ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Кузнецова Вероника Аркадьевна

В статье описаны методы и техники арт-терапии, применяемые в работе  педагогом-психологом в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx403.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.E:\Мои документы\Вероника\Работа ДОУ 129\2017-2018 уч.год\20180402_172208.jpg

Кузнецова Вероника Аркадьевна,

педагог-психолог

ГБДОУ центр развития ребёнка детский сад №129 Выборгского района Санкт-Петербурга

        В современном мире детям предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие детские забавы, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным педагогом и психологом для выявления проблем у ребёнка. Одним из самых любимых и популярных видов развлечения среди детей, независимо от возраста и уровня развития, остаётся творческая деятельность. Аппликация, лепка из пластилина и специально подготовленного теста, работа с цветным песком, поделки из подручных и подаренных природой материалов, рисование объёмными красками — этот список может быть бесконечным. С появлением новых способов создания творческой работы появился и такой новый термин — «арт-терапия». Это уникальная методика проведения реабилитации и лечения с помощью творческого процесса. В последнее время этот метод психологической терапии очень деятельно применяется в лечении психологических и соматических проблем у детей и подростков. Изначально в качестве исцеляющего метода применялось только изобразительное творчество, но сегодня к этой методике добавились такие виды творчества, как литературно и музыкальное творчество, танцы, скульптура, лепка из пластилина, фотография и другое доступное искусство. В основе детской творческой терапии заложена игра, чтобы ребенок при участии игровых моментов мог поведать о своих страхах, чувствах, переживаниях. Вследствие этого творчества ребенок раскрывает себя, развивается творчески, темпераментно разряжается, а, вдобавок ко всему, приходит в восторг от этих занятий.

 Арт-терапию благополучно применяют для всестороннего развития детей различных возрастов, а также детей-инвалидов. Доступность занятий различными видами творческой деятельности популярна среди всех возрастных категорий и с различным состоянием здоровья. Исходя из физического и психологического состояния ребёнка, подобрать творческую терапию можно для каждого индивидуально. Творческая терапия помогает успешно диагностировать психологические проблемы, вывести в соответствующей форме враждебность и другие отрицательные проявления, а также то, что чувствует и ощущает ребенок. Эта методика позволяет детям сосредотачиваться на своих чувствах и впечатлениях, а также развивать самоконтроль [1, 5].

В арт-терапии есть несколько основных техник для детей различной возрастной категории. Эти упражнения подходят для любого ребенка, они для него безопасны и доступны. Например: «Каракули». Для этого требуется: бумага, карандаши (ручки/фломастеры). На бумаге дети рисуют всевозможные «каляки-маляки» (черточки, полоски, кружочки, линии, точки, волны и т. д.), а затем педагог/психолог пытается понять, что изобразил ребенок. Вместе с ребенком рисунок можно изменить, добавив какие-то детали, выделить их цветом или штриховкой. С помощью этого упражнения вы превратите простую «каракулю» в нечто красивое, используя линию, цвет и ваше воображение.

Монотипия. При помощи различных красок — туши, акварели, жидко разведенной гуаши или чернил на какой-нибудь поверхности, которая не впитывает краску, наносится изображение в виде разводов, пятен, черточек или линий. Затем на разрисованную поверхность сверху накладывается чистый лист бумаги и прижимается по всей поверхности. Получившийся на приложенном листке рисунок рассматривается и анализируется. Юный художник вместе с педагогом рассматривают и описывают его творение. При необходимости можно дорисовать нужные детали и добавить цвета. E:\Мои документы\Вероника\Работа ДОУ 129\2017-2018 уч.год\20171226_113522.jpg

Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами (рис, гречка, пшено, манная крупа и т. д.) и материалами (шишки, желуди, веточки). Осенью вместе с детьми на прогулках вы собираете самые красивые и доступные природные материалы — листья, цветы, кору, шишки и прочее. Особенно много удовольствия детям приносит сбор сухих листьев. Они красивые, натуральны, шуршат, легкие, гладкие или шершавые. С помощью коры, сухих листьев, шишек, веточек, травинок и клея ПВА можно создавать аппликации. Клей выдавливается на листок бумаги, нанося при этом рисунок. Сухие листья можно растереть между ладонями и рассыпать получившиеся частички над рисунком, нанесенным клеем.  

