Индивидуальная программа педагога художественно-эстетической направленности "Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Студеникина Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studenikina_pr_ind_r_sred.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №63 г. Томска

Утверждаю:                

Заведующий    МАДОУ №63

________   О.Г. Малаховская

Педсовет № ___от____20__г.

Индивидуальная программа педагога

художественно-эстетической направленности

«Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста»

(возраст детей 4-5 лет)

Срок реализации программы: 1 год.

                                                                Составила:

                                                                                         Студеникина Е.В.

(воспитатель 1 категории)

г. Томск, 2014

Содержание

1

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность

3

1.2

Цель и задачи, ожидаемый результат (для педагога, детей и родителей)

8

1.3

     Перспективный план

12

2

Методическое обеспечение

15

2.1

Формы, методы, приемы,  используемые в работе по программе

15

2.3

     Возрастные, психолого – педагогические особенности детей

19

2.4

     Дидактическое и материально-техническое оснащение

22

Список литературы для педагога

24

Список литературы для родителей

25

Приложение

26

 

  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность

В настоящее время доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. В дальнейшем это даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. На занятиях тестопластикой дети не только лепят из соленого теста, но и раскрашивают свои изделия по своему замыслу, используя при этом кисть, краски (гуашевые либо акриловые).

Кроме того, развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Тестопластика — это старинный русский народный промысел, упоминается в летописях уже в 12 веке. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль- служили оберегами.  «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб, да соль, чтобы в доме было изобилие»- так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Центром промысла являлась Архангельская область. Данный промысел был утерян во времена Первой и Второй мировых войн в связи с нехваткой материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.  

Соленое тесто - это очень удобный и пластичный материал, его можно раскрасить как в процессе работы, так и после высыхания, он надолго сохраняет свою форму.  

Этот жанр представляет собой создание фигурок, оберегов, картин, панно, композиций. Возможно применение нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным и другим подручным материалом.

Основной материал — тесто, а основным инструментом в тестопластике являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что развивает мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов - раскатывание, сплющивание, разминание,  доступна детям среднего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата.  Но и при всем при этом формирует выдержку, так как для окрашивания изделий из соленого теста необходимо выждать, пока они высохнут, а это занимает два-три дня, в зависимости от величины изделия. Занятия тестопластикой предоставляют большую возможность для развития и обучения детей. Они развивают конструктивные способности, формируют художественный вкус, умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Занятия тестопластикой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, пространственное мышление, воображение. Тестопластика способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной чувствительности детей, (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь тестопластикой, у ребенка укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Одним из несомненных достоинств занятий по тестопластике с детьми средней группы является интеграция предметных областей знаний. Деятельность тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами и т. д.). Тестопластика как деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой тестопластики является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет у детей интерес к лепке из соленого теста, расширяет возможности общения со взрослыми и сверстниками.

Интегрированное построение занятий  дает ребенку возможность:

  • Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
  • Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с  соленым тестом с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей,  
  • Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.
  • Изготавливать не только игрушки для себя, но в большей мере подарки для своих близких.

Но главное значение занятий по тестопластике состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Для работы в технике тестопластика важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
  • Занимаясь тестопластикой, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Преимущества соленого теста:

-можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно, экологически чисто;

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

 - долговечно в использовании, с готовым изделием можно играть - без

боязни, что оно потеряет форму.

Написание программы  обосновано отсутствием методического обеспечения

занятий по тестопластике и  актуальностью проблемы по развитию мелкой

моторики рук детей среднего дошкольного возраста, а также  активизации

поисково-исследовательской  деятельности  в овладении совершенно новым

видом художественного творчества и проявлении фантазии в реализации

своего замысла.

Также данная образовательная программа обеспечивает своевременное,

всестороннее развитие личности ребенка в среднем дошкольном

 возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических

особенностей; активно помогает каждому ребенку в развитии

       конструктивных способностей, мышления, воображения,

        формирует художественный вкус и обучает систематически и

        грамотно анализировать полученные результаты.

1.2 Цель и задачи программы  «Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста».

Цель:

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  

рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики;

-формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины;

-Ознакомление со свойствами материала;

-Ознакомление с приемами лепки из соленого теста.

Задачи для педагога:

- Профессиональная задача: знакомство с новыми современными методиками, изучение литературы по данной теме, совершенствование своих знаний в данной области, повышение своей компетентности

- Методическая задача: знакомство с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения. Изучение научно-методической литературы.

- Коммуникативная задача: работа с родителями и  педагогами (консультации, беседы, мастер-классы,  создание мини-библиотеки, организация мини-музея).

