"Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Булатова Эльвира Юрьевна

Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1935»

 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2

109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11

ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001

E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/

109431 г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д.27, к.3   тел.8(495)704-30-00   Email: gou2377@yandex.ru

Служба сопровождения

«Преодоление трудностей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

                                                     

                                                     Подготовила и провела

                                          Учитель-логопед

                                      Булатова Э.Ю.

Москва

23.03.2017



Предварительный просмотр:

В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что родители по-разному относятся к факту нарушения развития ребенка. Можно выделить следующие типы поведения:

  1. Реакция отрицания

Когда родители не принимают никаких ограничений для своего ребенка, отрицают факт нарушения развития. Они утверждают, что у них обычный ребенок, и он ничем не отличается от других. Родители ждут высокой успешности  деятельности ребенка.

К чему это может привести, как отразится на ребенке?

Я: родители предъявляют к ребенку завышенные требования, ребенок не справляется с программой. Это отражается на его поведении: становится раздраженным, часто плачет, отказывается выполнять задания, говорит, что у него не получится. Страдает нервная система, вплоть до нервного срыва.

  1. Реакция чрезмерной защиты, опеки, охраны

Родители переполнены чувством жалости к ребенку. Проявляют чрезмерную опеку. Окружающий мир по отношению к ребенку  представляется им враждебным, полным опасностей.

Как это отражается на ребенке?

Я:  ребенок лишен активности и инициативы. Он пассивен даже тогда, когда умеет хорошо что-то делать. Нередко остается инфантильным всю жизнь. Родители, опекая ребенка, ведут себя подчас даже агрессивно с окружающими.

  1. Открытое отвержение

Родители испытывают по отношению к ребенку стыд, отвращение, злость, вину. Часто обвиняют общество, окружающих, врачей, учителей и даже близких людей в проблемах ребенка и несправедливом отношении.

Как это отразится на ребенке?

Я: нередко отвержение ребенка приводит к тому, что этот родитель уходит из семьи. Чаще это бывают папы, но и бывают мамы. В нашей практике был такой случай.

Ребенок замыкается. Усугубляется и так непростое состояние ребенка. Наблюдаются частые смены настроения, иногда переходящие в агрессию, или наоборот, апатию.

  1. Скрытое отвержение

Дефект ребенка воспринимается родителями как наказание за что-либо.  Родители чрезмерно заботливы, стараются хорошо выполнять свои обязанности.

Я: здесь может быть 2 варианта поведения родителей и детей.

  1. Родители не признаются в неприятии ребенка, в злости к нему. Растет, как снежный ком агрессия и, наконец, родители выплескивают ее на ребенка. У ребенка постоянно повышенная тревожность, он напуган. Мама может в любой момент накричать и даже ударить. Мир становится непредсказуемым, нестабильным для ребенка.
  2. Если родители контролируют свою злость, неприятие ребенка, копят все в себе – это отражается на их здоровье: частые головные боли, хроническая усталость. Страдают все системы организма. Родители эмоционально отстранены от ребенка. Они кормят, водят его в школу…Но эмоционального контакта нет с ребенком.
  1. Принятие ребенка

Родители адекватно оценивают ребенка.  Проявляют по отношению к нему искреннюю преданность. С радостью принимают успехи и достижения ребенка и с пониманием относятся к его ограничениям. Главный девиз таких родителей: «необходимо достичь как можно там, где это возможно».

Я: родители сотрудничают с врачами, специалистами, учителями. Выполняют все их рекомендации.

Но бывают иногда откаты. Родители теряют веру в ребенка. Нужно их поддержать в такой момент. Вселить уверенность, повысить самооценку. Показать положительные результаты коррекции.

Наиболее эффективные формы работы с родителями детей с ОВЗ :

Мы постоянно ищем новые формы работы с родителями, но и не забываем старые, проверенные временем:

  1. Беседы:  они позволяют нам установить контакт и доверительное отношение с родителями;
  2. Анкетирование – дает возможность проанализировать отношения между родителями и ребенком, изучить адекватность позиции родителей по отношению к нарушению развития ребенка, и педагогическую осведомленность;
  3. Консультации: индивидуальные, по запросу родителей, тематические. И коллективные, на которых родители могут поделится своим опытом;
  4. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «родительского клуба».

Родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь ребенку, подводятся итоги проделанной работы и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции;

Одной из наиболее эффективной формой является тренинг, который способствует формированию активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки, приобретению навыков решения конфликтов с ребенком, решить некоторые личностные проблемы.

  1. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Они знакомят с практическими приемами работы и методами и формами общения с ребенком.
  2. Наглядная информация: стенды, буклеты, памятки…
  3. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Использование нестандартных форм взаимодействия:

  1. Видеокоррекция (видеозапись домашнего занятия)

Форма занятия работы родителя с ребенком с целью коррекции неэффективных моментов взаимодействия. По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для оптимизации процесса домашнего обучения.

Конечно же, прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить определённый контакт с родителями. Поэтому можно выделить 3 этапа видеокоррекции:

1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений. Данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия.

2 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком. В процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключаются ошибки в организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребенка. Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребенком и дает возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи.

3 этап- демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда или дефектолога с данным ребенком. В процессе просмотра видеозаписи занятия с ребенком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия: оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.

По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашнего обучения ребенка.