Рисование пальчиками. Для изображения рисунков необычным способом краску нужно наносить ладонями и пальцами. Для этого от ребенка не требуется развитой мелкой моторики. Рисовать руками и ладонями можно по-разному: размашистыми или круговыми движениями, выразительными или наоборот, точечными, прерывистыми. Изображение тонких линий и мазков от толщины пальцев не зависит. Для рисования пальцами и ладонями нет каких-либо стандартов. Такой способ создания рисунка всесторонне показывает индивидуальность ребенка. Такое рисование пальцами и ладонями — это разрешенная игра с так называемой «грязью». В процессе такой игры губительные всплески и действия выражаются в общественно доступной форме. Незаметно для себя, ребенок может совершить поступок, который он никогда бы не сделал, так как боится нарушать правила. Каждый творческий процесс у одного ребенка и результат его творчества не похожи на сделанные им раннее. Также, в некоторых индивидуальных случаях, можно усложнять задачу, предлагая незаконченные рисунки, детали на которые можно добавлять только пальцами, ребром ладони, целой ладонью, кулаком (листья на деревья, пятнышки мухомору, щупальца осьминогу и т. д.) Здесь внимание должно быть сконцентрировано на цвете и выбранных ребёнком способах «дорисовки».

 Рисование предметами окружающего пространства. Для этого можно использовать: губки для мытья посуды, смятую бумагу, различные геометрические фигурки, резиновые игрушки, палочки, трубочки, зубные щетки, коктейльные соломинки, зубочистки, колпачки от шариковых ручек, ватные палочки и так далее. Всегда приветствуется инициатива ребенка использовать оригинальные предметы для рисования. Можно предложить детям самим выбирать из набора предметов именно тот, которым хочется рисовать.

Рисование на мокрой бумаге. На заранее смоченной водой бумаге может получиться необычное изображение. Ребенку это доставит не только удовольствие, но и много положительных эмоций, когда он будет наблюдать, как растекаются и смешиваются краски [4].

Рисование песком. Для этого необходимы: коробка с песком или песочница. Такие песочницы в последнее время появились и в кабинетах педагогов-психологов, а также в специальных студиях развития. При рисовании песком у детей развиваются тактильные ощущения, с их помощью дети становятся более раскованными и учатся самовыражаться. Занятия проходят в форме игры. Цель занятий — помочь, средствами творческой терапии справиться с проблемами, которые вызывают у ребенка негативные эмоции, которые он чаще всего не может выразить словами, и дать выход этому негативу посредством творчества. E:\Мои документы\Вероника\Работа ДОУ 129\2017-2018 уч.год\20180406_172401.jpg

Одна из задач арт-терапии — помочь ребенку научиться распознавать и выражать собственные чувства через созидание, а результаты этого творческого процесса имеют лишь практическое значение — служат материалом для анализа. Одним из основополагающих методов в этом процессе, является игра. В процессе игры развивается воображение и мышление, а участник находится перед выбором вариантов действий, где он вынужден просчитывать свои и чужие ходы. В этих игровых ситуациях мы ставим своей задачей высвободить переживания и прочие эмоции [3, 9]. Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи.

Всегда в процессе использования арт-терапии, особенно изобразительной, следует обращать особое внимание на выбор цвета. [7]. Для этого существует множество коротких рисуночных тестов, но и кроме этого можно толковать цвета любых выполняемых ребенком рисунков. При толковании изобразительных тестов и рисунков все цвета условно можно поделить на:

‒ позитивные (зеленый, желтый, оранжевый, синий);

‒ негативные (серый, черный, коричневый);

‒ условные (они трактуются по-разному в зависимости от возраста и пола рисующего).

