«Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути коррекции с помощью психокоррекционных технологий»
статья (подготовительная группа) на тему

Сотникова Лилия Мироновна

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой являются психолого-педагогические технологии. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей- это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются: смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др., коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.  Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению эмоционального напряжения, помогает управлять своим состоянием, подавлять вспышки гнева и раздражения. Психогимнастика, как метод коррекции, помогает выразить переживания, эмоциональные состояния, проблемы через мимику, пантомимику, танцы, игры, этюды. В своей работе, нами использовались психотехнические приемы: передача движений по кругу, передача ритма по кругу, игра «Зеркало», игра «Моргалки», игра «Письмо цифр в воздухе». Использование пантомим способствует снятию напряжения: «Я иду по очень горячим камням»», «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду через овраг» и мн.др. Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются у детей. Индивидуальную коррекцию целесообразно использовать для детей с глубоким эмоциональным нарушением. Значительный вклад в практику психологической коррекции детей с эмоциональным нарушением внесли представители психоаналитической школы внедрением метода игровой терапии. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, раскрыть свои физические и психические возможности. Эти свойства имеют важное психокоррекционное значение, т.е. составляют ее психотерапевтический психокоррекционный потенциал. Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки, на формирование у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Опыт работы показал, что использование этого метода коррекции вызывает у детей широкий диапазон положительных эмоций от спокойно-удовлетворительного состояния до состояния эмоционального вдохновения. Игры-драматизации на тему знакомых сказок целесообразно использовать для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития, физической неполноценности. Арт-терапия представляет специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Её цель- состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся: лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Важным принципом арт-терапии является обязательное одобрение и принятие всех продуктов изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. Традиционно выделяют следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность. Активная широко используется в групповых занятиях с целью сплочения группы и эффективности группового взаимодействия (хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчески и пр.) Рецептивная используется для снижения эмоционального  дискомфорта, создание доверительной атмосферы. Опыт нашей работы показал, что конфликтующие дети предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Активирующее влияние на ребенка с проблемами, оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.

Итак, в процессе психологической коррекции детей с нарушением в эмоциональной сфере целесообразно и важно использовать многообразные психокоррекционные технологии с учетом уровней тяжести эмоциональной проблемы, конфликта, особенностей социальной среды и индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots._narusheniya_v_detskom_vozr.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Зотина Лилия Мироновна,

педагог-психолог,

МБС(К)ОУ С(К)НШ-ДС№3,

г. Нерюнгри САХА(Якутия)

 «Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути коррекции с помощью психокоррекционных технологий»

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой являются психолого-педагогические технологии. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей- это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются: смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др., коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.  Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению эмоционального напряжения, помогает управлять своим состоянием, подавлять вспышки гнева и раздражения. Психогимнастика, как метод коррекции, помогает выразить переживания, эмоциональные состояния, проблемы через мимику, пантомимику, танцы, игры, этюды. В своей работе, нами использовались психотехнические приемы: передача движений по кругу, передача ритма по кругу, игра «Зеркало», игра «Моргалки», игра «Письмо цифр в воздухе». Использование пантомим способствует снятию напряжения: «Я иду по очень горячим камням»», «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду через овраг» и мн.др. Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются у детей. Индивидуальную коррекцию целесообразно использовать для детей с глубоким эмоциональным нарушением. Значительный вклад в практику психологической коррекции детей с эмоциональным нарушением внесли представители психоаналитической школы внедрением метода игровой терапии. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, раскрыть свои физические и психические возможности. Эти свойства имеют важное психокоррекционное значение, т.е. составляют ее психотерапевтический психокоррекционный потенциал. Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки, на формирование у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Опыт работы показал, что использование этого метода коррекции вызывает у детей широкий диапазон положительных эмоций от спокойно-удовлетворительного состояния до состояния эмоционального вдохновения. Игры-драматизации на тему знакомых сказок целесообразно использовать для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития, физической неполноценности. Арт-терапия представляет специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Её цель- состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся: лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Важным принципом арт-терапии является обязательное одобрение и принятие всех продуктов изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. Традиционно выделяют следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность. Активная широко используется в групповых занятиях с целью сплочения группы и эффективности группового взаимодействия (хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчески и пр.) Рецептивная используется для снижения эмоционального  дискомфорта, создание доверительной атмосферы. Опыт нашей работы показал, что конфликтующие дети предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Активирующее влияние на ребенка с проблемами, оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.

Итак, в процессе психологической коррекции детей с нарушением в эмоциональной сфере целесообразно и важно использовать многообразные психокоррекционные технологии с учетом уровней тяжести эмоциональной проблемы, конфликта, особенностей социальной среды и индивидуальных особенностей детей.

Библиографический список:

  1. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003;
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций»-М.:Айрис-пресс, 2004;
  3. Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР»:учебное пособие.-изд. 2-е-СПб.:Речь, 2007
  4. Исаев Д.Н. « Отстающий в развитии ребенок», -Спб.:Речь, 2012;
  5. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011;
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».-СПб.:Изд-во «Речь», 2007;
  7. Мамайчук И.И. «Психокорреционные технологии»-СПб.:Речь,2010;
  8. Никишина В.Б. «Практическая психология в работе с детьми….»-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003;
  9. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с ЗПР»-Волгоград:Учитель, 2014