Мастер-класс "Обучение с увлечением – методы и приемы организации внимания детей"
методическая разработка по теме

Казанцева Светлана Александровна

Данный мастер-класс предназначен для молодых педагогов, его организует и проводит старший воспитатель с целью трансляции опыта организации внимания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 72_kazantseva_mk_mip.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Обучение с увлечением – методы и приемы организации внимания детей

Цель: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Задачи:

Повысить квалификацию педагогов.

Стимулировать творческую активность педагогов.

Транслировать опыт приемов удержания внимания детей дошкольного возраста.

 

Материал: свисток, бубен, колокольчик, 2 картинки, чудесный мешочек, доска, маркер.

Ход мероприятия

Части, методы

Деятельность педагога

Деятельность

участников

Установление контакта

Разминка

Сообщение темы

Игра «Атомы – молекулы»

В начале игры все участники  – атомы. Участники беспорядочно перемещаются по залу. По команде участники должны объединиться в молекулы.

По команде: «Молекулы по два!» объединиться в пары; «молекулы по три!» – в тройки и т.д. В молекулу могут объединяться и пять-шесть атомов. Те участники, которым не хватило место в «молекулах»,  временно выбывают из игры. Они могут опять присоединиться к играющим, когда ведущий подаст команду: «Атомы!» По этой команде все «молекулы» распадаются, и все выбывшие игроки снова могут вступить в игру.

Что можно предпринять, чтобы заинтересовать воспитанников, активизировать их внимание?

Говорим, я фиксирую

Необходимо выбирать интересные и эффективные способы.

«Обучение с увлечением – методы и приёмы организации внимания детей на ООД

Участвуют в игре

Предлагают варианты

Основная часть

Теория

Отработка приема

Отработка приема

Объяснения

Отработка приема

 

Рекомендации

Какие бы приемы ни использовал воспитатель в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, нестандартные ходы, творчество и выдумку.

Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным.

Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.

Введете ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.

Организационная игра «Карусель»,

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

 «Клубок дружбы», «Поздоровайся глазками», «Настрой на занятие».

1,2, 3, 4, 5

Можем все мы посчитать.

Это локти их коснемся, эти плечи их коснемся

Вправо, влево мы качнёмся.

Рефлексия, общий круг

Знакомая, простая игра, которая сопровождается четкими действиями и словами, воспитатель выполняет вместе с детьми. Занимает 1 – 2 минуты.

После того как дети собрались и заняли места (при смене деятельности), перед педагогом стоит другая задача — установление тишины. То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания.

Молчание — состояние, противоположное крику. Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог может сыграть на этом противостоянии,

Объявив себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей громкости и т.п.).

Упражнение «А-а-а»

Моя рука поднята вверх вы громко произносите звук «А», по мере того как моя рука опускается звук «А» снижается. Это можно делать быстро и медленно. Можно и регулировать только ладонью (раскрывается ладонь и закрывается). В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные): в понедельник — а, во вторник — о, в среду — э, в четверг — у, в пятницу —  и.

Игра «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать.

Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Кнезиологические упражнения «Кулак-ладонь-ребро», «Стульчик».

«Колокольчик, бубен, свисток»

Педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе — так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным.

Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик, бубен и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.

Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок.

Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики.

А если я буду стучать в бубен, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками.

Вы - волшебные игрушки. Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться. Как только бубен замолкает, вы застываете на месте.

Игровая мотивация служит хорошей завязкой для начала занятия. Начинайте занятие с интриги: помочь герою, кукла пришла в гости, письмо, коробочка с сюрпризом, чудесный мешочек. Известно, что ребёнок делает только то, что ему интересно. Поэтому, простое и мало интересное занятие необходимо обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.

 Вовремя осуществляйте смену видов деятельности.  Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников.

Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать. Смена положения и места во время занятия — посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер.

Переход от темы к «импровизации» педагога, обязательно должен быть логичным.

Отход от темы не должен быть импровизацией, подумайте об этом заранее.

Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.

Игру недаром называют «ведущей»: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.

Простая фраза: «Давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …», «Кто лучше всех сидит…», «Кто лучше…», «Не знаю как правильно?» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.).

Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.

Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Используйте наглядность!!! Игрушки и прочий тематический реквизит, слайды, картины. Яркие, красочные, большим размером.

Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать!

Метод поощрения

Круг поощрений весьма разнообразен. В воспитательном  процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им  способа выполнения задания, выставление значков на стенде и др. (за активное участие в занятии – искорка, фишка, звездочка); дети считают  количество звёздочек, искорок, значков, и очень гордятся этим!

Дети должны знать заранее правила, чтобы их придерживаться.

Правила есть правила — и это может даже быть весело, когда вы настраиваете систему вознаграждений, за каждое достижение.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»

К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя… (мультимедиа, игру, картинки…). Поэтому в вашей копилке должны быть припасены интересные игры на внимание, установление контакта, загадки, динамические паузы и т.д.

Задача педагога — опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все то же самое — нарушить молчание, подвигаться, — но по-нашему предложению. Это значит, что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок.

Повторяют движения

Отрабатывают прием

Отрабатывают прием

Заключительная часть

Рефлексия

Вручение памяток

Пожелания: поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

«Архиватор 3, 2, 1». Назовите 3 момента, понравившихся больше всего. Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе. Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум «Способы, методы и приемы организации группы детей»

Цель:         повышение психолого-         педагогической компетентности...

Статья "Приемы привлечения внимания детей при организации НОД в детском саду"

Статья предназначена для воспитателей детских садов. В статье используются рекомендации по использованию приемов для привлечения, активизации и удержания внимания детей на занятии....

«Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»

laquo;Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»...

Методы и приемы развития внимания у детей с ОВЗ

Внимание среди психических явлений занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельн...

Работа детей раннего возраста в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...

Приемы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В статье раскрыты свойства произвольного и непроизвольного внимания, особенности свойств внимания при патологии речевой функции, приёмы организации внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями ...