"Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
статья на тему

Муховикова Юлия

Опытно-исследовательская деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям. Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему,  что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Моя мечта – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. Формирование такого осознанно – правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы  экологической грамотности нужно как можно раньше. Я хочу поделиться одним из методов формирования чуткого и бережного отношения ко всему живому, который мы используем в работе с детьми нашей группы.

        Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему день сменяет ночь?» и т.д., те взрослые, которые отмахиваются от докучных вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг – не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло.

         В 1990 – е годы профессор, академик Академии творческой педагогики  РАОНН Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование или другими словами – опытническая деятельность. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж.

Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями. Так, Песталоцци говорил, что «когда птица очаровательно щебечет, и когда червяк, только что появившийся на свет, ползёт по листочку, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»

         Другой известный педагог М. Макашина ещё в 1880 г. сказала: «…при воспитании детей  от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и  главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыты».

         Проблема детской опытнической деятельности имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П. Павлова осуществился один незапланированный опыт. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей  условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать  новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались

мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакции на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу. 

           Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся  в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности  загружать свою память различными новыми сведениями.

            Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя

багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого

детского экспериментирования – дома и в детском саду. Но, несмотря на прилагаемые усилия, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:

это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

             Исходя из выше сказанного я пришла к выводу, что организация в группе элементарной опытно – исследовательской деятельности поможет мне пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, то педагогический процесс в детском должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дают явления и объекты природы. Поэтому в работе с детьми я много внимания уделяю организации и проведению опытов с объектами живой и неживой природы.

Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования

потому что, как выяснилось,  эксперименты и опыты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов

идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

              Необходимость давать отчёт об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда

умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

              Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности -  наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.) Связь детского экспериментирования и изобразительной деятельности тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

              Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.  Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время

владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

               В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:

1.Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

2.Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

3.Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

                 В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается,  во – первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям, во – вторых, в процессе  этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, в третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование

(одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.)

                  Элементарные опыты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой

комнате на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике.

                   При проведении опытов я придерживаюсь следующей структуры:

1.Постановка проблемы;

2.Поиск путей решения проблемы;

3.Проведения наблюдения;

4.Обсуждение увиденных результатов;

5.Формулировка выводов.

                    Опыты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические  (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).  По характеру мыслительных  операций опыты могут быть различными: констатирующие (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по определённым этапам). По способу применения опыты могут

быть различными.  Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти опыты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные опыты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.

                     Экологические опыты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются опыты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и т. д.). Иногда приходится для проведения опытов забирать животное или насекомое (например, дождевого червя) и приносить его в детский сад. При этом мы стараемся время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после  окончания опыта обязательно вернуть его на то место, откуда он был взят.

                     Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены. При проведении природоведческих опытов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получался в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

                     Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательств, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо  учитывать  то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к.  именно в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное  мышление начинает заменяться словесно – логическим, и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать такие индивидуальные различия, которые имеются между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием

результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах),

сознательное допущение воспитателем  неточности в работе и т. д.). В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него все опыты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

                   Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что опыты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Педагоги и психологи считают, что ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребёнок впервые протянул руку к погремушке. С этого момента он начинает бессознательно манипулировать предметами, а его анализаторы фиксируют  все события.

                  Уже в первой младшей группе манипулирование начинает напоминать экспериментирование, дети уже способны выполнять  простейшие инструкции, им можно предлагать отвечать на простейшие вопросы.

                   Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулированные цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие  причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

                    У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить опыты  по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

                    Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки  причинно  – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?». Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления. В этой группе можно вводить уже длительные опыты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы,  глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том, что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

                     В подготовительной группе  дети  уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов. Дети узнают, почему сменяют друг друга день и ночь, времена года, где на нашей планете самые жаркие и самые холодные места, почему днём не видно звёзд на небе, узнают в экспериментальной деятельности о природных особенностях некоторых  климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т. д.), продолжают  изучать влияние  факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества  (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т.д.)                                                                                                               

                      В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"

Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста  на прогулке...

Консультация для воспитателей "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке".

Консультация для воспитателей"Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста  на прогулке".ФГОС рассматривают решение программных образовательных задач в совместной де...

Консультация "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"

Консультация "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"...

Картотека Опытно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Картотека Опытно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...