  1. «Родительская почта»

Форма работы с родителями с помощью электронной почты. В любое удобное для себя время родитель имеет возможность задать специалисту интересующий вопрос и получить на него ответ.

И получить консультацию через социальную сеть на специально созданной странице специалиста.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ С ОВЗ И ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1. Попытайтесь найти родителей детей со схожими проблемами. Вы поймете, что не одиноки, что жизнь продолжается, и научитесь справляться со всеми сложностями своего положения. Делитесь своим опытом и перенимайте опыт других родителей.

2. Держите в курсе проблем ребенка ваших близких. Не скрывайте от них свои чувства, не замыкайтесь на проблемах  ребенка. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, ходите в гости и приглашайте к себе.

3. Живите сегодняшним днем. Страх перед будущим может парализовать, особенно в первое время.

4. Любите ребенка, дарите ему заботу и внимание. Но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в этом нуждаются.

5. Не жалейте ребенка, что он не такой, как все. Не сравнивайте своего ребенка с чужими детьми, сравнивайте успехи и достижения ребенка сегодня и вчера.

6. Не ограждайте ребенка от обязанностей, научите его оказывать вам и другим членам семьи посильную помощь.

7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-то, если считаете его требованиями чрезмерными.

 8. Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у докторов, других специалистов и, возможно, других родителей непонятные вам термины и слова. Не бойтесь задавать вопросы, возникающие в ходе разговора при встрече с врачами, педагогами. Просите у специалистов копии всей документации, касающейся ребенка.

9. Не будьте робкими и застенчивыми. Часто родители чувствуют себя неловко в присутствии врачей и педагогов. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися вашим ребенком. Вам не нужно извиняться за то, что вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что вы можете казаться навязчивыми. Это  ваш ребенок, и кроме вас никто не может за него постоять.

10. Всегда помните, что развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе.  

11. Любите вашего ребенка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.

 12. Научитесь справляться со своей злостью, да, именно с ней. Такие чувства часто возникают, когда родители узнают, что у их ребенка серьезные проблемы со здоровьем, многие винят врачей, Бога, себя и всех вокруг. Но постарайтесь понять, что негативные эмоции делают вас слабее. С ними необходимо справиться. Жизнь лучше и легче, когда чувства и эмоции позитивны.

13. Постарайтесь быть благодарными.  Когда все кажется трудным и безрадостным, сложно найти причину для благодарности. Если  вы вспомните все хорошее, что было и есть в вашей жизни, оглянитесь вокруг, вероятнее всего, положительные чувства перевесят отрицательные эмоции.

14. Придерживайтесь  реальности. Придерживаться реальности – это принимать жизни  такой, какая она есть, и осознавать, что есть вещи, которые мы можем изменить, и есть вещи, которые мы изменить не можем. Ваша задача – научится отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать. Не тратьте свое  время и энергию на мысли: «а если бы он родился здоровым, то сейчас  было…» или «вот если бы я знала тогда, я бы…»  Лучше подарите время ребенку.

15. Время на вашей стороне. Оно  залечивает многие раны. Со временем вы уже не будете так горевать по тем моментам,  о которых печалились в самом начале.

16. Ищите образовательные учреждения, реабилитационные центры. Можно найти специалистов, логопедов, дефектологов, педагогов, массажистов или чему-то обучиться самому. Обращайтесь в органы образования по месту жительства. Не откладывайте этот вопрос на потом, чем раньше специалисты будут заниматься с вашим ребенком, учитывая его отклонения в развитии, тем лучше.

17. Не забывайте о себе. Уделяйте время своему отдыху, здоровью, внешнему виду. Несмотря на то, что забота и уход за ребенком отнимает почти все время, постарайтесь устраивать себе передышки. Имея личное время, вы будете положительно настроены, и жить станет веселее и радостнее.

18. Не осуждайте. Особые родители осуждают окружающих людей за их негативную реакцию по отношению к ним самим или их детям. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать хотя бы просто тактично. А тем более расстраиваться и огорчаться из-за них.

19. Помните, что когда-нибудь ребенок вырастет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ним о ней.

Анкета для родителей  

«Мой ребёнок»

  • Когда он родился, то…………………………………………………….
  • Самым интересным впервые годы жизни в моём ребёнке было то, что он… ……………………………………………………………………….
  • О здоровье своего ребёнка я могу рассказать следующее…………….

……………………………………………………………………………..

  • В детском саду к нему (к ней) относились ………………………….…
  • Его (её) отношения с воспитателями были…………………………….
  • Моему ребёнку нравится, когда...............................................................
  • Моему ребёнку не нравится, когда…………………………………….
  • Его положительными качествами является то, что он всегда……………………………………………………………………..
  • Его отрицательными качествами является, то что он может…………………………………………………………………….
  • Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что…………………………………………………………………………
  • Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его способности……………………………………………………………….
  • Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества………………………………………………………………….
  • И преодолеть следующие качества………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".

Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...

«НА ПОРОГЕ СКАЗКИ» Проект социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации (с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), находящихся на краткосрочном ку

Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида,сталкивается с трудностями в решении педагогических...

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в поддержке и помощи....

МЕТРОНОМ, КАК ИННОВАЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья является актуальной, т.к. на данный момент времени в педагогическую практику активно внедряются различные инновационные технологии. Цель данной статьи- привлечь внимание педагогов к метрон...