- Задача по обогащению предметно-развивающей среды в группе, способствующей проявлению творческой активности детей.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение знаний в данной области;
  • Освоение новых технологий, форм, методов и приемов в обучении детей;
  • Умение грамотно и доступно преподносить информацию о содержании программы родителям и педагогам (презентации, консультации);
  • Освоение новых форм работы с родителями (создание мини- библиотеки, мини- музея, мастер-классы для родителей);
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Задачи для детей:

- Учить основным приемам тестопластики (раскатывание прямыми движениями, раскатывание круговыми движениями, отщипывание, вдавливание, сплющивание, разминание, скрепление).

-   Развивать конструктивное мышление и воображение.

-  Развивать творческие способности детей, активизировать проявление фантазии.

- Формировать художественный вкус, воспитывать навыки аккуратной работы с соленым тестом, уметь ровно и аккуратно раскрасить изготовленное изделие.

- Ознакомление со свойствами соленого теста.

- Учить обследовать различные предметы с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, величины, цвета, развивать мелкую моторику, координацию движения рук.

-    Формировать усидчивость и выдержку, умение доводить начатую работу до конца.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный .

Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Данная программа предусматривает один год обучения.

Ожидаемые результаты

  • Овладение основными приемами тестопластики.
  • Развитие мелкой моторики, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  рук.
  • Формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины.
  • Дети могут принимать задачу, при необходимости действуют по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Развитие конструктивного мышления и воображения;
  • Активизация проявления фантазии;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование художественного вкуса, воспитание навыков аккуратной работы с соленым тестом, умение ровно и аккуратно раскрасить изготовленное изделие
  • Формирование желания доводить дело до конца, усидчивости и выдержки.

Работа с родителями:

Задачи:

  1. Предоставить родителям информацию о  программе.
  2. Повышать информационную компетентность, уровень психолого-педагогических знаний и практических навыков  родителей в вопросах  развития ручной умелости у детей среднего   дошкольного возраста.
  3. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе.
  4. Активизировать родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом и детьми.

Ожидаемые результаты:

  1. Достижение достаточного уровня информированности родителей о  программе.
  2. Повышение психолого-педагогической  культуры  родителей в вопросах развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста.  
  3. Установление тесного контакта взаимопонимания с семьей,  направленность родителей на активное взаимодействие.
  4. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Родительские собрания, направленные  на  ознакомление  родителей  с  содержанием  программы; 
  • Тематические консультации, организуемые с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей;
  • Педагогические беседы с родителями.

  • Информационные стенды;

  • Открытые занятия для родителей;

  •  Опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения старших дошкольников;

  • Организация мини-библиотеки.

  • Организация мини-музея.

1.3 Перспективный план

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Колобок

 Ознакомление со свойствами соленого теста. Понимание способов и приемов лепки. Отщипывание небольших комочков теста, раскатывание их между ладонями круговыми движениями. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца.

Улитка

Воспитание интереса к поисковой деятельности. Закреплять умения пользоваться стеком. Использовать бусинки для прикрепления глазок.

Октябрь

Морковка для зайчика

Развитие образного восприятия, работа в сотворчестве с воспитателем. Развитие мелкой моторики. Проявление фантазии, воображения, творческой активности.

Печенье для кукол

 Развитие мелкой моторики, проявление фантазии в украшении печенья. Раскатывание между ладонями, расплющивание между ладонями, раскатывание двумя пальчиками, скрепление деталей.

Ноябрь

Конфеты

Воспитание желания самим изготавливать игрушки. Развитие творчества, фантазии. Развитие мелкой моторики, координации рук.

Осьминог

 Развитие чувства ритма, цвета.

Использование приёма раскатывание между ладонями, расплющивание, вытягивание двумя пальчиками. Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей:. Воспитание творческого восприятия окружающего мира

Декабрь

Елочные украшения из колбасок

Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скрепления деталей.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие эстетического восприятия.

Ёлочка

Создание образа ёлочки,. Вырезание по шаблону с помощью стеки. Развитие мелкой моторики.

Январь

Солнышко лучистое

Создание образа солнышка. Вырезание по шаблону солнышка с зубчиками. Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца.

Февраль

Сердечко подвеска

Вызвать желание изготовить подарки к празднику. Раскатывание, выдавливание с помощью формы для печенья.

Развитие мелкой моторики.

Роза

Вызвать желание изготовить подарки к празднику.

 Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скручивания и закрепления деталей.

Март

Ромашка

Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия.

Ежик

Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. Использовать макароны для оформления иголок.

Создание в сотворчестве с воспитателем предметно-развивающей среды в группе. Развитие эстетического и пространственного восприятия. Развитие мелкой моторики рук.

Апрель

Мышка

 Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей.

Пасхальное яичко

Уметь лепить овальные формы. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами.

