Тревожность в дошкольном возрасте. Пути коррекции.
статья на тему

Елена Алексеевна Миронова

О тревожности уже есть статья в нашей подборке. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами коллекцией игр  и упражнений  по коррекции тревожности в дошкольном возрасте. Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в детском саду, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, в том числе эмоциями тревоги. Не зная причин возникновения тревожности, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, часто просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков, и, главное, как ему помочь. Именно игра становится для  воспитанника носителем знаний, воспитателем, но и в какой—то степени психотерапевтом, помогающим  тревожному ребенку конструктивно преодолеть свое состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_v_doshkolnom_vozraste.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность в дошкольном возрасте. Пути коррекции.

Педагог-психолог Миронова Е.А.

О тревожности уже есть статья в нашей подборке. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами коллекцией игр  и упражнений  по коррекции тревожности в дошкольном возрасте. Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в детском саду, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, в том числе эмоциями тревоги. Не зная причин возникновения тревожности, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, часто просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков, и, главное, как ему помочь. Именно игра становится для  воспитанника носителем знаний, воспитателем, но и в какой—то степени психотерапевтом, помогающим  тревожному ребенку конструктивно преодолеть свое состояние.

1. Контактные, объединяющие игры:

- «Ау!» (О. Хухлаева).  Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

- «Интервью» (О. Хухлаева). Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые  люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

   Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

- «Колобок». Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

 -    Как тебя зовут?

  • Колобок, я знаю, из какой ты сказки.
  • Колобок, давай с тобой дружить.

- «Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай» (О. Хухлаева). Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

  «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

 «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

  «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

   Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей.

- «Клубочек».    Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

  1. Игры на расслабление.

-  «Слепой танец».  

Разбейтесь на пары. Одному из вас  глаза завяжут – он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

   В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. 

-     «Аквариум» (Т.Зинкевич-Евстигнева).

В миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально.

Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить. Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений.

- «Снеговик».  Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

3. Упражнения на релаксацию и дыхание.

-  «Драка» (Это упражнение полезно и для тревожных, и для агрессивных детей).

Вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!

-  «Воздушный    шарик» (Упражнение можно повторить 3 раза).  Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу».

Текст для публикации взят из Интернета и других открытых источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление тревожности в дошкольном возрасте

           Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психическо...

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"

Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...

Статья по теме "Тревожность в дошкольном возрасте"

Стаья, посвященая понятию "Тревожность в дошкольном возрасте" и способы ее диагностики и  коррекции...

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка   давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад стано­вится ...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

«Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути коррекции с помощью психокоррекционных технологий»

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподоб...