Морское путешествие
план-конспект занятия на тему

Едиханова Рамиля Мансуровна

Сюжетно - ролевая игра с элементами исследовательского обучения А.И.Савенкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevaya_igra_edihanova.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

                        Междугорный детский сад

Конспект руководства сюжетно – ролевой игры в старшей смешанной разновозрастной группе

Воспитатель Едиханова Р.М.

Тема: «Морское путешествие»

Цель: формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:

• Развивать умение отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле, используя накопленный личный опыт.

• Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь, активизировать словарь детей за счет слов: капитан, кок, касса морского вокзала, необитаемый остров, сундук, перевязка.

• Закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире морей.

• Совершенствовать навыки общения со сверстниками.

• Формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу.

• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, воспитывать у детей культуру поведения; воспитывать уважение к труду работников флота.

Оборудование и атрибуты для игры:

Атрибуты для корабля: детские стулья, флаг, флажки, спасательные круги, якорь, штурвал, подзорная труба, компас, материал голубого цвета, морские обитатели.

Атрибуты для острова: пальма, материал желтого цвета, обезьяна, сундук с бананами.

Атрибуты для кассы морского вокзала: вывеска, касса, билеты.

Элементы костюмов: фуражка капитана, бескозырки, морские воротники, медицинский халат, фартук, колпак, фартуки исследователей.

Оборудование: медицинский набор, кухонный набор, влажные салфетки, фотоаппарат, аудиозапись «Шум моря», сумки, рюкзаки, билеты, бумажные «деньги».

Оборудование для исследовательской деятельности:  Слайды с картинками. Контейнеры с землей, стаканчики с водой, газ-плита, металлическая тарелочка, салфетки, спички, мультимедиа, карандаши, листочки для зарисовок, лабораторные карточки. Энциклопедия дошкольника. Пластиковые стаканчики, семена огурцов.

Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др., беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли: капитан (воспитатель, штурман, врач, кок, матрос, путешественники, кассир.

Научные исследователи.

                                               

                                                        Ход игры.

Вводная часть.

Воспитатель:- я узнала, что в  Южном океане есть необыкновенный остров, мне стало очень интересно там побывать, как же мне туда добраться? Кто хочет отправиться в путешествие вместе со мной?

Определение плана-сюжета.

Для путешествия нам нужен корабль, мы его с вами построим. Давайте вспомним, что есть у корабля?  (нос, каюты, борт, трап, камбуз и т. д.)

Постройка корабля из стульев, больших кубов.

У заветного причала

Нас корабль ждет,

В путешествие морское

Он друзей зовет.

Распределение ролей.

Воспитатель: А кто на корабле главный? (капитан). Что он делает на корабле? Кто же помощники очень длительные и можно проголодаться, кто же нам приготовит еду? Как называют повара капитана? (матросы). Что матросы делают на корабле? (выполняют команды капитана, борются со стихией и т. д.). А если кто-нибудь заболел? Кого необходимо позвать, кто поможет? (врач). Все путешествия на корабле? (кок). Закройте глаза, сейчас будем превращаться в путешественников. (Дети закрывают глаза, воспитатель кладет в ладошку карточку с ролью).

Открывайте глаза, посмотрите, кто в кого превратился? (дети называют свои роли). Я тоже буду принимать участие в вашем путешествии. Кем я буду, узнаете, отгадав загадку.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид

Управляя кораблём,

А бинокль всегда при нём.      (Капитан)

Раздача атрибутов.

Создание воображаемой ситуации.

Капитан: Внимание! Экипаж, прошу пройти по трапу на борт судна. Занять свои места.

Пассажиры приобретайте билеты в кассах морского вокзала. Ждём вас на борту.

Примерный сюжет «Касса»

Путешественник: Здравствуйте.

Кассир: Здравствуйте.

Путешественник: Можно купить билет?

Кассир: Да.

Путешественник: Сколько стоит билет на острова?

Кассир: 30 рублей.

Путешественник: Возьмите, пожалуйста, деньги.

Кассир: Возьмите, пожалуйста, билет.

Путешественник: Спасибо, до свидания.

Кассир: Пожалуйста. До свидания.

Дети-пассажиры поднимаются на борт. Матросы проверяют билеты.

Капитан: Наш корабль отправляется в морское путешествие по морю. Убрать трап! Поднять якорь!

Матросы убирают трап и поднимают якорь.

Примерный сюжет «Больница»

Воспитатель:  путешественник Захар, а давай будто ты почувствовал себя плохо и тебе нужна помощь врача.

Ребенок – путешественник: проводите меня, пожалуйста в каюту к врачу.

