Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"
методическая разработка на тему

Витязева Екатерина Георгиевна

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, нигде не учиться, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь и наркотики. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе. Если раньше «проблемными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.

Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры дошкольников через совместную

деятельность взрослых и детей

Характеристика проблемы. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, нигде не учиться, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь и наркотики. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе. Если раньше «проблемными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.

Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.

Актуальность. Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу. Поиски путей решения вышеперечисленной проблемы и лежит в основе работы детского сада по профилактике правонарушений и безнадзорности среди воспитанников.        

Методические разработки «Формирование правовой культуры дошкольников, через совместную деятельность взрослых и детей», созданы как для  сопровождения семей «группы риска», так и для благополучных семей. В МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» используются разнообразные  формы и методы работы с родителями, детьми, педагогами, способствующие  повышению правовой культуры всех участников образовательного процесса.  

Цель: формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей.

Задачи:

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий дошкольников.

2.  Обеспечение защиты прав и законных интересов дошкольников.

3. Социально - педагогическая реабилитация дошкольников, находящихся в социально опасном положении.

4. Правовое просвещение родителей (законных представителей).

Сроки реализации мероприятий. Мероприятия рассчитаны на 1 год.

Участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Предлагаемый материал рекомендуется с детьми старшего дошкольного возраста и детьми начальных классов.

План мероприятий по формированию правового поведения воспитанников

Мероприятие

Формы и методы

Сроки

Кол-во участ.

1

«Приключения Маленького Человечка»

Игра - путешествие

Сентябрь, 2014 г.

40

2

«Я - человек»

Творческая мастерская

Сентябрь, 2014 г.

25

3

Права человека

Сказкотерапия

ежемесячно

10

4

Знакомство с Декларацией прав ребенка

Эвристическая беседа

Октябрь, 2014 г.

25

5

«Что имя твое значит»

Словесная игра

Октябрь, 2014 г.

20

6

«Никто не имеет право обижать другого человека»

Сказкотерапия

ежемесячно

10

7

«Чьи права нарушены?»

Дидактическая игра

ежемесячно

25

8

«Я и моя мама»

Сюжетно-ролевая игра

ежемесячно

10

9

«Выбери право»

Дидактическая игра

ежемесячно

25

10

«Я и мой мир»

Творческая мастерская

Ноябрь, 2014 г.

25

11

«Давайте жить дружно!»

Просмотр мультфильма

Ноябрь, 2014 г.

50

12

«Что умеем мы не скажем, а что делаем - покажем»

Творческая мастерская

Декабрь, 2014 г.

25

13

«Буратино идет в школу»

Развлечение

Январь, 2015 г.

50

14

«Как исправить Бармалея?»

Развлечение

Февраль, 2015 г.

50

15

«В гостях на улице и дома»

Сказкотерапия

ежемесячно

10

16

Детский дизайн «Мамина улыбка»

Конкурс детских работ

Март, 2015 г.

100

17

«Я в кругу семьи»

Творческая мастерская

Апрель, 2015 г.

25

18

«Я в кругу друзей»

Творческая мастерская

Май, 2015 г.

25

19

«Вместе весло шагать»

Трудовой десант

Июнь, 2015 г.

24

20

«Путешествие по сказкам»

Сказкотерапия

ежемесячно

10

21

«Дружба творит чудеса»

Творческая мастерская

Июль, 2015 г.

25

22

«Праздник волшебных дел»

Развлечение

Август, 2015 г.

50

Роль воспитанников в проведении мероприятий

        В зависимости от формы проведения мероприятий воспитанники выполняют различные роли. Так, при организации сказкотерапии, дети первоначально являются слушателями, а затем участниками дискуссии, мыслителями. Во время трудового десанта дети выполняют роль защитников окружающей среды, помощников в уборке территории, единомышленников. В творческой мастерской формируется умение дошкольников действовать совместно, находить компромисс при принятии решения, формируется толерантное поведение, умения оказывать помощь тому, кто рядом. В сюжетно-ролевых играх дети учатся распределять роли, сотрудничать, договариваться, уступать друг другу, что является первым шагом к умению выстраивать отношения. В процессе эвристических бесед, словесных игр дети в тактичной форме учатся высказывать свое мнение, терпеливо выслушивать собеседника,  учитывая не только свои желания, но и желания окружающих. Организация развлечений позволяет в увлекательной форме закрепить знания детей, формирует умения вести себя в группе людей.

Ресурсное обеспечение

  1. Кадровое обеспечение

Специальность

Количество человек

Целевое назначение

Воспитатель

13

- организация бесед;

- индивидуальная работа;

- сопровождение детей на развлечениях, трудовом десанте;

- проведение групповых мероприятий;

- организация творческих мастерских.

Педагог-психолог

1

- организация сказкотерапии;

- оказание индивидуальной помощи;

- работа с родителями.

Социальный педагог

1

- информирование участников о предстоящих мероприятиях;

- отчетно-аналитическая деятельность;

- распространение информации через интернет ресурсы;

- организация договоров с социальными службами.

Зам. зав. по ВМР

1

- осуществление координации и контроля.

