Главные вкладки

    Картотека игр в период адаптации
    картотека (младшая группа) на тему

    Материал может быть полезен воспитателям групп раннего и младшего дошкольного возраста, помощникам воспитателей, методистам ДОУ, педагогам-психологам при сопровождении процесса адаптации детей к детскому саду. 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_v_period_adaptatsii.docx27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр

    в период адаптации с детьми раннего возраста

                                                                                                 

                                                                                                   Разработал педагог-психолог

    МБДОУ детский сад №29

    Полякова Елена Геннадьевна

    Игра «Ладушки»

    Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

    - Ладушки, ладушки./ воспитатель показывает ладошки

    Где были?

    - У бабушки! (вращает кистями)

    Испекла нам бабушка(хлопает в ладоши)

    Сладкие оладушки,

    Маслом поливала,

    Деток угощала.

    Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям)

    Ване два, Тане два.

    Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)

    Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.

            

    Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак)

    Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.

    Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

    - Нежно гладим мы зверят,

    (ладошкой гладит игрушку 8 раз)

    И зверята не пищат.

    Попищим поскорей,

    (сжимает игрушку 8 раз)

    Мишка косолапый

    Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

    – Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

    Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

    Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

    Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

    Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой) .

    Игра «Веселые платочки»

    Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.

    Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками.

    Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

    - Вот платочки хороши!

    (стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком)

    Мы попляшем, малыши.

    Ты, платочек аленький, покружись,

    (кружится, держа платочек в поднятой руке)

    Всем ребятам маленьким покажись.

    Я платочком помашу

    (взмахивает платочком, стоя на месте)

    И с платочком попляшу.

    Ты, платочек аленький, покружись,

    (кружится)

    Всем ребятам маленьким покажись.

    Нет платочков, ай-ай-ай.

    (прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)

    Где платочки, угадай?

    Ты, платочек аленький, покружись,

    (кружится)

    Всем ребятам маленьким покажись.

    Вот платочки хороши!

    (идет к коробке, в которую кладет платочек)

    Поплясали малыши.

    И платочки сложим свои,

    Все умеют милые малыши.

    Игра «Привет, дружок – пока, дружок»

    Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».

    - Привет, привет, дружок.

    Выходи-ка на лужок.

    То прыжком, то бочком, } 2 раза

    Топать, топать каблучком.

    Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками.

    - Пока, пока, дружок,

    Приди снова на лужок.

    Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место.

    - То прыжком, то бочком,

    Топать, топать каблучком.

    Воспитатель ударяет в бубен. Дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой. Игра повторяется с другим ребенком.

    Заиньки

    Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

    – Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

    По лесной лужайке

    Разбежались зайки. (легкий бег)

    Вот какие зайки,

    Зайки - побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

    Сели зайчики в кружок, (присели)

    Роют лапкой корешок (движение рукой)

    Вот какие зайки,

    Зайки - побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

    Румяные щечки

    Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

    - Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?.

    Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

    - Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

    Покажи картинку.

    Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

    Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

    - Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д.

    В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

    Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

    Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

    Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

    Иди ко мне

    Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел! » Игра повторяется.

    Пришел Петрушка

    Материал. Петрушка, погремушки.

    Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

    Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

    Выдувание мыльных пузырей

    Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри.

    (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

    Хоровод

    Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

    Вокруг розовых кустов,

    Среди травок и цветов,

    Кружим, кружим хоровод.

    До того мы закружились,

    Что на землю повалились.

    БУХ!

    При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

    Вариант игры:

    Вокруг розовых кустов,

    Среди травок и цветов,

    Водим, водим хоровод.

    Как заканчиваем круг,

    Дружно прыгаем мы вдруг.

    ГЕЙ!

    Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

    Покружимся

    Материал. Два игрушечных мишки.

    Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

    Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

    Я кружусь, кружусь, кружусь,

    А потом остановлюсь.

    Быстро-быстро покружусь,

    Тихо-тихо покружусь,

    Я кружусь, кружусь, кружусь

    И на землю повалюсь!

    Прячем мишку

    Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? », ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку! » Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

    Поезд

    Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

    Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

    Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)

    Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

    Солнечные зайчики

    Материал. Маленькое зеркальце.

    Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

    Солнечные зайчики

    Играют на стене.

    Помани их пальчиком,

    Пусть бегут к тебе!

    По сигналу «Лови зайчика! » дети пытаются его поймать.

    Игру можно повторить 2-3 раза.

    Игра с собачкой

    Материал. Игрушечная собачка.

    Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

    Гав-гав! Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол.

    Дай, собачка, Пете лапу!

    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо! »

    При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

    Кто в кулачке?

    Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

    Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

    Кто залез ко мне в кулачок?

    Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

    Ну-ка, ну-ка, вылезай!

    Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

    Игра с кистями рук.

    Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».

    Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

    Покатаемся на лошадке.

    Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени) .

    Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) но-но».

    Ребенок повторяет тихо: «Но-но». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Но-но, беги, лошадка! » (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

    Подуй на шарик, подуй на вертушку.

    Материал. Воздушный шарик, вертушка.

    Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.

    Забава с увеличительным стеклом.

    Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое) .

    Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.

    Вместе с мишкой.

    Материал. Игрушечный медвежонок.

    Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки? », «Миша, нравится тебе пить из чашки? » Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

    Игра с куклой.

    Материал. Кукла.

    Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

    Соберем игрушки.

    Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля , тра-ля-ля ,  их на место убираем».

    Передай колокольчик.

    Материал. Колокольчик.

    Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой) .

    Зайка.

    Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

    Зайка, зайка, что с тобой?

    Ты сидишь совсем больной.

    Ты не хочешь поиграть,

    С нами вместе поплясать.

    Зайка, зайка, попляши

    И другого отыщи.

    После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

    Позови.

    Материал. Мяч.

    Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

    Мяч в кругу.

    Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

    Все дальше и выше.

    Материал. Яркий мяч.

    Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

    Бегом к дереву.

    Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

    Мы топаем ногами.

    Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем.

    (Дети берутся за руки, образуя круг.)

    Мы бегаем кругом.

    Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

    Мяч.

    Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть! » После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий пе...

    Картотека игр в период адаптации

    Материал будет полезен воспитателю младшей группы в период адаптации детей в ДОУ....

    Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста.

    Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «...

    Картотека игр в период адаптации

    Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициат...

    Картотека игр в период адаптации.

    Картотека игр в период адаптацииИгры в адаптационный период с детьми 2-3х летОсновная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребено...

    Картотека игр в период адаптации

    Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным....