«Практические советы для родителей, будущих первоклассников» и др.

В начале года было проведено родительское собрание «На пороге школы»оформлены«Уголок будущего первоклассника», стенд «Скоро в школу». В результате проделанной работы родители получили интересующую их информацию о подготовке детей к школе.

На 3 (заключительном) этапе провела повторную диагностику для выявления знаний у детей.

Результат диагностики показал следующие результаты:

Высокий уровень развития – 40%

Средний уровень развития – 54%

Низкий уровень развития – 6%

Диагностирование детей в конце года позволило проследить динамику результативности работы по воспитанию положительного отношения к школе, у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе.

В результате проделанной работы у детей появились знания о школе, сложилось положительное отношение к школе.

В мае, дети подготовительной группы, приняли участие в интеллектуальном конкурсе «Юный эрудит», в котором показали свои знания. Наша команда «Дружба» заняла призовое 3 место.

Заключительным мероприятием в детском саду будет выпускной бал «До свидания, детский сад».

Я считаю, что проект «Скоро в школу мы пойдём!» поможет моим детям, будущим первоклассникам, адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника. А готовы ли они к новой роли учеников и одновременно одноклассников, покажет время.

Цель и задачи в проекте решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»

Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

Дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки «Чудо – шашки» на 2022-2024 учебный год

         По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой....