Трудности в работе с родителями и как их преодолеть.
статья на тему

Статья о том какие трудности испытывает воспитатель в работе с родителями и как их преодолеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_v_rabote_s_roditelyami.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности в работе с родителями и как их преодолеть.

Каждый воспитатель хоть раз сталкивался с проблемами в общении и работе с родителями и я не исключение. Работа воспитателя с родителями одна из важнейших составляющих гармоничного и правильного построения  воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Во многом от отношения родителей к детскому саду зависит и отношение к нему ребенка. Многие родители заочно относятся негативно к тому, что происходит в ДОУ, считая посещение ребенком детского сада лишь вынужденной необходимостью!!!!!  От такого положения вещей страдают в первую очередь  дети, а также родители и воспитатели, администрация и специалисты дошкольного образовательного  учреждения. Задачей воспитателя в первую очередь является гармоничное развитие личности ребенка!!!! Эта задача становится практически не выполнимой, когда родители отрицают и подвергают критике все происходящее с его ребенком в детском саду. В семье ребенок чувствует и слышит негатив родителей относительно воспитателя и детского сада в целом. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Авторитет родителей –это то что важно для любого ребенка в любом возрасте, а для малыша 3-х летки –семья это единственное неизменное ,что существует. И вот ребенок попадает в детский сад….. Непривычная обстановка, чужое помещение, большая площадь, огромное количество новых эмоций, впечатлений и бонус ко всему этому воспитатель!!!!! От всего вышеперечисленного малыш некоторое время находится в очень неустойчивом психоэмоциональном состоянии, называемым адаптация. И если ко всему этому добавляется негативное отношение родителей, критика в адрес воспитателя в присутствии ребенка, то у него, также как и родителей развивается устойчивое неприятие детского сада. А в обстановке неприятия, враждебности выстроить отношения с ребенком в первую очередь и с его семьей очень непросто. Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Как правило, такое отношение формируется под воздействием СМИ, своего личного «неудачного» опыта посещения детского сада, страшилок услышанных от других родителей. Все это невольно поддерживается нами ,педагогами закрытостью от семьи воспитательно - образовательного процесса.  Задача детского сада - оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель педагога — сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции: ‒ развитие интересов ребенка; ‒ распределение обязанностей и ответственностей между родителями; ‒ формирование семейных отношений, индивидуальности ребенка. Переломить эту ситуацию можно максимально открыв процесс для родителей и семей воспитанников, учитывая при этом все нормативные документы регламентирующие деятельность ДОУ. И вот здесь все карты в руки воспитателю. В наших силах попробовать установить контакт с родителями еще на стадии первого установочного родительского собрания, на котором, как показывает практика, присутствуют все родители, ну или подавляющее большинство, а этого Вам уже достаточно. В разговоре с родителями желательно пользоваться чармом. Чарм – мягкий, успокаивающий, расслабляющий, доверительный тон. На этом собрании мы устанавливаем первый контакт с семьями будущих воспитанников. Здесь необходимо показать что Вы, как воспитатель и ДОУ в целом максимально открыты для построения комфортного пространства для развития и обучения ваших теперь уже общих детей!!! Тогда же стоит обратить внимание родителей на то, что их авторитет перед детьми играет ключевую роль в процессе адаптации, поэтому при общении с ребенком НЕЛЬЗЯ высказывать и демонстрировать негатив по отношению к детскому саду и его сотрудникам. Здесь хорошо работает правило: при разговоре с ребенком о детском саду, воспитателе говорим или хорошо или ни как. Все родители делятся на категории:  Позитивно ориентированные - стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения.

Союзники - организация помощи воспитателю является их основной целью.

Манипуляторы - большинство. Они стремятся управлять  окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей.

Творческие - склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления.

Равнодушные - скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают.

Деструктивные – для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.

И вот в таком многообразии нужно найти общие точки соприкосновения, а они уже есть, это дети! Цель педагога — сделать всех родителей полноценными участниками воспитательного процесса. Для этого необходимо привлекть всех родителей к организации предметно пространственной среды, досугов, развлечений, совместных выходов и выездов на экскурсии, прогулки и т.д. Также нужно использовать  различные формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:

-коллективные - это родительские собрания, конференции, консультации, при проведении которых используйте для демонстрации родителям видео и фото материалы из жизни их чад в детском саду. Видя то что скрыто от них в повседневной жизни, родители лучше узнают своих детей, видя их как будто со стороны.  (проводите их в интересной форме, а не скучно-поучительной!!)

- индивидуальные - это консультации, беседы;

-наглядные — папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей, совместное оформление групповых помещений, участков для прогулок и т.д.
Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы: круглые столы, интерактивные игры, совместные выступления на праздниках и мероприятиях. Эти методы направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем. Наглядно-информационный - это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы: - информационно-ознакомительная; информационно-просветительская. Задача информационно-ознакомительной формы — познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести совместные выставки детских рисунков и коллажей, оформление помещений к праздникам, проводить целесообразно совместно с детьми для установления более тесного контакта родителя, ребенка и воспитателя.  Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей о развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести: Папки-передвижки, которые необходимо они формировать по тематическому принципу, соответствующему запросам родителей. Информационные стенды по средством которых происходит знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини-библиотеки, создаваемые с целью помочь родителям проанализировать интересующие их проблемы. Познавательные формы - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе важную роль играют родительские собрания, на которых воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждает проблемы воспитания детей. Родительские конференции - повышение педагогической культуры родителей. На них выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи. Совместные детско-родительские клубы организованные по интересам .Досуговые -это организация неформальных совместных мероприятий. цель которых  доверительные отношения всего детско-родительско-воспитательского сообщества, в неформальной атмосфере происходит более тесный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей.

Проводя эту кропотливую и требующую дополнительных энергозатрат работу, Вы повернете к себе даже самых заядлых скептически настроенных, враждебных родителей. Так организовав свою работу вы сможете крупицу за крупицей завоевать доверие родителей ,а как результат, вместо врагов ,получите армию заинтересованных, готовых всегда прийти на помощь, самых лучших союзников и опору в вашей нелегкой педагогической деятельности!

Желаю удачи!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис 3-х лет?"

Практические советы для родителей по взаимодействию с ребенком, находящимся в состоянии кризиса трех лет...

Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС.

Преодоление  трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации  детей к условиям детского сада при реализации ФГОС....

"Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"

Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информацио...

Трудности и нетрадиционные методы в работе с родителями в группах раннего возраста.

В своей статье, я делюсь своими рассуждениями на тему работы с родителями в ранней возрастной группе. С какими трудностями в своей работе мне приходиться сталкиваться в общении с родителями маленьких ...

консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей"

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто присутствия взрослого.• Делиться своей тревогой с ребенком...