Консультация для педагогов «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
консультация на тему

Иванова Елена Владимировна

Консультация для педагогов  «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» состоит из двух частей - теория и практика (игры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

Консультация для педагогов

 «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

                                          Воспитатели: Иванова Е.В.

                                                            Приз Т.Г.

г. Бородино

2017г.

Консультация для педагогов

 «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками.

Актуальность данной темы:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатовым.

В своей педагогической практике нужно применять социо-игровые приемы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.

Наши педагогические принципы должны совпадать с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо-игрового стиля работы, его основатели, определили такой формулировкой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам,

  • Занятия должны быть организованы как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;
  • Социо-игровую технологию надо системно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии можно поставить перед собой такие задачи:

  • Помочь детям научиться эффективно общаться;
  • Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.

Основатели социо-игровой педагогики предлагают следующие законы общения:

  • Не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;
  • Не ворчать, не ныть, не бурчать;
  • Умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее;
  • Будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;
  • Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
  • Поддержи, помоги подняться и победить;
  • Задуваю чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
  • Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
  • Дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии организуют в три этапа:

  1. На самом первом этапе нужно научить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  2. На втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  3. На третьем этапе, общение – это педагогическое средство, т.е. через общение идет обучение дошкольников.

Плюсы социо-игрового стиля:

  • Отношения – «ребенок-сверстник»;
  • Педагог является равноправным партнером;
  • Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
  • Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
  • Дети самостоятельны и инициативны;
  • Дети сами устанавливают правила игры;
  • Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
  • Дети договариваются, общаются (выполняют роль  говорящих и роль слушающих);
  • Общение происходит внутри микрогруппы и между ними;
  • Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
  • Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Принципы, которыми необходимо руководствоваться в работе с детьми по социо-игровой технологии:

  • Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном в шестерках, бывает в четверках и тройках.
  • Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  1. Игры-задания для рабочего настроя.
  2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
  3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
  4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Игра «Фотограф»

Ставим стул спинкой к ведущему. На него садится игрок. Играют в паре. Ведущий показывает позу, в которой должен находиться человек, которого фотографируют, а стоящий человек перед игроком впереди стула говорит, как нужно повторить эту позу – только словами. Затем игроки меняются.

Игра «Преврати предмет»

Все игроки встают по кругу или садятся. По кругу передается любой предмет. Игроки превращают его в другой предмет при помощи пантомимы, мимики. У кого предмет в руках, тот показывает превращение, а остальные угадывают.

Игра «Утро, обед, вечер, ночь»

Игроки встают в круг. По очереди показывают мимикой – утро, обед, вечер, ночь и запоминают какое они время суток. Затем по команде игроки должны разделиться на группы в определенном ведущим месте (утро – у окна, обед – у пианино, вечер – у дверей, ночь – на сцене). По команде разбегаются по своим местам.

Игра «Свидание»

Игроки встают в круг. Нужно глазами найти себе пару и мимикой назначить свидание.

Игра «Театр»

Все игроки делятся на 2 команды. Все они зрители. По очереди каждая команда показывает зрителей, которые какой-то одной национальности (заранее договорившись). Одна команда показывает, а другая угадывает. Одного возраста. Настроение зрителей.

И в заключении я хотела бы задать вам вопрос: Что развивает у детей социо-игры?  (память, внимание, речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"

Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая  технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...

«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ре...

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"...