Ребенок – путешественник: здравствуйте, доктор, меня наверное укачало на корабле, у меня слабость.

Врач: здравствуйте, присаживайтесь, давайте я померю у вас температуру, поставим градусник.

Врач: пациент, у вас небольшая температура, примите лекарство из нашей аптечки и полежите.

Ребенок – путешественник: спасибо, доктор, я приму лекарство и отдохну в каюте. До свиданья

Врач: до свиданья.

Капитан: Опустить якорь, опустить трап, прошу всех на берег.

Матросы опускают якорь и трап.

Команда с пассажирами высаживается на берег.

Воспитатель: Какой необычный остров! Почему -то нет ни одного растения!  Как вы думаете, почему?

Примерный сюжет «исследователи» по методике Савенкова.

-я предлагаю вам стать маленькими исследователями, а изучать мы будем  верхний слой земли нашего острова , подходит ли она для жизни растений?

Нужно в каюте корабля организовать исследовательскую лабораторию.

-надевайте свои фартуки  и подходите к столу.

Исследовать мы будем используя папку исследователя при помощи карточек – символов.

  1. Символ книга. 

-Как вы, думаете, в каком слое находится почва, а как она образовывается. Где это мы с вами узнаем? (книги-энциклопедии).

 Зачитывается отрывок, рассказывающий о верхнем слое – почве.

 Зарисовка -  верхний слой и остатки растенья.

  1. Символ глаз.

-А теперь давайте посмотрим, из чего состоит почва, какая она. Для этого мы пододвинем к себе контейнеры с почвой и возьмем лупу, чтоб хорошо разглядеть почву (цвет, корни растенья, листья).

Зарисовка остатков растений и цвета.

  1. Символ вопрос

- есть ли влага в почве.  Лаборанты проведут опыт: ставим тарелочку с землей на огонь, а сверху держим зеркало, на котором появятся капельки воды. (В почве есть влага, вода). Вы пока зарисовываете, а мы оставим почву еще на огне и узнаем, что произойдет дальше. Появится запах сожжённых сухих листьев, что еще раз доказывает что? (то, что почва состоит из остатков растений, чтоб это доказать можно сравнить и поджечь сухой листик.

Зарисовка – капля воды.

  1. Символ экран.

- для кого важна почва. Для этого давайте посмотрим на экран. Просмотр видеофильма о животных в почве.

Зарисовка растений и червячка.

  1. Символ восклицания.

- мы знаем, что некоторые животные и червячки живут под землей, а как вы думаете, чем они там дышат (Воздухом)

- а правда ли что в нашей почве есть воздух, давайте это проверим. Для этого возьмем кусочек земли и опустим в стакан, прижмем палочкой, что вы видите? (Пузырьки, выталкивает вода из земли).

Зарисовка воздуха.

-дорогие исследователи,  могут ли растения расти и жить в почве нашего острова, что им нужно в почве для этого?

Исследователи по очереди  с зарисовками  выступают с докладом  о свойствах почвы и делают вывод о том, что в почве есть все условия для роста и развития растений.

- ребята, я предлагаю  высадить в почву семена растений, которые есть в нашей лаборатории и оставить их на нашем острове для того, чтобы здесь появился растительный мир.

Исследователи в стаканчиках с почвой высаживают семена огурцов, поливают их водой.

(Наблюдение за ростом растений, полив и рыхление почвы  продолжается в течение времени, пока ростки не высадим в грунт в огороде участка.)

Капитан:  Наш корабль возвращается из морского путешествия по морю. Убрать трап! Поднять якорь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (речевое развитие) "Морское путешествие" для детей 6-7 лет с ОНР

Во время морского путешествия дети знакомятся со Звуками [М], [МЬ] и буквой "М"....

Конспект логопедического коррекционно – развивающего занятия «Морское путешествие»

«Логопедическая разминка»- ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными в...

Ролево-игровой проект "Морское путешествие"

В нашем детском саду комбинированного вида  для ЧДБ детей  проблеме сохранения и укрепления детского здоровья уделяется особое внимание. Сохранение детского здоровья педагогическими ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"

Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе              Программное содержание:1. Развивать вним...

Конспект игры-путешествия «Большое морское путешествие» с детьми 6–7 лет

Конспект игры-путешествия «Большое морское путешествие» с детьми 6–7 летЦель: развитие творческого воображения, социальной компетентности.Задачи:создание условий для развития внимани...

Игра-путешествие для детей средней группы «Морское путешествие»

Задачи:-закреплять представления о морских обитателях, водном виде транспорта;-развивать воображение память, пантомимическую и речевую выразительность, ориентировку в пространстве, физические умения:-...