  1. Финансовое обеспечение

Виды расходов

Количество

Стоимость

Общая сумма

1

Интерактивная доска

1

250 000

250 000

2

Ноутбук

1

25 000

25 000

3

Аудиозаписи

10

300

3 000

4

Видеозаписи

13

300

3 900

5

Демонстрационный материал

16

300

4 800

6

Дидактические игры

15

500

7 500

7

Раздаточный материал

50

300

15 000

Итого

309 200

  1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование

Количество

Целевое назначение

1

Интерактивная доска

1

Представление презентаций, иллюстраций, картинок, фотографий

2

Ноутбук

1

Составляющие ИКТ

3

Аудиозаписи

10

Музыкальное сопровождение

4

Видеозаписи

13

Видео сопровождение

5

Демонстрационный материал

16

Обучающее пособие

6

Дидактические игры

15

Закрепление теоретических знаний

7

Раздаточный материал

27

Приобретение практических навыков

Координация и контроль реализации цикла воспитательных  мероприятий

Координацию и контроль реализации цикла воспитательных мероприятий осуществляет заместитель заведующей по ВМР  и социальный педагог в соответствии с планом контроля, разработанным на основании перспективного планирования.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Контроль документации.

Ежеквартально

Зам. зав. по ВМР

2

Посещение мероприятий, их анализ и координация.

В соответствии с планом

Зам. зав. по ВМР

3

Обратная связь с родителями через сайт ДОУ, страница «Гостевая книга»  

Ежемесячно

Зам. зав. по ВМР,

социальный педагог

4

Контрольный опрос детей по вопросам безопасного поведения детей в социуме.

Март, 2015 г.

Зам. зав. по ВМР

5

Анкетирование родителей.

Май, 2015 г.

Социальный педагог

6

Сбор статистических данных об участии детей и родителей в мероприятиях.

Июнь – июль,

2015 г.

Социальный педагог

7

Аналитическая деятельность.

Август, 2015 г.

Зам. зав. по ВМР,

социальный педагог

 Ожидаемые конечные результаты, их социальная эффективность

        В результате внедрения разработанных мероприятий в образовательный процесс планируется значительно повысить правовую культуру дошкольников. Дети приобретут теоретические знания и сформируются практические навыки поведения в социуме. Дети:

  • овладеют основными знаниями и понятиями о правилах поведения в социальной среде и о роли досуга в формировании образа жизни;
  • научаться доброжелательно контактировать с людьми, проявлять способность культурно вести себя в коллективно – творческих делах;
  • научаться использовать активный досуг в качестве выхода из повышенного эмоционального состояния;
  • освоят навыки самореализации в обществе;
  • приобретут первые навыки стабилизации эмоционального состояния, позволяющие снизить уровень агрессивности и возможности диванного поведения;
  • будут законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
  • научатся проявлять толерантность во всех областях общественной жизни.

Практическая значимость

Работа по формированию правовой культуры дошкольников через совместную  деятельность взрослых и детей позволит уменьшить уровень факторов риска приобщения к вредным привычкам. У детей начнут формироваться навыки поведенческих стратегий в различных жизненных ситуациях. Участие в мероприятиях взрослых повысит правовое самосознание родителей и педагогов.

Наличие опыта, результатов от воспитательных мероприятий

МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»  функционирует  2 года. В детском саду создаются традиции по формированию правовой культуры дошкольников. Особое внимание уделяется формированию правовой культуры  через участие в социально значимых делах и  совместную творческую деятельность детей и взрослых. Рассматривая творческую деятельность как фактор, способствующий развитию умения  договариваться, организовать свой досуг, сотрудничать, в ДОУ успешно внедряется в практику данная форма работы. По итогам 2012-2013 учебного года, детский сад принял участие в 24 детских конкурсах разного уровня (из них 5 конкурсов, организованных ДОУ).  В 16 внеучрежденческих конкурсах  имелись призовые места (Приложение 1, 5). Воспитанники ДОУ принимают  участие в мероприятиях, формирующие поведение ребенка в социуме (акции, месячники, конкурсы и т.д.) (Приложение 2). Ежегодно проводится работа по созданию традиций ДОУ. Формирование толерантного поведения воспитанников  в социуме, умения строить взаимодействия на основе взаимопонимания, принятия здоровыми детьми сверстников  с физическими и психическими недостатками углубленно осуществляется в период проведения акций «Я дарю тебе улыбку», «Весенняя Неделя Добра» (Приложение 3). Мероприятия по социализации детей осуществлялись при непосредственном сотрудничестве  с социальными службами города Салехард (Приложение 4).

Список литературы:

1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.:КНОРУС. 2010.

2. Егорова М. Социальный педагог в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование. 2009.

3. Мардахаев А.В. Социальная педагогика. Учебник. М.: Гардарики. 2005.

4. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. (под редакцией Борытко Н.М.) Волгоград: ВГИПКРО. 2006.

5. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. Учебник. М.: Валдос. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...

Воспитание правовой культуры дошкольников

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный, противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первые представления о социальных нормах поведения людей приобр...

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе

В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...