Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по рисованию на тему

Кондратьева Галина Васильевна

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы  используем нетрадиционные способы изображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kondrateva_g.v.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов арт-терапии в работе

с детьми дошкольного возраста.

Кондратьева Галина Васильевна

                                                                       воспитатель

                                                                                                      МБДОУ д/сад №20 "Дельфин"

                                                                           г. Саяногорск

        В федеральном государственном образовательном стандарте содержание  образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение, потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.  

        Основная задача педагогов дошкольного образования научить детей доброте, терпению. Умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. В наше время когда, когда телевизор, компьютер и планшет занимают большую часть свободного времени, родители порой удивляются, почему их дети малоподвижны, раздражительны,  часто капризничают. Проще сунуть ребенку планшет, и спокойно заниматься своими делами. Тем самым мы сами замыкаем ребенка в себе. Ему незачем развивать речь, с компьютером не надо общаться, ему не важны ваши чувства, лишь скорость реакции! Дети часто растут замкнутыми, стеснительными, агрессивными.  Они остаются одни со своими переживаниями, страхами, со своей неуверенностью. У них часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или, наоборот, зажаты. Порою  их трудно увлечь каким-либо занятием, им неинтересно рисовать обычной кисточкой,  акварелью, цветными карандашами.

        Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы  используем нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование  доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении  и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Нетрадиционное рисование позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого дошкольника.

        Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских работ.

Рекомендуем использовать на занятиях с детьми наиболее интересные нетрадиционные техники рисования:

        "Рисование сыпучими материалами (песок, сухие  листья, крупы и др.)            

        Каждую осень в конце сентября мы собираем с детьми желтые, красные листья, высушиваем их на подоконнике ,складываем в коробочку . Сухие листья приносят много радости детям. Они  натуральны, вкусно пахнут, шершавы и хрупки на ощупь.   С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние,  не приклеившиеся частички  стряхиваются. Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Эта техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, дарит чувство успешности.                              

        

           "Рисование солью"

        Оно обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда-нибудь. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз, снег, дым, бабочек.

        "Рисование пальцами"

        Это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Далеко  не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторым дошкольникам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими  социальными установками поведения, в которых родители видят "маленьких взрослых", от которых ждут зрелого поведения, сдержанности. Именно для этих детей "игры с грязью" служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности, дарит чувство успешности.

        "Рисование на мокрой бумаге".

        Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной  пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставляет ребенку особое  наслаждение, дарит много положительных эмоций.

        Наши дети любят рисовать и "мыльными пузырями". Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляя немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена.

        Рисовать можно способом выдувания - для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображение животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают (как бы вдыхают) краску и также осторожно выдувают ее на лист бумаги.

        Цель занятий - не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые он не может реализовать, и дать выход творческой энергии. А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями.

        Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость -  радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.

Список литературы:

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. (нетрадиционные техники). - М.ТЦ "Сфера", 2006.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. // Дошкольное воспитание.- 1991.- № 2.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб.: КАРО, 2007.

                             




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемоника, или мнемотехника          (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увелич...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об особенностях использования метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...