Май

 

Божья коровка

Уметь отщипывать кусочки теста, раскатывать шар, вдавливать, соединять детали.

Гриб

Уметь отщипывать кусочки теста, раскатывать шар, вдавливать, соединять детали.

Развитие мелкой моторики.

Образовательная деятельность проводится 2 раза в месяц:

20 минут в средней группе;

Образовательная деятельность проходит как фронтально, так и коллективно  в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Раскрашивание проводится в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

  1. Методическое обеспечение

2.1 Формы, методы, приемы, технологии

Формы

Образовательные события целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей тестопластикой помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к творчеству, развивает творческое воображение, образное мышление.

Методика

Образовательную деятельность  тестопластикой с детьми среднего дошкольного возраста можно начать с создания несложного изделия   в сотворчестве с воспитателем. Постепенно задачи расширяются.  Активизируется воображение детей, проявляется фантазия.

Первоначальными приёмами обучения в тестопластике являются: раскатывание шариков из теста круговыми движениями, ракатывание колбасок прямыми движениями, расплющивание и вырезание. В дальнейшем задачи усложняются, дети начинают использовать разные детали и прилеплять их один на другой, либо, при необходимости,  друг к другу.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

Формируя навыки раскатывания, важно научить детей прилагать усилия пальцами, а при необходимости формирования шариков большего размера, - ладошками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный палец ребёнка и помогает раскатать тесто, затем поворачивает палец в нужном направлении. То же проделывается и с ладошками.

Основные направления ракатывания - сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал тесто ногтем.

Для работы с детьми среднего дошкольного возраста было выбрано соленое тесто в связи с тем, что на данном этапе развития ребенка оно будет представлять больший интерес, чем пластилин. Так как данное  художественное средство еще не знакомо детям и в детском саду не использовалось в совместной деятельности с детьми. При создании изделий из соленого теста необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: зубочистки,  стеки, бисер, макароны. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

В образовательной деятельности с детьми используются сюжеты, близкие опыту детей: колобок,  рыбки, конфетки, цветочки, пироги для кукол, фрукты, игрушки и т.д.

Приемы

Для успешного освоения навыков тестопластики при организации образовательной деятельности используются следующие приемы:

  • Воспроизведение движений в воздухе.

Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «шарики», расплющивать и раскатывать.

  • Совместные (или «пассивные») действия.

 Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его палец или ладошки  в свою руку и вместе с ним выполняет действие.

  • Работа детей на общем фоне.

Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах картона (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время образовательной деятельности. Сначала детали прикладывются к общему фону. Затем они высыхают 1-2 дня, и только после раскрашивания и последующего высыхания приклеиваются к фону. Затем фон располагается вертикально.  

Стихи, загадки подбираются по теме  и помогают изображению характерных особенностей объекта.

  • Вопросы.

Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

  • Игровая мотивация. 

Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • Игровые приемы.

Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Простое заучивание, механическое повторение нового материала неэффективно, это может только подавить усердие и радость от собственных достижений. Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке. Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.

Обучая детей тестопластике, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

  • В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы «скульпторов», особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, как в дальнейшем будут использоваться изготовленные поделки.

2.2 Возрастные, психолого-педагогические особенности детей

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже,  принимая разнообразные задачи на запоминание, начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы их запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают интересовать ребенка; во-вторых, в центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Пятилетние дети могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнить соответствующие действия и правила, имеют опыт игр драматизации. У них формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника — требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца

В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У РЕБЕНКА АКТИВНО ПРОЯВЛЯЮТСЯ:

  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

  • Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
  •  Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
  • Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
  • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
  • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

2.3 Дидактическое и материально-техническое оснащение

Материалы и техника изготовления.

Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его

 

можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно

окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу,

после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться

долго, но они боятся воды.

Рецепт приготовления солёного теста.

            200 г муки

        200 г соли

        125 мл воды

           2ст. ложки растительного масла либо 1 ст. ложка крема для рук (для придания эластичности)

Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно

хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.

В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем — муку. Все хорошо

перемешайте. Или хорошо перемешайте сначала  соль и муку, постепенно

добавляя холодную воду до получения однородной массы. Затем добавьте

2ст. ложки  растительного масла,  либо 1 ст. ложку крема для рук (для

придания эластичности)

 Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто

должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в

какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало.

Долго хранить готовое тесто нежелательно, потому что при этом теряется его

первоначальный цвет: оно становится сероватым. Хотя такое несвежее тесто

можно использовать для оформления деталей одежды или мелких

украшений.

Техника безопасности

 Солёное тесто - несъедобно!

 Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами.

 После работы обязательно надо вымыть руки с мылом.

