Консультация развитие коммуникативных способностей детей
консультация (средняя группа) по теме

Шепель Татьяна Николаевна

Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого  общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.                                                                                           Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность,  напевность занимательных потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных навыков. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и современной формой. Огромна роль народного творчества в становлении детской деятельности и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские народные сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.     

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Через весёлые песенки, загадки, пословицы, заклички, потешки, считалки, скороговорки ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней. Повторяющиеся звукосочетания, слов их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью развивается речевой слух, произношение звуков. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсывание, одевание, укладывание спать.

Например, при умывании:

От водицы, от водицы веселей цветы и птицы!                                                                                                                                         

Таня умывается. Солнцу улыбается!

При причесывании:

Расти коса до пояса, не вырони не волоса                                                                                                                         

Расти коса не путайся – дочка маму слушайся!

                   

Используя в своей речи: пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивается умения творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, дать ему яркую окраску. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни помогает понять, что хорошо, что плохо, что красиво и что не красиво.

Колыбельные песенки таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим  видом.

                    

 

 Замечательное воздействие на развитие речи детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Загадки развивают детскую память. Дети любят сами придумывать загадки. Как составить загадку? В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдёт речь в загадке это может быть животное или природное явление. Помогут специальные вопросы:

Какой он?; На что похож?; Когда это происходит?; Отличительные признаки животного?  Придуманные загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.                                                                                                                           Особой популярностью у детей пользуются загадки основанные, на отрицании например «Не собака, а в дом не пускает».Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создают необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие).

    Подвижные народные игры позволяют детям  выполнять движения под  слова игры.           

Использование фольклора обогащает и пассивный и активный словарь детей в игровой форме они учатся общаться с взрослыми и детьми, то есть развиваются коммуникативные навыки.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Развитие коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей детей 5-7 лет"

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей детей 3–4 лет»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, актив...