В первую очередь нужно обратить внимание на детали, закрашенные негативными цветами: черным, коричневым, серым, так как именно в этих деталях скрываются тревоги и беспокойства. Но при использовании такой трактовки цвета нужно быть особо осторожным с маленькими детьми. Часто малыши выбирают чёрный или фиолетовый цвет, потому что он хорошо закрашивает, сам по себе является ярким и по-своему завораживает. Во-вторую очередь обращается внимание на предметы, раскрашенные «не своими», необычными для предмета цветами (желтое море, красное небо, синяя трава). В последнюю очередь можно проанализировать позитивные цвета: зеленый, желтый, оранжевый, синий. Они указывают на положительные эмоции. По цвету в рисунке всегда можно определить передаваемые чувства и эмоции. При толковании цвета в рисунке, в первую очередь нужно обращать внимание на цвета, присутствие которых неоправданно или преувеличенно. Например, когда весь рисунок нарисован черными контурами, а ребенок отказывается его раскрашивать; или не своим цветом нарисованы предметы, которые на самом деле не такие, какие изображены на рисунке (красная река, синие листья, желтое небо и так далее). Большое значение имеет цвет фона, которым закрашен весь рисунок. Например, в рисунке коллектива он может обозначать общую психологическую атмосферу. ‒ Синий — уверенность и спокойствие. ‒ Зеленый передаёт ощущение надежности, принятия, но преобладание зелёного в рисунке говорит о тоске. ‒ Красный — эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. ‒ Желтый — активность, хорошее настроение, позитивный настрой. ‒ Розовый — передает ощущение нежности и чувствительности. ‒ Серый — передает состояние смутной тревоги. ‒ Черный цвет указывает на подавленность и переживания, особенно если его слишком много в детских рисунках. Полное закрашивание, замазывание, заштриховывание (независимо от цвета) «говорит» о сильных отрицательных переживаниях. Закрашенное вызывает у ребенка большую тревогу.

 Также, необходимо обратить внимание на размер рисунка, нажим и расположение элементов. Например, рисунок, который пытается выйти за границы листа, говорит о склонности к необдуманным поступкам, о низком самоконтроле. То, что для ребенка является главным и важным, он рисует большим, а то, что не очень важно  рисует маленьким. Этот метод универсален [5]. Чтобы оценить степень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим означает высокое напряжение. Оно может быть высоким постоянно, на протяжении всего процесса рисования или только в отдельных участках рисунка. А вот слабый нажим, когда линии едва заметные или прерывистые, указывает на упадок настроения и безразличие [2, 6].

     Методы арт-терапии активно применяются мной на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками по снижению уровня тревожности, агрессивности, при работе со страхами и др. Арт-терапия – это бережный, но в то же время эффективный и универсальный, а также, разносторонне- направленный метод. Вся творческая деятельность ребёнка является важным элементом его развития. Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. «Отражая жизнь, ребёнок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актёра» [11].

 Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. «Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.». [4].

Литература:

  1. Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте». СПб «Питер», 2008.
  2. Бондс Л. «Магия цвета». СПб.: Питер, 1997
  3. Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы арт-терапии.» СПБ.; Эксмо-пресс, 2002
  4. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми». — СПб: Речь, 2008.
  5. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». СПБ.; Лань, 1999
  6. Левин С. «Ваш ребёнок рисует». М..,1980
  7. Люшер М. «Магия цвета». Харьков: АО Сфера, 1996
  8. Менджерицкая Д.В. «О детском творчестве» // Детское творчество. М., 1970
  9. Оклендер В. «Окна в мир ребёнка». М.; Независимая фирма Класс, 2001
  10. Остер Дж., Гоул П. «Рисунок в психотерапии». Методическое пособие. М.; Прогресс, 2000
  11. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. «Поэтика фотографии». М.: Искусство, 1990



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы  используем нетрадиционные способы изображения....

Мандала как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.В работе с дошкольниками работать с ма...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Консультация для родителей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедре...