Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)

Азоркина Мария Владимировна

Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:

*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

*Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

*Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

*Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста. Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера. Одной из важнейших проблем детской возрастной и  педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azorkina_programma_malenkiy_hudozhnik_2019-2020.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей «МОК №2»

Принята на заседании                                                     Утверждаю:

методического (педагогического) совета                     Директор МБОУ «Лицей «МОК №2»

от "__" ______________ 20__ г.                                              _____________________ /ФИО/

Протокол N ___________________                                          "__" ______________ 20__ г.

                 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно - эстетической направленности

"Маленький художник"

Вторая группа раннего возраста

                                         

Автор-составитель:    

                                    Азоркина Мария Владимировна,

Воспитатель

г. Воронеж

2020-2021 учебный год

Содержание

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Направленность Программы

1.3. Актуальность Программы

1.4. Цель и задачи Программы

1.5. Адресат Программы

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

1.7. Формы педагогической диагностики

2. Содержательный раздел

2.1.Учебный план

2.2. Методы обучения

2.3. Формы организации образовательного процесса

2.4. Формы организации занятия

2.5. Алгоритм занятия

2.6. Педагогические технологии

2.7. Дидактические материалы

3. Организационный раздел

3.1. Срок реализации Программы;

3.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность;

3.3. Кадровое обеспечение;

3.4. Материально-техническое обеспечение;

3.5. Методическое обеспечение (список используемой литературы)

4. Приложение

1. Календарно-тематическое планирование

2. Список обучающихся

3. Итогово-отчетные мероприятия

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:

  • Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и  педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

1.2. Направленность Программы

Данная программа направлена на развитие у детей интереса к художественно – изобразительной деятельности, воспитание эстетического отношения к восприятию действительности, формирование начальных умений в нетрадиционных техниках рисования.

 1.3. Актуальность Программы

Актуальность данного направления прописана в ФГОС ДО и заключает в себе  использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей

1.4. Цель и задачи

Цель программы: развитие художественно - эстетических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы: 

Образовательные:

- Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными

способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими

приемами работы с различными изобразительными материалами;

-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные

техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками,

тиснение, тычкование и т.д.)

Развивающие:

- Развивать воображение и творческие способности детей, чувство ритма,

эстетическое восприятие.

- Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

- Формировать умение красиво, во весь лист располагать изображение.

- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-

моторную координацию.

- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных

впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений

Воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с

взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству

выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.


1.5. Адресат Программы

Рабочая программа «Маленький художник» предназначена для детей 2 - 3 лет. У дошкольника  развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у детей  положительные эмоции.

Игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается. В основе предлагаемых занятий – использование игровых элементов и комплексный подход, сочетающий взаимосвязь в содержании требований примерной образовательной программы ДО по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуре и художественно-творческой деятельности.

Использование сказки, игры в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. На основании этого по завершению работы по данной программе могут быть достигнуты следующие целевые ориентиры: 

-динамика в развитии тонкомоторных навыков;

-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;

-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;

-обогащение словарного запаса детей.

  • 2. Содержательный раздел

2.1.Учебный план

Период обучения

Количество часов

неделя

месяц

год

Сентябрь – май

2 (по подгруппам 1/2)

9

33/ всего 66

2.2. Методы обучения

Словесные

Наглядные

Практические

беседа, объяснение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

показ педагогом приемов исполнения

игра

тренировочные упражнения

моделирование

2.3. Формы организации образовательного процесса

Во фронтальной деятельности принимают участие 6 -8 человек.

Фронтальная

  • знакомство с новым видом техники или материалом
  • участие в обсуждениях выполнения задуманного;
  • предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному;

Групповая

  • выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки;
  • работа над созданием задуманного

Индивидуальная

  • совершенствование знаний  и умений;
  • выполнение практических заданий;
  • овладение новыми приемами.

2.4. Формы проведения занятия

беседа

открытое занятие

занятие-игра

сказка

игра-путешествие

размышление

2.5. Алгоритм занятий

Программа построена с учётом специфики методики работы в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) и дидактических принципов:

- систематичности и последовательности: постановка и / или корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному».

- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением.

- природосообразности: учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

2.7. Дидактические материалы

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

- картинный и картинно-динамический (слайды, мультимедийная презентация);

- звуковой (аудиозаписи);

3. Организационный раздел

3.1. Срок реализации Программы:

Срок реализации программы кружка «Маленький художник» - 1 год (для детей 2 -3 лет).

3.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность:

Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (2 часа (по подгруппам) в неделю по средам). Длительность образовательной деятельности 10 минут.

3.3. Кадровое обеспечение:

Занятия приводит воспитатель Азоркина Мария Владимировна.

3.4. Материально-техническое обеспечение:

Мольберт, коврограф; Фигурка маленького художника, столы; вода; бумага для рисования обычная; бумага акварельная формата А4; простые и цветные карандаши; фломастеры; гуашевые и акварельные краски; тушь черного цвета; восковые мелки; мягкие и жесткие кисти разных размеров; стаканы для воды; мисочки для красок; палитры; салфетки бумажные и влажные; фартуки и нарукавники; зубные щетки; расчески; свечи; деревянные палочки с заостренным концом; соль, магнитофон, аудиозаписи.

3.5. Методическое обеспечение (список используемой литературы)

1.Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015                                                                            2.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014                                                                                                                               3.Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий,  2008 .                                                                                           4. Янушко. ЕА«Рисование с детьми раннего возраста»- М.: Мозаика -Синтез, 2006г.