Материалы для создания шедевров из соленого теста:

  • мольберт с иллюстрациями по теме,
  • Соль, мука, вода, растительное масло, крем для рук, гуашь или акриловые краски, кисти,
  • карточки с художественным словом,
  • полуготовый рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30),
  • небольшие комочки соленого теста на каждого (несколько штук в зависимости от объема поделки),
  • досочки,
  • тканевые салфетки,
  • бросовый и природный материалы,
  • подручные материалы: бисер, стеки, зубочистки, макароны и т. д.

                         Список литературы для педагога:

  1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ В.С.
  2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста «Издательство Мир книги», г. Москва, 2009.
  3. Анна Черняева. Нет пластилина лучше, чем у мамы. Журнал «Дошкольное образование», май 2013.
  4. Ирина Хананова. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли, - Москва, «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2007
  5.  Наука и жизнь №1,2007 «Тили-тили тесто»стр.102

  1. Румянцева Е.А. Соленные фантазии г. Москва «АЙРИС-пресс», 2007г

.

  1. Силаева К. В. Солёное тесто. – Москва, «Эксмо», 2003г
  2. Екатерина Рамазовна Бычкова. Лепим из солёного теста «АСТ, Полиграфиздат»,  2010
  3. Брижит Казагранда Поделки из соленого теста « АРТ-Родник», 2007
  4. Интернет ресурсы:

www.nsportal.ru

www.jlady.ru

www.skovschool1narod.ru

www.stranamasterov.ru

www.pandia.ru

Литература для родителей

 

  1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста «Издательство Мир книги», г. Москва, 2009.
  2. Екатерина Рамазовна Бычкова. Лепим из солёного теста «АСТ, Полиграфиздат»,  2010
  3. Брижит Казагранда Поделки из соленого теста « АРТ-Родник», 2007

Приложения

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

И.Ф. ребенка

Раскатывание прямыми движениями, раскатывание круговыми движениями, отщипывание, вдавливание, сплющивание, разминание, скрепление).

Формирование

различных форм: шарики, жгутики, пластинки, овалы.

Обследование

различных предметов с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, величины, цвета, развивать мелкую моторику, координацию движения рук

Проявление конструктивного мышления, воображения и фантазии при изготовлении изделий, внесение своих предложений по декорированию

Формирование художественного вкуса, воспитание навыков аккуратной работы с соленым тестом, умение ровно и аккуратно раскрасить изготовленное изделие.

Формирование усидчивости и выдержки, умение доводить начатую работу до конца

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1. Раскатывание, отщипывание, вдавливание,  сплющивание, разминание теста. Формирование различных форм: шарики, жгутики, пластинки, овалы

  • Ребенок самостоятельно, справляется с заданием: 3 балла
  • Ребенок частично справляется с заданием при помощи взрослого: 2 балла
  • Ребенок не справляется с заданием, не проявляет интереса: 1 балл

2. Обследование различных предметов с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, величины, цвета, развитие мелкой моторики, координации движений рук

  1. Ребенок самостоятельно справляется с заданием: 3 балла
  2. Ребенок частично справляется с заданием при помощи взрослого: 2 балла
  3. Ребенок не справляется с заданием, не проявляет интереса: 1 балл

3.  Проявление конструктивного мышления, воображения и фантазии при изготовлении изделий, внесение своих предложений по декорированию

  • Ребенок проявляет конструктивное мышление, воображение и фантазию при изготовлении изделий, вносит свои предложения по декорированию: 3 балла
  • Ребенок частично справляется с заданием при помощи взрослого: 2 балла
  • Ребенок не справляется с заданием, не проявляет интереса: 1 балл

     4. Формирование  художественного вкуса, воспитание навыков  аккуратной работы с соленым тестом, умение ровно и аккуратно раскрасить изготовленное изделие.

  • Ребенок аккуратно изготавливает, ровно и аккуратно раскрашивает готовое изделие: 3 балла
  • Ребенок частично справляется с заданием при помощи взрослого: 2 балла
  • Ребенок не справляется с заданием, не проявляет интереса: 1 балл

5. Формирование усидчивости и выдержки, умение доводить начатую работу до конца.

  • Ребенок доводит начатое дело до конца, проявляя усидчивость и выдержку: 3 балла
  • Ребенок частично справляется с заданием при помощи взрослого: 2 балла
  • Ребенок не справляется с заданием, не проявляет интереса: 1 балл

Оценка результата:

15-13 баллов: высокий уровень

12-8 баллов: средний уровень

7-5 баллов: низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста»

Цель и задачи программы.Цель:- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики;-формирование сенсорных эталонов...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей среднего дошкольного возраста «Грузовая машина»

Цель: закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на кисточку, учить проводить прямые линии, при создании образа машины. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе с кра...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный комочек» детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию«Волшебный комочек»детей младшего дошкольного возраста...