Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedinenie.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение « Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ « Детский сад « Радуга» комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

Выступление на методическом объединение воспитателей:

« Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»

         

            Подготовила: воспитатель

        Фомичева Е.В.

        Рузаевка 2017го

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературных произведений. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведений, так и выполнение творческих заданий. Всё это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности является определяющей позицией данного направления.

Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в детском саду (группе) книжного уголка. Каждая возрастная группа имеет свой книжный уголок, но хорошо иметь и общий книжный уголок для целого дошкольного учреждения.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. . Его цель – дать возможность ребенку  свободно общаться с книгой. Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

В 1 младшей группе, мы ежедневно привлекаем внимание детей к рассматриванию иллюстраций, чтению коротких произведений. Мы обязательно показываем детям, как перелистывать книгу, правильно держать, куда класть. Учитывая данный возраст, мы часто используем фольклор: потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные. Используем их не только на занятиях, но и в режимных моментах, в играх. Также нам показалось необходимым оформить книжный уголок, куда мы поместили предметные и сюжетные картинки. Мы учим детей рассматривать, отвечать на простые вопросы: Кто (что) это? Что делает? Сначала мы смастерили самодельные книжки – малышки и учили с ними обращаться детей. Через некоторое время внесли в уголок настоящие красочные, яркие, с крупными иллюстрациями книги (книжки-игрушки, книжки-вырубки, книжки-панорамы).

Во второй младшей группе продолжаем работу с учётом усложнения задач, поставленных в программе. Также как и в предыдущей группе, огромную роль отводим фольклору. Включаем произведения, которые вызывают у детей желание двигаться, играть, общаться, проявлять положительные эмоции. В своей работе мы используем такой приём, как рисование под приговорки, потешки. Вместе с ребятами пробуем изобразить то, что описывает поэт в стихах. Проводим игры «Угадай героя по описанию», «Доскажи словечко», «Из какой сказки?», «Кто сказал?». Предлагались детям творческие задания : после чтения сказки «Теремок» изобразить обстановку в домике и т.п. Приобщая детей к литературе, мы использовали выразительное чтение вслух, опираясь обязательно на наглядный материал. Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек разыгрываем сценки из произведений. Также продолжаем работу по анализу художественного текста путём постановки вопросов: Кто? Где? Как? Проводим рекомендательные беседы и беседы о прочитанном. В книжном уголке помещаем книги на разные темы и иллюстрации к ним.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включили в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», «Изобрази услышанное». Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим кижки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: эпитет, сравнение, рифма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п. Среди методов и приёмов по приобщению детей к художественной литературе мы используем игру «книжкина больница», где мы производим ремонт книг; рисование, лепка. Игра по прочитанной книге, инсценировки.

В старших  группах  учим детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировали осознанное отношение к ним, обращали внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

Проводятся  беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформляли тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации принимали участие и дети. Герои книг оживали в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ составляли альбомы, готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывали и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирали необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.п. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились своими впечатлениями о поступках героев.        

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему необходимо с раннего возраста приобщать ребёнка к литературе. Привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя – одна из главных задач воспитания. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет ли ребёнок настоящим читателем, какое отношение к процессу чтения и к литературе выработается у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО

По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...

Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО

По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...

"Организация предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития".

Данный материал может пригодится для организации среды в группе для детей с задержкой психического развития....

Методическая встреча "Организация предметно - пространственной среды в группе по физическому воспитанию"

Методическая встреча « Организация предметно – пространственной среды в группе  по физическому воспитанию» П 3.3. ФГОС ДО – развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальну...

Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с учетом ФГОС ДО»

В процессе развития ребенка окружающая среда не только определяет условия его существования, но и во многом составляет основу для формирования потребностей....

«Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития художественных творческих способностей детей»

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой ...