"Ох, уж эти ручки!". Развитие мелкой моторики от 0 до 6 месяцев.
план-конспект занятия на тему

Андреева Т.М.

Цель: всестороннее развитие ребенка.

Задачи: - сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечить их полноценное физическое развитие;

               - поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребёнка;

               - способствовать своевременному формированию общих движений и движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребёнка;

               - формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогощать сенсорный опыт многое другое.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем над грудью, и наконец – сбоку от него. Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовывать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый предмет нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать. Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, собственными ножками. Играя, малыш развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а так же координацию тела.

0-3 месяца

       Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки, он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчик на второй и, наконец, возьмётся за предмет каждой рукой по очереди.

3-4 месяца

Упражнение № 1

В этом возрасте малыш случайно наталкивается руками, на игрушки низко висящими над грудью (3 мес.). Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие игрушки (4 мес.).

Пальчиковые игры:

«Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему лицу и лицу взрослого, а так же попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: лицо взрослого яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спине.

Занятие № 1

Воспитатель весело проговаривает потешку и выполняет нужные действия

- Ручки, ручки не скучайте!

(обхватить ручки в локтях, слегка потрясти, чтобы расслабить пальчики)

- Где вы были? Отвечайте!

(перед лицом малыша сводить и разводить его ручки, держа их за локотки)

- Посидели дома?

(похлопать раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотронуться до головы: пусть ощупает свое лицо)

- И пошли к знакомым!

(проделать ручками ребенка те же упражнения с лицом взрослого)

Занятие № 2

Надеть на ручку ребенка яркий носочек или браслет из бусин и начинать игру-занятия со слов веселой потешки:

- Ручка, ручка где была?

(приподнять локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет)

- Спрятаться от нас смогла?

(поводить ручкой предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает)

- Мы тебя сейчас найдем!

(после этих слов не спешить продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой)

- И играть скорей пойдем!

(если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету)

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центу тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение № 2

Малыш захватывает своей рукой ножку.

Пальчиковые игры

«Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит  на спине

Надеть на детскую ножку носочек с бубенчиком и напевать потешку:

- Ручки-ножки, не скучайте!

(соединить стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки)

- Где вы были? Отвечайте!

(сводите и разводите стопы так, чтобы пованивал бубенчик на носочке)

- Поиграть вам хочется?

(направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком)

- Так пора знакомиться!

(помогите малышу схватить носочек)

Совет: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой и наоборот.

4,5-5 месяцев

В этом возрасте малыш рассматривает, ощупывает, захватывает низко-висящие игрушки (4 мес.). Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее не менее 1 минут. (5 мес.).

Упражнение № 3

Малыш ручкой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры

«Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание, захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 мл. и шарики (по 3 шт.).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие № 1

Воспитатель кладет перед ребенком шарик и весело приговаривает:

- Колобок, колобок,

- От чего ты одинок?

- Тесто бабушка месила,

- На один всего хватило!

        Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и предложите:

- Нет, хватило тесто ей!

- Вот второй!

- Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

- Вот и третий колобок!

- До чего румяный бок!

Следите, чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие № 2

Положите перед малышом в ряд 3 шарика, а между ними кубик и начните словами:

- Колобочки, колобочки,

- Пенек один, а вас то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие № 3

Вновь положите 3 шара и кубик (с краю). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие № 4

Выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогите ему удобно распределить пальчики.

- Вот веселый колобок!

- Вот стоит в лесу пенек!

-  А теперь еще пенек!

- А теперь вновь колобок.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнения

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры

«Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы по 3 фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно положить валик)

Занятие № 1

Положите перед малышом брусочек и скажите:

- Будем, будем строить дом,

- Чтоб просторно было в  нем!

- Нам бруски с тобой нужны,

- Вот такие, погляди!

Малыш взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

- Раз брусок, да два брусок,

- Дом ни низок, ни высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите 3 брусок и закончите игру:

- Ну а если третий взять,

- Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие № 2

Положите перед ребенком 3 бруска и 1 конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

- Три брусочка у нас были,

- Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие № 3

Снова положите перед ребенком 3 бруска и 1 конус (он с краю). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие № 4

Выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, во время помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

- Вот бруски для домиков,

- Домики для гномиков.

- Крыши есть для домиков,

- Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты, заранее готовит руку, чтобы удобнее захватит фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

5-6 месяцев

         В этом возрасте малыш берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее не менее 1 минуты. (5 мес.). Уверенно берет игрушку, находясь в любом положении и подолгу ее занимается.

Упражнения

        Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры

«Мячик»

      Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

      Игрушки: шарик диаметром 3 см.

     Условия: малыш лежит на животе.

Занятие № 1

     Протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

- Вот такой прыгучий мяч!

      Сожмите слегка руку ребенком, потрясите ею.

- Он готов пуститься вскачь!

      Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

- Так и просится играть!

      Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

- Трудно будет удержать!

      Переложите игрушку в другую руку малыша или направьте мячик к ней

- Мячик прыгал и скакал,

- В руки снова к нам попал!

      Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие № 2

      Начало прежнее, изменение в ходе игры появляется с слов:

- Так и просится играть!

     Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

- Трудно будет удержать!

     Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

- Мячик прыгал и скакал,

- В руки к мамочке попал!

     Мягко возьмите мяч из рук ребенка.

      Совет: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи. Организуйте «развивающие ситуации, побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

     Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста .Перспективное планирование кружка "Умелые ручки".

Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшег...

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые ручки"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста

Пособие "Умелые ручки"  используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...

Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....

«Волшебные ручки» (развитие мелкой моторики на основе нетрадиционных методик и технологий)

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваю...

Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...