4. Приложение

1. Календарно-тематическое планирование 2020  - 2021гг.

     Время проведения

Тема занятия

Задачи

Техника нетрадиционного рисования

Сентябрь

1.Веточка рябины

Знакомить детей с техникой рисования пальчиками;  учить придавливать палец с краской к бумаге;

закрепить знания и представления о цвете (красный).

Рисование пальчиками

2.Разноцветные мячики

Развивать творческие способности через рисование пальчиками;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

октябрь

3.Дождик, дождик пуще…

 Закрепить умение рисовать пальчиками плотно прижимая подушечку пальца;

закрепить знания и представления о цвете (синий).

Рисование пальчиками

4.Листья желтые летят

Продолжать учить детей создавать композиции способом рисования пальчиками; правильно набирать краску и ставить отпечатки кончиком пальца;

развивать чувство цвета и композиции.

ноябрь

5.Веселые осьминожки

 Развивать художественное воображение; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать координацию движений рук.

Рисование ладошками

6.Ежик

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге;

развивать чувство, композиции, воспитывать интерес к коллективному творчеству.

декабрь

7.Снег идет

Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку- вертикально;

закрепить знания и представления о цвете (белый).

Рисование ватными палочками

8.Наряд для елки

Развивать творческие способности  детей;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

январь

9.Пушистые снежинки

Познакомить детей с техникой рисование поролоном;

учиться обхватывать мягкий предмет не прикладывая силу;

развивать интерес к окружающему.

Оттиск поролоном

10.Колеса для паровоза

Развивать воображение, наблюдательность; закреплять умение держать мягкий предмет и наносить им краску;

развивать чувство композиции.

февраль

11.Мячики

Познакомить детей с техникой рисование оттиск пробкой; научиться обхватывать предмет, прилагая силу;

раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов

Оттиск пробкой

12.Гусеница

Продолжать знакомство с техникой нетрадиционного изображения; закрепить навыки обхватывать толстый предмет прикладывая силу;

развивать интерес к рисованию.

март

13. Веточка мимозы

Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально;

закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. Упражнять детей правильно наносить узор на бумагу;

развивать моторику кистей рук.

Тычок жесткой полусухой кистью

14.Мишка косолапый

 Развивать творческие

способности; упражнять в распределении силы удара кистью;

закреплять умение различать цвета.

апрель

15.Первые листочки

Дать представление о технике рисования печатками; учиться держать предмет всеми подушечками пальцев;

воспитывать интерес к окружающему.

Оттиск печатками из картофеля

16.Звездное небо

Закрепить умение рисовать с помощью «штампования»; распределять силу на кончики пальцев;

закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа.

май

17. Одуванчики

Совершенствовать  возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов;

развивать умение обхватывать твердые предметы прилагая силу; воспитывать любовь к природе.

Рисование пробкой

18.Платье для Маши

Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом; упражнять в распределении силы удара с кисти на кончики пальцев; знакомить детей прекрасным.

Тычок жесткой полусухой кистью

Приложение

«Карта мониторинга для исследования уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

Фамилия Имя ребенка

Задание № 1
балл

Задание № 2

балл

Задание № 3
балл

Итого количество баллов

1.

2.

3.

Уровень развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание № 2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

По итогам выполнения задания баллы суммируются и соотносятся с конкретным уровнем развития мелкой моторики рук:

2,5-3 балла – высокий уровень развития мелкой моторики рук,

1,5-2 баллов – средний уровень развития мелкой моторики рук,

0-1 балл – низкий уровень развития.

2. Список обучающихся

ФИ ребенка

Сергачев Глеб

Копылов Никита

Юдакова Ангелина

Фокин Вова

Шашкова Василиса

Позднякова Лада

Воронцов Гриша

Колесникова Лиза

Хмарина Ира

Терновых Евгения

Лавлинский Игорь

Чумаков Максим

Леденев Никита

Куриленко Полина

Шепетинский Степан

Вобленко Даниил

Перепелицин Леонид

Золотарев Владислав

Канищев Миша

Гончарова Наталия

3. Итогово-отчетные мероприятия:

Выставка художественно-прикладного творчества: «Мы рисуем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Художественно-эстетической" деятельности в группе раннего возраста "Покормим зайчика травкой"

Цель данного занятия познакомить детей с нетрадиционными способами рисования, ладошками. Данное техника рисования, делает занятие для малышей интересным и запоминающим и помогает позновать мир с помощ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста на тему "Заячьи следы"

В непосредственно-образовательной деятельность "Заячьи следы" учтены современные подходы к проведению занятия с детьми раннего возраста....

Конспект занятия НОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста «Вот какие у нас неваляшки"

Задачи:Образовательные:1. Совершенствовать умение лепить предмет из нескольких частей разной величины, соединять их плотно прижимая друг к другу.2. Расширять знания о свойствах пластелина.Развивающие:...

Конспект занятия НОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста по теме: «Первые цветочки. Одуванчик золотой"

Задачи:1.Познакомить детей с новым стихотворением, представить им возможность договаривать слова, фразы.2.Учить детей запоминать стихи, отвечать на вопросы по содержанию.3.Развивать восприятие, вниман...

Конструкт НОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста на тему «Поможем Зайчихе вылечить маленьких зайчат».

Цель: содействовать формированию у детей умения изображать хорошо знакомые предметы с помощью пластилина, закреплять навык раскатывания между ладонями; развивать воображение, способствуя обогащению эм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...